Загадочная страна Эльдорадо

Алексей Дякив
Люди  всегда  были  и  всегда  будут глупенькими  жертвами
обмана  и  самообмана  в  политике, пока  они  не  научатся
за  любыми  нравственными,  религиозными,  политическими
 или  социальными  фразами, заявлениями   и   обещаниями
 разыскивать  интересы  тех или  иных  классов.

В.И.Ленин
ПСС т.23 ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА


    Помниться  мне,  еще  на  первом  курсе  я  обещал писать только то,  что  думаю. Но тогда  я  еще  не  знал,  что  с  годами  держать  обещание  станет  все  труднее, и  тем  более  не  догадывался,  к  чему  это  меня  приведет.
    Не  перестаю  удивляться!  Сама  жизнь, с  легкостью  фокусника  сталкивающая  нас  с  людьми, часто  ставит  такие  вопросы, ответить  на  которые  без  ошибок, кажется,  невозможно.  И  какой  из  этих  вопросов  наиболее  важный – попробуй,  разберись.
    Я  печатаю  эти  слова, а   за  моим  окном  падает  снег. Около  года  назад  в  похожий  вечер  я  сидел дома  у  подруги,  которая  только  что  поступила  в  университет, и  мы  вместе  пытались  спасти  первый  ее  зачет. Задание  было  простое: выписать  по  5-6  вариантов  определений «образование»,  «воспитание»  и  других  от  разных  авторов  и  выучить. И  главное - понять.  С  этим-то  возникли  проблемы.   Я  как  старшекурсник  и  соратник  по  учебе  расхаживал  по  теплой  кухне и,  отчаянно  жестикулируя, пытался  донести  значение  каждого слова  и  показать  разницу  между  разными  вариантами  толкования  искомых  определений. Первая  трудность  возникла  с  пониманием  «образования». Множество  авторов  умных  книг  давали  индивидуальные  интерпретации  этого  понятия,  подчас  настолько  замысловатые, что  путали  не  только  первокурсницу,  уныло  сидящую  перед  исписанной  тетрадью, но, что  самое  плохое,  и  меня  тоже. Наконец,  мы  решили  обратиться  к  первоисточнику – закону  об  образовании.  Я  гордо  читал  вслух : «Образование - целенаправленный  процесс  воспитания и  обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся  констатацией  достижения  гражданином (обучающимся) установленных  государством  образовательных  уровней». Указательный  палец  восторженно  повис  в  воздухе  в  тот  момент, когда,  услышав  свой  голос,  я  ничего  не  понял.  Чрез  полчаса  тщетных  попыток  расколдовать  понятие  «образование»,  подруга  ушла  спать,  а  я  остался  сидеть  на  кухне  втроем  с  кружкой  кофе  и  возникшим  чувством  неудовлетворенности.  Осенний  вечер,  предвещавший  приятное  продолжение, был  испорчен  федеральным  законом,  и  я  не  собирался  прощать  ему  это.
   
