Часть V

Владимир Лямин 3
Товарная биржа.

Развитие товара, цена которого образуется путём торгов, приводит к созданию торгового товарищества – собрание торговых людей. Это товарищество затем преобразуется в общественную торговую организацию товаровладельцев – товарную биржу. Владельцы товаров чётко делятся на покупателей и продавцов, и каждый попеременно – через известный промежуток времени – из покупателя превращается в продавца, а продавец превращается в покупателя. Если затронуть информационную сторону дела, то следует сказать, что у брокера, например, скапливается вся информация о производителях, готовых продать, и о потребителях, готовых купить, а также информация о ценах. Связь этих производителей и потребителей осуществляется через брокерскую контору. Если, к примеру, представитель производителя сегодня через брокера – этого посредника между продавцами и покупателями – покупает товар, то, допустим, через день-другой или через определённое время он продаёт товар и, возможно, через того же брокера. Хотя можно допустить, что производитель покупает сырьё постоянно через одну брокерскую контору, а свой продукт продаёт через другую, например, на внешний рынок. Но и в этом случае мало что меняется, не смотря на то, что биржи не зависимые друг от друга. Главное заключается в том, что правила торговли одни и те же. Необходимо отметить, что торги сопровождают торговые отношения с самого начала их происхождения и изменения здесь небольшие. Главное изменение – это, первое, чёткое разделение товаропроизводителей на покупателей и продавцов, посредником между которыми выступает брокер. И хотя каждый производитель остаётся покупателем в одном отношении и продавцом в другом, все его торговые операции купли и продажи осуществляются через биржу. Второе, происходит огромное развитие в организации биржевой культуры относительно правил торговли. Это свидетельствует об устойчивости законов торговли, которые соответствуют равноправию и справедливости и соблюдение которых гарантировано  самой формой торговых отношений. Эти законы и правила, между прочим, определяют юридическую практику применения норм торговли, да и всю торговую жизнь общества…

Бумажноденежная форма продукта
и товарная форма бумажных денег.

Бумажные деньги в качестве счётных денег, покупательного средства и средства платежа не нуждаются в услугах всеобщего эквивалента, каковым является золото в качестве денежного товара, поэтому золото становится в общий ряд простых товаров. Всеобщей формой продуктов труда становится бумажноденежная форма. Теперь вместо того чтобы сказать, что стоимость воспроизводимого продукта состоит из затрат средств производства и такого-то количества труда, обыкновенно говорят, что продукт труда стоит столько-то единиц бумажных денег, например, столько-то долларов. Во времена монеты все товары представлялись позолоченными и посеребренными, со времён распространения бумажных денег продукты труда стали приобретать бумажноденежную форму. Бумажноденежная форма бытия продуктов в выражении их стоимости становится всеобщей. И вот здесь возникает затруднение во многих определениях связанных с обменом бумажных денег на продукт труда.
Раньше мне приходилось упорно доказывать, что бумажные деньги не имеют стоимости, а потому не могут быть эквивалентом стоимости товара подобно тому, как трамвайный билет не может быть эквивалентом стоимости трамвая. И это действительно так. Ещё во времена де Голля «стоимость бумаги, на которой напечатана одна стодолларовая банкнота, - всего три цента». Но ведь на сто долларов можно купить товаров гораздо больше, чем на три цента! Вот такое образовалось противоречие, которое по моим сведениям никто объяснить рационально не мог, а тем более никто не объяснил, как разрешается это противоречие. Действительно, в показанном примере стоимость стодолларовой банкноты ничтожна, поэтому можно сказать, что бумажные деньги, какой бы они не носили национальный мундир, стоимости не имеют и их стоимость равняется нулю. Но происходит обмен бумажных денег на товары, которые имеют стоимость!!! Как объяснить этот парадокс? Как объяснить этот феномен бумажных денег?

