Взгляд

Юрий Анников 2
Право жить вместе с человеком, обязывают кошку быть одной из хозяек в доме.
Поэтому она периодически осматривает в нём все закоулки, все подоконники.
«Села кошка на окошко» - это не просто сама себя создающаяся рифма. Звуки эти дышат каким-то далёким детством, даже язычеством!
Попробуем переключить наш современный разум в некое языческое отношение к жилищу.
При такой «перенастройке» восприятия ОКНО по своей сути – одна из границ жилищного пространства, отделяющая его от внешнего мира. И одновременно связывающая! Как же кошке не проверять состояние этой важной границы?
При таком восприятии сама кошка становится живой составляющей духа жилища. Переводя на грубоватый современный язык, вроде как «полпред» домового!

Язычество!
Я всегда с удивлением воспринимал этот термин, обозначающий наше нетеистическое прошлое. Почему корень этого слова – «язык»? Не потому ли, что основа древнего мировосприятия целого народа зафиксирована в его языке и продолжает жить в нас – его «носителях» независимо от совершенствования общего отношения к жизни?
И если иногда мы оказываемся в затруднении при объяснении непонятных проявлений жизни, полезно вдуматься в них способом древних языческих ощущений.

Проникая в эти ощущения, мы тихо осмысливаем нашу ближайшую внешнюю оболочку - НАШ ДОМ.
Жилище позволило человеку, погружённому в суровые условия, обойтись без летаргии зимней спячки, и продлило ему сознательное состояние жизни. Жилище принесло человеку ДОБРО. И языковая память зафиксировала это в словосочетании: ДОБРОТНЫЙ дом!
Мог ли древний человек не отблагодарить дух, подсказавший ему способ создания удачного добротного жилища? Конечно, не мог! Поэтому человек наделил своё жилище неким духом. И «поселил» его в слове ДОМОВОЙ.

Итак, домовой – это некий дух жилища, дома. Но не следует объединять язычество с мистикой. Надо всего лишь согласиться с правом древнего человека «одушевлять» всякое окружение рядом с собой! Это органично для живого разумного существа. И не только для человека времён язычества.
Вот, например, ночь! Невольно вспоминается её языческий образ, воспетый Тютчевым, например, в начале стихотворения «День и ночь»:
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров накинут златотканый
Высокой волею богов.

Но, допустим, это – изыски чувствования поэта.
Но ведь есть и ночные чувствования животных! Например, волк, воющий на Луну. Что это? Боязнь дикого животного, что холод ночи вдруг задержится дольше, чем можно выдержать? И душа волка, видящего в лике Луны отражённый свет Солнца, стонет свою молитву Небу: «Приди Ярило, прогони холод и тоску!»
Вот они – наши языческие проникновения в дух животной природы. Этому духу слышна молитва-тоска. И, откликаясь на неё, он посылает в конце зимы надежду-радость пока только для глаз: короткую «весну солнца», имя которой дал другой поэт природы – М. Пришвин.

… Вернёмся к окнам. Светлая грань в мир из огороженного стенами панцирного пространства жилья позволила когда-то превратить избу в «светёлку»! Дверь – тоже грань, но уже для тела в сравнении со светлой гранью для глаз в тёмных стенах.

Вот и в нашей квартире много окон с подоконниками, каждое из которых тщательно обследовано нашей Муркой. Она знает, что в ванной окно высокое. Выше роста хозяина. Даже запрыгнуть на него не просто. Зато с подоконника этого небольшого оконца видно дальше забора! И они вместе с «духом дома» часто обозревают там дальние подступы к нашему жилищу.
Переселившись в Муркино сознание, вспомним, что она – животное ночное. И, наверно, видит ночью что-то такое, что не видим мы, существа дневные? Возможно, в диапазоне не улавливаемых нами ощущений.