    Дело  было  даже  не  в  том, что  если  не  понять  одно,  на  которое  наслаивается  все  следующее, то  в  итоге  складывается  полная  неразбериха, а  в  другом – прямо  сейчас  передо  мной,  скрываясь  под  обычными  буквами,  лежал  фундаментальный  дефект,  понять  который  значило  изменить  отношение  ко  всей  системе  в  целом. Чувство  было  такое, будто  совсем  рядом  что-то  неизмеримо  важное, что  еще  мгновение  назад  было  не  только  сложно  понять, но  и  допустить само его  существование. Сначала  я  думал  так:
-  Ну  что  тут  сложного?  Всего-то  пара  запятых, а  ты  уже  раскис  и   запутался.  Ведь  все  учат  и  понимают  это  определение  «образование»,  сдают,  наконец,  зачеты,  значит, смысл  в  нем  обязательно  есть. Что  тебе  именно  не  понятно?
-  Не  наезжай  на  меня,  умник! – осаждал  я  себя.- Твои  проблемы  с  самооценкой  мне  известны. Ты  пытаешься  меня  убедить  в  том, что  я  не  понимаю  элементарного?  То  есть  я  не  способен  без  посторонней  помощи,  подсказок  и  чужих  интерпретаций  понять  что-то?
-  А  как  ты  собираешься   это  сделать,  если  топчешься  на  пустом  месте? Ты  сейчас смущенно  притих   под  гнетом  чужого  авторитетного , как  тебе  кажется,  мнения,  ведь  «федеральный  закон» - звучит для  тебя  зловеще! Тебе  не  кажется,  что  ты  никогда  не  найдешь  ответов, пока  задаешь  совсем  не  те   вопросы?
-  То  есть  вопрос «Почему  я  это  не  понимаю?» ,  по-твоему,  не  тот  вопрос? Ну  ты  даешь! – смеялся  я  себе  в лицо.
- Именно  так. Это  единственно, что  тебя  тревожит? - Часы  на  стене  мирно  отсчитывали  секунды. – Ну  давай,  Леша,  смелее! Это  не  сложнее, чем  сказать  девушке,  что  она  тебе  нравится.  Ну! Задай  еще  какой-нибудь  вопрос,  любой другой,  можешь даже  поговорить вслух – мы  на  кухне  вдвоем  и  никто  не  услышит.
- Какой  еще-то  вопрос? Сейчас  меня  тревожит  то,  что  я  не  понимаю.
- Еще  что-нибудь?
- И  то, что  я  не  понимаю,  почему  вообще  с  тобой  разговариваю.
- А  тебе  больше  не  с  кем  поговорить. Никому  больше  твои  мысли  не  интересны. Я – единственно  оставшееся  для  тебя  референтное  лицо. Ты  даже  самому  себе  признаться  не  можешь, что  пытаешься  понять  то,  что  понять  нельзя. А  кто  вообще  тебе  сказал, что  это  определение  «образование», подсунутое  тебе  понимания,  имеет  смысл? Тебе  слабо  даже  подойти  к  решению  проблемы  с  другой  стороны,  задать  вопрос  по-другому! – Кружка  звучно  встала  на  стол.  Проучить  бы  негодяя, как  же  он  меня  периодически  донимает, но  без  него  я  бессилен, так  что  приходится  с  ним  дружить. – Давай,  парень,  задавай  этот  вопрос!
 -  М…  Что  я  пытаюсь  понять?
 - Да! Именно. Не  «почему  я  не  могу  это  сделать»,  а  «что  я  пытаюсь  сделать».  Теперь  бери  ножик  в  кухонном  столе  и  режь  это  образование  на  куски! Смелее  же!
 - Что  же  я  пытаюсь  понять?..  Понять – значит,  увидеть  взаимоотношения,  взаимосвязи  между  частями  целого.  Ага! Вот  что  ты  хочешь  сказать - разбить  понятие  на  части  и  понять  каждую  часть  отдельно?
 - Разделяй  и  властвуй,  братец! – я  улыбался  себе. – Допусти  саму  возможность  существования  иного  варианта  развития  событий, и  ты  освободишься  от  оков. Кромсай  его!

   Я  разделил  понятие  «образование»  на  части  и  начал  с  конца,  пробираясь  по  скользким  тропинкам  через чащу. «…констатацией  достижения  гражданином (обучающимся) установленных  государством  образовательных  уровней» Что  такое  констатация ? – это (франц . constatation, от лат. constat - известно), установление несомненности существования, наличия чего-либо; сообщение о точно установленном, непреложном  факте  или  явлении.  А  что  такое  образовательные  уровни? - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ : в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. Таким  образом,  как  можно  «установить  несомненность  существования»  «достижения  гражданином», например,  «основного  общего  образования»?
    Что-то  не  так… Чтобы  понять  это,  неизбежно  придется  до(при-) думывать, до(пере-)делывать  исходя  из  собственных (  на  сей  раз  я  дал  себе  такое  право)  соображений.  И  кто  констатирует  «достижение  гражданином (обучающимся) установленных  государством  образовательных  уровней» ?  Он  сам?  Почему  нет?  Если  вольно, но  логически,  интерпретировать  формулировку, то  уровней, конечно, гораздо  больше:  2+2=4  -  уровень  1го  класса,  2+2*2=6   -  уровень  второго. Ученику  достаточно  усвоить  это,  решить  задачку,  показывая,  констатируя  таким  образом, что  он  усвоил, «установил несомненность»  и  справедливость  подобных  математических  действий,  как  ему  тот  час  присваивают  очередной  образовательный  уровень – переведен   из  первого  во  второй  класс – то  есть  «устанавливают  несомненность»  «достижения  гражданином»  образовательного  уровня. Так  и  не  понятно, от  кого  исходит  инициатива. Но  самое  удивительное  то,  что  ребенку… (ой,  пусть  лучше  будет гражданин)  ...  гражданину  вовсе  не  обязательно  думать,  анализировать  и  сомневаться – если  учитель что-то  говорит, значит, это  уже  установленный  свершившийся  факт. Не  важно,  что  2+2=4  - частный, единственный  из  сотен  вариантов  решения  этого  уравнения,-  граждан  с  измальства  приучают  к  строгости  и   безусловности  восприятия  информации, только  так  они   будут  послушны.  Иначе,  если  сказать  правду,  если  намекнуть  юным  гражданам  о  том,  что  вся  настоящая  наука -  система  догм  и  власти  авторитетов,  тщетно  пытающаяся  объяснить  происходящее  вокруг,  связывая  подчас  разрозненные  факты  и  подменяя  понятия  для  «удобоваримости»  для  широких  масс, то  вся  эта  система  в  один  миг  рухнет  под  тяжестью  собственных  противоречий. Так  что  пусть  граждане  в  школе   думают, что  атом  неделим, - в  институте  педагогам  будет,  чем  заняться,  доказывая им  обратное.
   