Мы никогда не ответим на этот вопрос, если, во-первых, будем рассматривать обмен товаров на бумажные деньги как обыкновенный фетиш, забывая, кто за этими товарами и деньгами стоит. Во-вторых, мы никогда не ответим на этот вопрос рационально и не разрешим противоречие, если будем рассматривать, как это обыкновенно бывает, отношение односторонне: либо так, либо не так. Последний способ хорош для дискуссий, в которых рождается не истина, а заблуждение. В научном отношении обе стороны имеют равное значение, и вся проблема кроется в полном освещении отношения сторон друг к другу и тем самым «разоблачение» каждой стороны в отдельности.
Каждый продукт труда имеет два значимых общественных свойства: потребительную стоимость, удовлетворяющую какую-либо потребность и стоимость как общественное отношение между товаровладельцами. Это касается каждого продукта труда и это касается бумажных денег, которые не являются исключением. Так что становится вполне понятно, что если бумажные деньги не имеют стоимости, то отсюда не вытекает, что бумажные деньги не имеют потребительную стоимость. Наоборот, дело заключается именно в том, что бумажные деньги обладают всеобщей потребительной стоимостью, которая в количественном отношении удовлетворяет потребность всех членов общества. Вот таков исходный момент для анализа современной торговли.

Покупательное средство.

Торги на биржевых площадках формируют цены продуктов, и эти цены могут отличаться от их стоимости, что даёт производителям сигнал о состоянии дел на рынках. Заключаются контракты между продавцами и покупателями, и каждый гарантирует продажу или оплату своим имуществом. Без этой гарантии отношения между покупателями и продавцами могут не состояться. Хотя вполне возможно, что проблемы ответственности и гарантии в случае форс-мажорных обстоятельств может брать в свои руки суд. Впрочем, меня здесь технические проблемы и вопросы в настоящее время интересуют меньше всего. Итак, что происходит в обмене товара на бумажные деньги? Потребительная стоимость товара удовлетворяет потребность покупателя, а потребительная стоимость денег удовлетворяет потребность продавца в реализации цены его товара и соответственно в реализации стоимости. Происходит не обмен стоимости товара на меновую стоимость бумажных денег, не обмен стоимости (труда) на стоимость (труд), а обмен стоимости товара на потребительную стоимость бумажных денег. Со стороны продавца – это стоимость товара, со стороны покупателя – это потребительная стоимость продукта, который он хочет купить; продавец смотрит на бумажные деньги как на стоимость своего товара, покупателя интересует потребительная стоимость товара и покупает он не стоимость товара, а его потребительную стоимость, хотя при этом он должен выложить сумму бумажных денег соответственно торговой сделки, то есть удовлетворить потребность владельца продукта в его желании реализовать стоимость своего продукта. Обмен вообще возможен только тогда, когда потребительная стоимость продукта труда соответствует общественной потребности. Это основное условие общественной торговли, которая стремится к тому, чтобы качество продуктов повышалось, а стоимость продуктов понижалась. Так что современные бумажные деньги скорее похожи на известные квитанции Маркса, только эти «квитанции» всеобщего образца. Основное значение бумажных денег, стоимость которых ничтожна (отсутствует), удовлетворять потребность своим количеством: купить такое-то количество потребительной стоимости, оплатить такую-то величину стоимости продукта. Эта характерная особенность денежного материала наблюдалась уже в обращении монет, которые поистёрлись, потеряли в весе, но продолжают исполнять своё покупательное действие наравне с полновесными монетами. По-видимому, именно это понимание и проявил Маркс, когда говорил о квитанциях при социализме. Точно также необходимо понимать, что если Маркс говорил о том, что внутри социалистического общества не будет товарно-денежных отношений, то это не значит, что на этом закончится обмен товарами между обществами. Но!!! СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И МНОЖЕСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ НЕ БЫВАЕТ, ЭТО НОНСЕНС! Это специально для тех, кто хочет мыслить и чему-то научиться самостоятельно, а не слушать «пролетарских вождей». Классики говорили только об одном МИРОВОМ И УМИРАЮЩЕМ ГОСУДАРСТВЕ! Это для тех партийных предателей рабочего класса, которые променяли совесть на фиктивный капитал и тайное обогащение.

