О чём ещё не говорят - К 75-летию В. С. Высоцкого

Владимир Цыкалов
И КОЕ-ЧТО ЕЩё, О ЧёМ НЕ ГОВОРЯТ...

       В ходе проведённого анализа обращено внимание на два довольно интересных факта. Вот о них-то следует поговорить пообстоятельней. Что это находки - не вызывает сомнений. Судите сами.
       Факт первый.
       В тексте песни, посвящённой Вадиму Туманову, с начальными словами "В младенчестве нас матери пугали... " (1977), обнаружен следующий оборот:
     "И ветер дул, с костей сдувая мясо
И радуя прохладою скелет".
       В другой песне под названием "Пожары" (1978) встречаем аналогичную фразу:
     "А ветер дул, с костей сдувая мясо
И радуя прохладою скелет".
       С этим вроде бы ясно: удачная фраза имеет право на повторную жизнь. К тому же, это совершенно не пахнет не плагиатом. Это собственное поэтическо-философское изобретение. Или, если хотите, авторский кульбит, который имеет высокую ценность. Профессиональные литераторы и критики, несомненно, найдут более подходящую терминологию этому феномену.
       Факт второй.
       В стихотворении "Мой Гамлет" (1972) поэт пишет:
"Я спал на кожах, мясо ел с ножа... "
       В "Балладе о борьбе" (1975) звучат следующие слова:
"Если мяса с ножа ты не ел ни куска... "
       Деликатес? Или иной показатель? Не нам решать, когда самим автором давно решено.
       Правильно?
       Предлагаю возобновить разговор о звёздном телесериале режиссёра Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", в основе которого использован роман братьев Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия".
Журнал "Шансонье" [ №8 (21) август 2007] утверждает в очередной раз, что "Высоцкий мечтал сыграть Жеглова". Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя.
       Не всем известно, что на роль Шарапова пробовались Евгений Герасимов, Евгений Леонов-младший, Сергей Шакуров, но повезло Владимиру Конкину.
       Да будет вам известен тот факт, что "Высоцкий на съёмках блистал и как актёр, и как режиссёр" и что "Говорухин, уезжая в командировки, оставлял его за главного, и тот справлялся с работой в два раза быстрее - киногруппа просто сходила с ума от его бешеного темпа и потом даже жаловалась Говорухину".
       "Владимир Семёнович, - сообщается в журнальной статье, - поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приклеил фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов".
       В процессе работы в телефильме Высоцкий написал песню, где звучали следующие слова:
     Граждане, ах, сколько ж я не пел, но не от лени -
Некому: жена - в Париже, все дружки сидят,
Даже Глеб Жеглов -хоть ботал чуть по новой фене -
Ничего не спел, чудак, пять вечеров подряд.
     Наше телевидение требовало резко
Выбросить слова "легавый", "мусор" или "мент",
Поменять на мыло шило, шило на стамеску,
А ворьё переиначить в "чуждый элемент".
       (Вопрос в скобках. Любопытно, почему "My cop" по-английски означает "мой полицейский", а "Мусор" по-русски - просто "милиционер"? И второй вопрос: может быть, стоит здесь процитировать В.Высоцкого: "А? Э! Так-то, дружок. В этом-то всё и дело! ")
       По поводу песенного кинотворчества замечу, но уже без скобок, что Владимир Семёнович увлёкся и проникся этим видом песнетворения, работая на съёмках фильма об альпинистах "Вертикаль", любимого нами до сих пор только за то, что в нём мы впервые лицезрели автора заполонивших всю страну песнопений. 
       Теперь все прекрасно знают, что им было написано 5 (пять) песен, но прозвучало только 4 (четыре): "Песня о друге" ["Если друг оказался вдруг…"], "Вершина" ["Здесь вам не равнина…"], "Военная песня" ["Мерцал закат как сталь клинка…"] и "Финальная, или Прощание с горами" ["В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы…"].   
     А вот "Скалолазка" ["Я спросил тебя: "Зачем идёте в гору вы?.."] "верхними товарищами" была вымарана (подходящее слова и не придумаешь). Они соизволили выразить своё неудовольствие, что, дескать - мол - якобы, слишком много Высоцкого для одного фильма. Видимо, им тогда было видней. Сквозь раж они даже не заприметили восемь поэтических строк радиста Володи:
Свои обиды каждый человек –
Проходит время – и забывает.
А моя печаль – как вечный снег:
Не тает, не тает.
Не тает она и летом
В полуденный зной, -
И знаю я: печаль-тоску мне эту
Век носить с собой.
       Теперь вернёмся к приводимой здесь статье, где отмечены "киноляпы", без которых не обходится ни один фильм.    
       Например, сцена погони: "Высоцкий выбивает окно автобуса и просит держать его за ноги - "нежно". Погоня ночная, но за выбитым окном день, и на заднем плане по дороге на другой стороне реки едет "Волга" ГАЗ-24".
       Завершается статья перечислением "малоизвестных фактов". Приведём единственный: "Министр МВД СССР попросил, а это было равнозначно приказу, чтобы Жеглов хотя бы раз появился на экране в милицейской форме. Но Высоцкий не соглашался категорически. Для Владимира Семёновича милиционер сталинских времён ассоциировался с теми людьми, которые творили страшное беззаконие... Режиссёру пришлось придумать сцену, где Жеглов примеряет китель. И с большим трудом уговорил актёра на эту сцену".
       Теперь представляете, "каким он парнем был"!

Разработка В.К.Цыкалова (Саранск, Мордовия). Погоня ночная, но за выбитым окном день, и на заднем плане по дороге на другой стороне реки едет