… Я – сегодняшний человек, вхожу в свою ванную комнату с какой-то обыденной целью, скажем, помыть руки. Голову не поднимаю: нет необходимости. Мои действия простые, бесхитростные, когда можно делать одно, а думать о другом.
Но что-то меня стесняет. Что-то легонько «давит» на меня откуда-то сверху. Кручу головой, поднимаю её в сторону подоконника и вдруг встречаю совершенно необычный ОСМЫСЛЕННЫЙ КАК-ТО ПО-ОСОБОМУ ВЗГЛЯД кошки.
Нет, это не её взгляд! Это глазами кошки в меня внимательно вглядывался… Не домовой ли?! Но сразу же после встречи наших глаз Мурка приняла свой привычный образ и стала по-кошачьему безразличной к моей персоне.
Одно мгновенье! Но каким изучающим был тот взгляд со стороны?! И я задумался.

Наверно и вы, читатель, встречали ИЗУЧАЮЩИЙ ВЗГЛЯД животных. Он становится таковым, когда нет ответного взгляда, особенно более мощного, более разумного. Будто душам других животных, птиц, деревьев, растений, насекомых – душе всей природы – запрещено разубеждать человека в его главенстве. В том, что именно он – человек – призван «владычествовать» над ними. (Термин библейский!)
Но звание «владыки» - налагает обязанность быть мудрым, совмещая в себе добрый ум с умным сердцем. Без этого «царь природы» всего лишь «халиф на час», хищник!

Мы с Муркой друзья. И совесть моя перед ней чиста. Поэтому никаких дурных подозрений от своей кошечки я не предполагаю.
Но, вот дух жилища, возможно, почувствовал во мне угрозу для своего спокойствия. Ведь он наверняка знает, что, желая поменять место жительства, мы можем забрать Мурку с собой. И тогда дух жилища останется без возможности отслеживать глазами кошки «порядок в доме», подходы к нему через светлые границы!
Придётся ему подыскивать себе нового полпреда… А это, очевидно, хлопотно! Вот и стал он выискивать во мне недостатки.
Ладно, дух дома! Во-первых, ещё, как говориться, «ни коня, ни воза»! Во-вторых, вдруг новые хозяева оставят Мурку себе? И окажутся более домовитыми, «людьми места», не то, что мы – люди настроения и любители новизны, будто цыгане, с которыми тебе «в шатрах изодранных» очень неуютно? Хранителю порядка в доме, наверняка по душе, когда всё по-хорошему, да ладненько! Так что давай, успокоимся?
Вот так, побеседовав с «духом жилища», я вновь обрёл душевное равновесие.

Лад. Уклад. Складно. Кладезь мудрости… Простые древние слова. Ценность которых ощущал человек далёкого прошлого и передал их нам, создавая наш ЯЗЫК. Затрагивая корни этого языка, мы ощущаем внутренние заповеди, правила жизни, исполняя которые легче различать, что есть хорошо, а что – плохо, что способствует ладу, а что – разладу!

Время меняет миропонимание. Язычество ушло в прошлое, оставив в нашем языке свой особенный способ отражения жизни. Христианство помогло нам впитать в себя мудрость общечеловеческую, подтвердившую многовековые ценности наиболее добротного уклада жизни, когда всё опирается на ЛЮБОВЬ.
Наш разум убеждается в громадной пользе всегда ощущать на себе любящий ВЗГЛЯД Творца нашей Жизни, который прощает, исцеляет и направляет всех, желающих идти по жизни с КОМПАСОМ, а не с закрытыми глазами.
Совершенствуясь в своём отношении к жизни, человек становится способным смотреть на себя взглядом своей СОВЕСТИ, живущей в его праведной ДУШЕ – геноме праведности всего мироздания!

Да! Но нельзя же всё время только сверять свой путь с указаниями компаса?! Есть ли проторенные тропы-дороги, как жить просто и праведно?
Одной из таких проторенных дорог обыденной жизни является постоянное отношение к труду с желание делать всё ЛАДНО, добротно, стремясь к гармонии. И тогда постоянный взгляд Бога на нас будет Отческим!

Тому, кто пока не пришёл к Отче, можно посоветовать запомнить всего четыре строки ладного СКЛАДА слов. Слов нашего языка:

Внимательный природы ВЗГЛЯД
Следит, каков в тебе УКЛАД?
Нацелены на что глаза и уши,
Что наполняет твою ДУШУ?...

С новым 2013 годом, дорогие читатели!
И с первым годом наступившей эры Водолея, требующей совершенствования духовной составляющей в человеке!