Таким образом, потребительная стоимость бумажных денег удовлетворяет потребность их владельца в потребительных стоимостях всех других товаров, которые способны удовлетворять потребность покупателя и которые покупатель способен купить. При этом покупательная способность бумажных денег зависит от их количества, поэтому у граждан формируется стремление иметь как можно больше этих денег. Так что количественное значение денег к величине потребности человека имеет прямое отношение. Разумеется, пройти мимо этого феномена денег просто так, не замечая этого, граждане не могут. Сдержки и противовесы в этих отношениях всегда были и главную роль в равенстве и справедливости этих отношений выполняют торги. Но здесь также надо иметь в виду место и время. После того как бумажные деньги завладели, условно говоря, производством и отодвинули золото в ряд простых товаров,  из золота богатые русские люди стали строить домашние туалеты, о чём всегда мечтал Ленин. Правда, он мечтал из золота построить общественный туалет, но его бывшие партийцы план перевыполнили.  Надо прямо сказать, роль бумажных денег как покупательного средства, избавившегося от крепостной зависимости золота, возросла многократно. Теперь все хотят деньги «зарабатывать», чтобы это не значило. Но стремление иметь больше денег и преследование этой цели проистекает не из природы человека, как думают некоторые спекулятивные мыслители, а из природы способа производства.  Это стремление и цель к обогащению у граждан возникает тогда, когда государство только-только возникает.  А также во времена перемен. Но в основном стремление и цель образуется только при особой форме общественного производства и обмена, проистекает первоначально из спекулятивно-денежного производства, когда действительный денежный капитал постепенно  превращается в фиктивный и спекулятивный капитал и во время горячки спекулятивного капитала, особенно после кризисов. Это – вторая стадия развития капитализированного человечества.

Платёжное средство.

Рабочий заключает с капиталистом согласно товарному производству торговую сделку: продаёт свой товар – способность к труду на определённое время. Капиталист или его представитель заключает с рабочим договор – контракт. Согласно этому контракту капиталист становится обязанным оплатить в будущем стоимость рабочей силы. Деньги в данном случае фигурируют в качестве платёжного средства. Потребительная стоимость рабочей силы, её полезность в труде, уже осуществляется, но оплата рабочего состоится позднее, через определённый промежуток времени, согласно контракту. Контракт в руках рабочего – это своеобразный вексель, поэтому в случае форс-мажорных обстоятельств рабочий словами Шейлока из «Венецианского купца» Шекспира может сказать: «Я требую по векселю уплаты!» Торговые отношения предполагают равноправие и справедливость, так что здесь всё соблюдено в рамках практики торговых отношений и законов юридического характера, проистекающих из этих законов торговли. Исходя из современного денежного материала – бумажноденежной формы, отношения между рабочим и покупателем изменяется, но не на столько, чтобы можно было сказать, что это отношение исчезло. Наоборот, отношение стало ещё более конкретно, чем было в прошлом. Рабочий – продукт современного производства и вынужден подчиняться распорядку общественного дня, третью часть которого он трудится в производстве продуктов для общества. Все его трудовые способности сформированы в обществе, и именно эти способности рабочий применяет в производстве. Как продукт общественного производства рабочий, как и всякий продукт труда, имеет стоимость, в которую входит прошлый труд в приобретении способности к труду, и потребительную стоимость, которая в течение её потребления удовлетворяет потребность производства, а значит и владельца этого производства.

