Из дневника, ноябрь

Феликс Лещинский
03/11/1960, четверг

Продолжаю дневник, хотя с трудом усадил себя. Мыслей много, но мыслить тяжело. И днем и ночью раздается в ушах: «ти-ти-та, та-ти-ти».
Служу в новой части, куда был направлен после учебного: Хабаровск, п.Гаровка, в/ч 63015
Нахожусь здесь с 3-го октября. Часть небольшая (действующая). Жизнь не хуже чем в Биробиджане. Работаем в две смены, поэтому и выходит, что мы 12 часов на смене, 9,5 часов спим. Да, спим много, но выкроить из этого времени ничего нельзя, сейчас даже трудно стало просыпаться – ведь работа однообразная, сидячая и умственная. А это утомляет больше, чем любой физический труд. Пока занимаюсь только художественной литературой, читаю «Поджигатели» Николая Шпанова. Кроме этого на смене принимаю, передаю, читаю газеты. Это, пожалуй, все!
Однако, жизнь еще успею описать. Когда-то я думал, что Армия мало повлияет на ход моих мыслей. Не совсем так. Сейчас немного яснее представляю себе, какую пользу я приношу в Армии, вернее, просто свыкся с мыслью, что,  даже просто находясь в Армии, я укрепляю ее. Ведь многие люди бесполезно проводят в Армии большую часть времени. Но ведь мы будем тогда по-настоящему сильны, если каждый человек сможет в любую минуту стать солдатом. Как ни тяжело мне бездельничать, но я знаю, что в случае войны смогу стать солдатом.
Характерные особенности этой части это то, что здесь за исключением ком. Взвода ст. лейтенанта Кристофоли все называют друг друга на ты. Отношения между командиром отделения и рядовыми более простые, чем были у нас. Это и лучше и хуже. Если там ты выполнял приказ сержанта без пререканий, здесь подчиняться уже трудней. Здесь в более явной форме командир отделения старается угодить и ком. Взвода и товарищам. Это больше относится к нашему старшине – Н., вернее я его пока более или менее узнал.
Не скрывая, что он желает только легче прослужить, вместе с тем ставит себя очень нехорошо.
Был разговор как-то у нас между собой о дисциплине, о порядке. Он все рассказал Кристоли, тот командиру части.
Я, собственно, ничего страшного и не говорил, а ком. Части в докладе обвинил меня, чуть ли не в аполитичности. Начал кричать. Потом выяснили все и Н. же отругал. За то, что доложил не разобравшись. Да и в мелочах проявляет он себя очень плохо. В дальнейшем буду описывать конкретные поступки и анализировать их, чтобы, в конце концов, выяснить очень важный вопрос: можно ли будучи старшиной, оставаться человеком.
Как-то не складно получается писанина, мысли идут со скрипом. Очевидно, потому, что сейчас ночь, да и настроение испортил разговор с командиром части.