   А  дальше  по  тексту  - «установленных  государством  образовательных  уровней». Если  образование –  объект,  то  субьектами  могут  являться  лишь  те,  кто  участвуют  в  процессе,  непосредственные  его  участники: они  обмениваются  информацией,  опытом, взаимодействуют, - они   должны  определять  и  соблюдать  правила  этого  процесса.  А  государство-то  здесь  при  чем?  Как  случилось,  что  нечто,  не  являющееся  неотъемлемой  частью  процесса,  не  сидящее  за  партой  и  не  стоящее  у  доски,  умудряется  определять  и  контролировать  этот  процесс? В  чем  причина  ?
   Следую  дальше. «…в интересах человека, общества, государства» Вот  в  этой  солянке  разобраться  было  проще  всего. Информации  море,  например:

Интересы государства — незыблемость конституционного строя; суверенитет; территориальная целостность; политическая, экономическая и социальная стабильность; безусловное обеспечение законности и поддержание правопорядка; развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Интересы общества — упрочение демократии, создание правового социального государства; достижение и поддержание общественного согласия; духовное обновление России (см.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, принята Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.

    Вы  что-нибудь  поняли?  О,  не  ищите  «интересы  человека»  в  интернете,  наш  милый  Гугл  тут  же  тупит  очи  долу  и  начинает  выдавать  что  угодно,  только  не  ответ  на  вопрос. Едва  ли  не  единственное:
Ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”
   
    Я  не  вижу  слова  «интересы». А  что – интересы  человека  разве  не  являются  высшей  ценностью   и  не  охраняются  государством? Именно  ответ  на  этот  вопрос  и  подтолкнул  меня  к  написанию  этого  текста. Ответ  очевиден – нет,  не  являются.  Не  дадим  себя  обмануть:  государство – аппарат  принуждения,  управления, и  не  единственная  необходимость  для  существования  целостного  общества. В  интересах  общества -  чтобы  каждая  составляющая  его  часть (гражданин)  соблюдала  установленные  правила  и  выполняла  свои  функциональные  обязанности. А  в  интересах  человека  что? Что  ему остается?   В  интересах  человека – знать  объективную  правду  о  происходящем  вокруг ( разве  не  к  этому  стремился  человек  все  время,  разве  не  это  знание  дало  ему  возможность  приспособиться  к  условиям  окружающей  среды  и  выжить  как  вид,  разве  не  этим  занимается  любая  наука?),  видеть  взаимосвязи  процессов  и,  как  следствие, иметь  право  выбора. А это  в  интересах  государства? Нет. Почему?  Да  потому,  что  умная,  образованная,  критически  мыслящая  личность  никому  не  нужна  и  опасна – такой   личностью  невозможно  управлять. Принимая  этот  вывод , становится  понятны  все  несуразицы  этого  «законного»  определения  Образования, как  и  все  остальное,  скрытое  под  непроницаемой  маской  лицемерия  и  закрученных  формулировок – все  это  сделано  намеренно.