Таким, по крайней мере, представляется рабочий во времена Маркса и если следовать его остротам, которые он применил в анализе стоимости товара, то можно и относительно рабочей силы его же словами сказать о стоимости рабочей силы: «Стоимость товаров тем отличается от вдовицы Куикли, что не знаешь, как за неё взяться». Том I., стр. 56. Вот так приблизительно обстояло дело и с рабочим и его рабочей силой во времена Маркса.  Теперь гораздо проще, потому что всё стало конкретней и определённей. Рабочая сила неотделима от самого рабочего, да и достоинство рабочего в производстве касается самого рабочего вместе с его рабочей силой – это одно целое, человек производства. Поэтому рабочий не может продавать потребительную стоимость своей рабочей силы без того, чтобы самому быть отделённым от неё,  не отказываясь от собственности на неё. Сейчас такое разделение рабочей силы от самого рабочего выглядит очень неубедительно, хотя и привычно. Рабочий как продукт общественного способа производства продаёт собственнику производства свою рабочую силу, а вместе с ней и свою собственную жизнь  на определённое время обусловленного договором, например, на 1/3 суток. Так что речь уже пойдёт о стоимости жизни рабочего. Вот это убедительно! И эта продажа будет совершаться до тех пор, пока существует наёмный труд. Так что наёмный труд – это наёмное рабство в его современной форме. И пока существуют индивидуальные государства, это рабство так и будет продолжаться, ибо государство было создано для эксплуатации рабов: прямое рабство, крепостное рабство,  наёмное рабство. Оттенки и переходные периоды от одной формы к другой не представляют собой существенного значения. Так что уже здесь можно смело сказать, что народы могут освободиться от наёмного рабства только тогда, когда откажутся от собственных государств. Когда будут согласны разорвать узы с собственными эксплуататорами в пользу мирового государства, которое в зачаточной форме уже существует. Отказ от собственного наёмного рабства – это отказ от собственных эксплуататоров, а государство мира в этом случае сформируется гораздо быстрее, чем это можно ожидать. У эксплуатируемых народов несколько путей выхода из-под власти собственных государств: революционный путь, мирный,  сочетание обоих путей и просто присоединение к сильному союзу государств. По крайней мере, только благодаря этому сокращению собственных бюрократов, прохиндеев различных мастей и дармоедов жизнь рабочих улучшится и перестанет быть наёмным рабством, потому что в этом случае рабочие и их служащие предприятия становятся непосредственно собственникам средств производства. И в отношении своих служащих быстро разберутся и с равноправием, и со справедливостью. Вот так, господа эксплуататоры, их сексоты и партийные предатели рабочего класса! Выход у партийных предателей рабочего класса один: смело становиться на его сторону и защищать его интересы, в противном случае партийные бюрократы  вполне могут оказаться на помойке истории. Дело к этому идёт, продвигается очень быстро, особенно в тех государствах, в которых структура управления остаётся архаичной.

А теперь можно сказать о современном способе производства и о состояние дел в области производства. Стоимость жизни рабочего определяется торговой сделкой между собственником средств производства и самим рабочим. Первоначально торг между капиталистом и рабочим совершался на рынке труда непосредственно, теперь через биржу труда, которая существует в каждом населённом пункте и где есть достаточное количество работоспособного населения. Биржа труда становится социальным учреждением необходимым для развитого буржуазного государства. В этих биржевых участках происходит учёт работников и безработных, контроль над состоянием дел на производствах, и распределение рабочих по сферам производства, а также выплата временно безработным пособий. Стоимость жизни рабочего определяется таким же способом, как и стоимость любого продукта труда. Различие лишь в том, что счётные деньги здесь применяются в виде заработной платы в выражении цены рабочей жизни, то есть идеальное выражение стоимости жизни рабочего осталось таким, каким это определение исторически было зафиксировано. В руках владельца средств производства бумажные деньги в отношении рабочего фигурируют в качестве платёжного средства, в руках рабочего бумажные деньги становятся покупательным средством и выполняют по отношению к жизненным средствам ту же функцию, какую эти деньги выполняют по отношению ко всем продаваемым продуктам. Таким образом, стоимость жизни рабочего является эквивалентом стоимости жизненных средств, но рабочий покупает не цену предметов потребления, а их потребительную стоимость, покупает полезные свойства предметов потребления, хотя и обязан выложить определённую сумму бумажных денег, потому что продавца жизненных средств интересует количество денег, а не потребительские свойства продуктов. Хотя, конечно, продавец вынужден заниматься изучением потребительских свойств своих продуктов, иначе их никто не купит. Но это уже проблемы микроэкономики и меня они здесь не интересуют.

Кредитор и должник.

Рабочий кредитует капиталиста своим трудом и сам берёт себе пропитание до зарплаты в кредит. Вот пропитание рабочего класса во времена Маркса: «Вот пример. В Лондоне существуют двоякого рода булочники: «full priced», продающие хлеб по его полной стоимости, и «undersellers», продающие его ниже стоимости. Последняя категория булочников составляет около ; общего их числа (стр. XXXII в «Report» правительственного комиссара Х.С. Трименхира относительно «Grievances complained of by the journeymen bakers etc. London, 1862). Эти undersellers продают почти исключительно хлеб с примесями квасцов, мыла, поташа, извести, дербиширской каменной муки и другими столь же приятными питательными и здоровыми ингредиентами. (См. цитированную выше Синюю книгу, а также отчёт «Committee of 1855 on the Adulteration of Bread» и сочинение доктора Хасселла «Adulterations Detected», 2nd edit. London, 1861.) Сэр Джон Гордон заявил в своих показаниях перед комитетом 1855 г., что «вследствие такой фальсификации бедняк, дневное пропитание которого составляют два фунта хлеба, в действительности не получает теперь и четвёртой части питательных веществ, содержащихся в таком же количестве нефальсифицированного хлеба, не говоря уже о вредности примесей для его здоровья».  На вопрос, почему же «значительная часть рабочего класса», будучи прекрасно осведомлена относительно этой фальсификации, всё же покупает квасцы, каменную муку и т. д., Трименхир (вышеупомянутый «Report», стр. XLVIII) отвечает, что рабочие «вынуждены брать у своего пекаря или в своей «chandler,s shop» [«лавочке»] такой хлеб, какой соблаговолят им предложить». Так как труд их оплачивается лишь в конце рабочей недели, то и они, в свою очередь, «лишь в конце недели могут оплатить хлеб, потреблённый их семьями в течение недели», и, добавляет Трименхир, подтверждая это свидетельскими показаниями, «несомненно установлено, что хлеб с такими примесями изготовляется специально для покупателей этого рода» (ссылку на английском языке не привожу). «Во многих сельскохозяйственных округах Англии» (и особенно Шотландии) «заработная плата выплачивается раз в две недели и даже раз в месяц. Сельскохозяйственный рабочий вынужден при таких продолжительных сроках уплаты покупать себе товары в кредит… Ему приходится платить повышенные цены, и он фактически привязан к тому лавочнику, который даёт ему в долг. Так, например, в Хорнингсеме в Уилтсе, где заработная плата выдаётся раз в месяц, ему обходится в 2 шилл. 4 пенса стон такой же самой муки, которую он в другом месте мог бы купить по 1 шилл. 10 пенсов за стон (ссылку на английском пропускаю). «Ручные набойщики ситца в Пейсли и Килмарноке» (Западная Шотландия) «добились в 1853 г. при помощи стачки сокращения срока выплаты с одного месяца до 14 дней» (ссылку на английском пропускаю). Как дальнейший ловкий шаг в развитии кредита, оказываемого рабочим капиталисту, можно рассматривать метод многих английских углепромышленников, которые платят рабочему по истечении месяца, а до получки дают ему ссуды, зачастую товарами, за который рабочий вынужден платить выше их рыночной цены (…). «Среди углепромышленников вошло в обыкновение платить раз в месяц и давать рабочим ссуды в конце каждой недели. Ссуда выдаётся в лавке» (а именно в tommy-shop, т. е. в лавке, принадлежащей самому хозяину предприятия); «рабочие получают деньги в одном углу и тотчас же отдают их в другом». Капитал, Т. I., стр. 185 – 186.