    И  в  заключении  - «образование». Что  это  такое?  Разве  «процесс  обучения  и  воспитания»?  Разумеется, нет.  Кто  же  мог  засунуть  и  эти  разные  понятия  в  одно  определение? Отбросим  лишнее:  суть  процесса  обучения – передача  информации, а  суть  процесса  воспитания – развитие  заложенных  в  человеке  качеств. Обучение – процесс  копирования, передачи  данных,  которые  позволят  индивиду  существовать  в  среде (обществе)  себе  подобных  и  выполнять  функциональные  обязанности.  А  воспитание – развитие  тех  качеств,  которые  отличают  его  от  остальных  членов  общества. И  если  условие  процесса обучения  известно – «констатация  уровней», одинаковых  для  всех,  то  вот  для  воспитания  этот  критерий  вообще  невозможен: чтобы  воспитать (развить)  в  ребенке, например,  художественные  способности  разве  достаточно, чтобы  он  умел  рисовать  так  же , как   его  сосед  по  парте  или  как  указано  в  учебнике?  Потому  интересен  вопрос :  что  важнее  для  общества -  обученный  человек  или  воспитанный?  А  что  страшнее?
   Так  что  же  такое  «образование» ?  Важно  не  только знать  истинное  значение  слова, чтобы  выработать  отношение  к  тому,  что  оно  обозначает,  но  и  знать от  чего  это  слово  произошло, чтобы  видеть  заложенный  в  слове  изначально  смысл  и  не  дать  ему  исказиться  под  тяжестью  навешанных  на  него  ярлыков. «Образование»  очевидно  происходит  от  «образ» - и  нас  уносит  в  древние  времена,  когда  многие  культуры,  не  имеющие  еще  унифицированного  словесного  механизма,  пользовались  для  передачи  информации  образами – вспомним  рисунки  в  Египетских  пирамидах, например,  или  наскальные пещерные  рисунки эпохи  палеолита. Для  чего  они  рисовались – для  передачи  информации,  причем  «рисунок»  гораздо  более  информативен, по  сравнению  с  буквой,  и  именно  благодаря  им,  не  имея  часто  иных  источников, мы  и  сформировали  свое  представление  о  прошлых  цивилизациях. Потому  образ и   умение  создавать   этот  образ – наиважнейший  во  все  времена  навык. Но  кроме  того,  образ – это  приложение  усилий,  затрата  ресурсов  того,  кто  формирует,  создает  образ,  процесс  всегда  идет  через  призму  личностного  отношения ,  анализирования  увиденного и  воплощенного  в  различных  образах:  рисунке, резьбе  по  дереву  или  камню, в  изделии,  предмете , книге  и  тд.  Понятно,  что  этот  процесс – прежде  всего  процесс  мыслительный,  творческий: прежде, чем  что-то  сделать,  необходимо  помыслить,  представить  конечный  результат  и  что  для  воплощения  образа  нужно – без  этого  образование  образа  невозможно. У  любого  образа,  каким  бы  он  не  был,  есть  автор. Печатая  эти  слова,  я  создаю свой  образ, который  читающий  будет  принимать  или  не  принимать  сообразно  своему  опыту, убеждениям,  ожиданиям  и  тд., но  отношение  читающего  не  меняет  ни  его форму, ни   структуру – это  может  сделать  только  автор. Применительно  к  процессу  образования,  автор  формирует  свой  собственный  образ,  причем  в  буквальном  смысле - образ  самого  себя -  может  образовать  из  себя  и  изменить  себя  каким  угодно  образом – из  невежи  сделать-Ся  вежливым, из  неведающего – знающего,  воплотиться  и  в  обученного  и  в  воспитанного. Автору  можно  только  подсказать  путь  и  способы, но  сам  образ  создает  только  он  сам.
    Восприятие  образа  происходит  сразу  целиком,  даже  если  я  начапетаю  разлчниые  слова,  пересавтляя  буквы,  вы  все  равно  меня  поймете,  потому  что  слово – тоже образ, воспринимаемый  глазом  целиком, мы  читаем  по словам, а  не  по  буквам.  Именно  эта  характерная  привычка  целостного  восприятия  образа  играет  с  нами  порой  нехорошие  шутки,  когда  мы,  воспринимая  человека  «по  одежке», ошибаемся, спеша  с  преждевременными  выводами  на  его  счет.
    Образование  себя – процесс  долгий  и  тем  более  интересный, чем  он  труднее,  чем  более  насыщен  сомнениями,  поисками,  трудом  и  попытками. 
Удивительно, что  мы  видим,  оперируя  слово:

   Корень  «образ»  - корень  со  значением «внешний  вид, облик», «мнение,  представление», «образец»,  «традиция»
   Суффикс    -ова-   -  суффикс  действия, со  значениями «превращать в кого-либо»,  «наделять чем-либо»,  «совершать действие, свойственное определенному месту»  или  «привести (прийти) в указанное состояние».
  Суффикс   - ни- ( -ние)   -  при добавлении к основе глаголов образует имена существительные среднего рода со значением единичного предмета как объекта или результата действия
   В  этом  слове, как  и  в  любом  другом,   есть  все ,что  нужно : «образ» - цель, -ова-  - способ  достижения, -ние     -  конечный  результат. Остается  только  пара  производных: « что  мы  хотим  достичь?»  и  « каким  именно  способом?». Это  два  простых  вопроса, от  которых  напрямую  и  зависит  конечный  образ – личность. Но  мыслимо  ли , чтобы  юный  гражданин  в  самом  начале  пути  задавался  подобными  вопросами  и  ясно  видел  конечный  результат?  Именно  в  этот  момент  легче  всего  вложить  в  слова  неверный  смысл, направить  по  нужному  «в  интересах  общества  и  государства» пути, обставить  все  это  ярким  костюмированным  действием  с  шарами  и  музыкой   и  преподнести  все  это  юному  ничего  не  подозревающему  гражданину  в  качестве  истины, - он  свято  будет  верить, что  все  хорошо  и  правильно,  всю  оставшуюся  жизнь.
    Именно  поэтому  важно, чтобы  образ-цель  был  статичен,  неизменен. Именно  поэтому  педагогика  со  всеми  своими  сюрреалистическими  моделями  повинна  в  том, что  целые  поколения  доверившихся  ей  людей, становились  заложниками  быстро  изменяющихся  исторических  ситуаций  - 17 веков людей  учили, что  Солнце  вращается  вокруг  Земли,  70 лет  людей  учили  в  неизбежность  грядущего  светлого  коммунистического  будущего  и  тд. Именно  педагогика,  вмешиваясь  в  святая  святых  человека,  не  соответствует  той  ответственности, которую  на  себя берет, превращая   образ-цель   в  размытый  туманами  горизонт,  к  которому  можно  только  бесконечно  стремиться, но  не  достичь.
 -  Ай,  да  молодец, Леша! – Пятая  кружка  кофе обжигала  губы.- Ты  можешь  собой  гордиться . Ты  хоть  понимаешь, что  эту  твою  писанину  не  только  не  примут  в  универе, но  и  влетит  тебе  за  нее  порядочно – ты  ведь  противоречишь  всему, чему  тебя  учат. Преподаватель  будет  вправе  думать, читая  это,  что  плохо  делал  свою  работу. Для  чего  все  это  тогда?