 «Часть жизненных средств, например продукты питания, топливо и т. д., потребляется ежедневно и потому ежедневно же должна возмещаться. Другие жизненные средства, как платье, мебель и т. д., потребляются в течение более или менее продолжительных промежутков времени, а потому и подлежит возмещению лишь по истечении более продолжительного времени. Одни товары покупаются или оплачиваются ежедневно, другие еженедельно, раз в четверть года и т. д. Но как бы ни распределялась сумма этих расходов в течение, например, года, она должна быть покрыта из средних, поступающих изо дня в день доходов. Если масса товаров, ежедневно необходимая для производства рабочей силы, = А, масса товаров требуемых еженедельно, = В, требуемых каждую четверть года, = С и т. д., то ежедневное среднее количество этих товаров = 365А+52В+4С+ и т. д./365. Пусть в этой необходимой для среднего дня товарной массе заключено 6 часов общественного труда; тогда в рабочей силе ежедневно овеществляется половина дня общественного среднего труда, т. е. требуется половина рабочего дня для ежедневного производства рабочей силы. Это количество труда, необходимое для ежедневного производства рабочей силы, составляет её дневную стоимость, или стоимость ежедневно воспроизводимой рабочей силы». Там же, стр. 183. Так определяется стоимость жизни рабочего в течение одного рабочего дня или стоимости его жизни в течение суток.
Жизнь наёмного рабочего с самого начала принадлежала собственнику предприятия, на котором работал рабочий; а жизнь крепостного крестьянина принадлежала собственнику земли, на которой крестьянин работал. Раб принадлежал хозяину семьи и его предприятию. Такова общая история рабства вообще и это рабство ещё продолжается в форме наёмного труда. Весь вопрос заключается только в одном: а кто продолжатель дела фиктивного капитала?

Прибавочная стоимость.

«Хитрость» капиталистической эксплуатации рабочего класса заключается в том, что продажа своей жизни рабочим осуществляется на юридических законах, проистекающих из правил торговли, которые равноправны и справедливы: торг между сторонами, компромисс, обмен товарами. Но многое из того, что справедливо, можно показать и на прямом рабстве. Раб первоначально – воин, проиграл бой и был пленён, пленный может быть убит или страдать, работая на своего хозяина. Так что и при прямом рабстве всё справедливо по законам войны. Или возьмём крепостничество.  Разве крестьянин по своей воле согласился на крепостное право? Нет! Крестьяне были закрепощены силой оружия. Первоначально дань с покорённого народа. Затем посредством предательства князьями своих народов закрепощение этих народов. Князья и их воины не пострадали от того, что стали служить сильнейшему князю, а народ пострадал крепко. Так что и здесь нет случайности в оправдание, всё по законам завоевателей, а значит справедливо. Так что капитализированное человечество произросло не из хитрости, как кажется на первый взгляд, а на равноправной основе между покупателем и продавцом. Трудность как раз и заключается в том, чтобы понять как. Поскольку рабочий трудится на владельца средств производства, то он вынужден приносить выгоду его хозяину. Извлекаемая хозяином выгода, в общем-то, проста: продать по стоимости и купить по стоимости, но при этом получить выгоду. Как? Заставить рабочего трудиться дольше, чем требуется для его «прокормления». Таким образом, создаваемый избыток жизненных средств самим рабочим, избыток, который превышает достигнутый уровень его потребностей, является основой, на базисе которой зарождаются и развиваются отношения между наёмными рабочими и хозяевами их труда. Вывод: рабочий не является хозяином своего труда, именно поэтому он наёмный раб. Подобно тому, как товарное производство зарождается лишь тогда, когда люди начинают производить избыток над своими потребностями, точно так же случается и с наёмным трудом, который исторически появляется только тогда, когда появляется свободное время в своём хозяйстве и его можно потратить на приработок в чужом хозяйстве. Этот случай, и повторение случаев превращаются постепенно в систему, основанную на наёмном труде.  Первоначально появляется свободное время, потому что все потребности в работе в своём хозяйстве удовлетворены и всё необходимое для удовлетворения потребностей жизни произведено, поэтому можно подработать. Но посредством имманентных законов свободным временем работников овладевают даже путём преступления те, у кого свободного времени для работы на дядю нет, но есть время и способ заставить работать на себя.  Торговля, нажива, сила государства и преступление – вот основы для появления капиталистического способа производства. Без этих четырёх составляющих капитализм невозможен.  Дополнительное время труда рабочего на хозяина предприятия при системе наёмного труда образует прибавочную стоимость и закон прибавочной стоимости, без которого не может обойтись ни одно промышленное предприятие.

1. январь 2013г.