- Неужели? Ты  за  полчаса  сделался  моим  обвинителем? Ты  плохо  следил  за  текстом.  Вся  педагогика  зиждется  на  ею  же  установленных  принципах, один  из  которых -  принцип  гуманизации  воспитания, который  в-частности гласит, что  педагогика  обязуется  «уважать позиции воспитанника  даже тогда, когда он  отказывается  выполнять  предъявляемые требования»  и  «признать  права  личности  на полный отказ от формирования тех качеств, которые  по  каким-либо  причинам  противоречат  ее убеждениям». Мой  преподаватель  будет  вправе  чувствовать  гордость  за  своего  студента, прилежно  изучающего  принципы  педагогики.
   Тебе еще интересны  причины?  В  универе  учат, что  противоречие – двигатель  любого  процесса. Это  и  есть  причина. В  детстве  я  читал  сказки, у  которых был  один  конец – «жили  долго  и  счастливо», и  я  вправе  был  думать, что  именно  этим  всегда  все  заканчивается. Но  теперь  я  чувствую  себя  обманутым. В  универе  меня  заставляют  читать  книги. Да еще  говорят : «Прочитайте,  выпишите  и  запомните». Не  говорят : «Прочитайте  и  постарайтесь  понять, правда  ли  это», а  именно  безусловно  «запомните». Меня  лишают  права  выбора. Я  вообще  не  обязан  верить наслово, тем  более  авторам  книжек, которые  часто  друг  другу  противоречат.
- Что  тебе  с  того? Зазубрил,  ответил  на  зачете, получил  оценку, потом  диплом  и  все – цель достигнута. Ой, Лешенька,  ну  не  надо  строить  из  себя  рыцаря,  благородного  идальго,  бросающегося  на  ветряные  мельницы. Ты  пытаешься  доказать, что  ты  умнее  окружающих? Зачем?
- Ну  и  гад  же  ты!- в  такие  моменты  я  готов  поколотить  сам  себя… - Подтолкнуть  меня  к  размышлениям, потратить  столько  сил  на  них, а  потом  их  же  подвергать  сомнению!  Ты  сумасшедший!
- Я-то? – Чайник  призывно засвистел, хитро  намекая  на  шестую чашку  кофе. – Это  ты  погряз  в  противоречиях! Это  ты  ищешь  себе  оправдания, не  в  силах  принять  окружающий  мир  как  факт. Ты  загоняешь  себя  в  тупик. И  ты  сам знаешь, что этому  скоро  придет  конец!
-  Да, ты  прав. Это  конец… Но, знаешь  ли… что  такое  «конец»? – это  промежуточная  стадия  Кона, его  маленький  эквивалент. Кон – это  одновременно  и  место  и  время, и  завершение  и  начало. Именно  на  Кону  происходит  осмысление, анализирование  произошедшего. На  Кону  же ставятся  ставки и  , главное,  устанавливаются  новые  правила  игры. Да, игры, потому  что  игра – это  действие  с  целью  достижения  результата  посредством  выполнения  определенных  правил.  Это  и  есть  жизнь. Только  на   Кону  устанавливаются  правила  и  они  обязательны  для  соблюдения  всеми,  включая  тех,  кто  эти  правила  устанавливает. Невозможно  играть  в  новую  игру  по   старым  правилам. Все  правила, принимаемые  по  ходу  игры,  находятся  за  Коном, а  потому  силы  не  имеют. Потому-то, Леша, ты  прав – это  конец, именно  тот  конец,  с  которого  все  только  начинается. Именно  противоречия  привели  меня  на  Кон, и  я  хочу  начать  новую  игру   по-другому.
- Что? Это  как  же?
-  Без  противоречий!  Я  тоже  хочу  жить  спокойно,  наслаждаясь  лучами  солнца  и  улыбками  людей. Я  жил  так, пусть  недолго.  Я  как  испанский  моряк  ищу  загадочную  страну  Эльдорадо, где  нет  лжи, нет  слез  и  нет  расставаний. И  я  знаю,  что она  существует! Где  нежное  солнце  светит  всем  и  все  счастливы. Где  каждое  слово правдиво, а  люди  открыты  и  честны, потому  что  некому  завидовать  и  незачем  обманывать. Я  знаю, что  это  возможно…
- А  как  же  я? Ведь  тогда  я  стану  тебе  не  нужен…
- Да. Долгие  годы  ты  был  единственным  моим  противоречием, преследуя  меня, как  ночной  кошмар.  Ты  был  моей  проблемой, ты  же  подсказывал  решения.  Ты  шел  рядом  со  мной  по  длинным  коридорам  универа: от  щенячьей  радости  на  первом  курсе  до  глубочайшего  разочарования  на  четвертом. Ты  изматывал  меня  в  многочасовых  дискуссиях. Ты  рождал  слова  и  чувства, ты  двигал  меня  вперед, спасибо  тебе  за это. Но  я  устанавливаю  новые  правила  новой  игры, и  в  ней  тебе  нет  места. Прощай…
   
   За  окном  падал  снег. Меланхолично  и  бесшумно.  Повисая  на  ветках  деревьев  пышной  бахромой,  пряча  следы  на  земле. Из  окна  кухни  я  не  мог  видеть, идет  ли  сейчас  снег  в  Эльдорадо. Но  если  даже  идет, то  я  знал, что  к  утру он  обязательно  растает,  оставляя  после  себя  лишь  искрящиеся  на  солнце   капли, создавая  тот  удивительный  блеск, который  много  веков  манил  к  себе людей.