Сравнение Москвы и Израиля по темам

Кац-Петров
Сравнение Москвы и Израиля по темам

Тема: Национально-религиозно-этнический состав.
В Москве количество выходцев из неевропейского, и, прежде всего, из исламского мира растет с каждым днем. Лично меня это сильно беспокоит.

Однако, по этому параметру Израиль давно «превзошел» Москву.
По данным на 2006 год, количество граждан государства Израиль составляло примерно 7 миллионов. Уточняю: здесь не идет речь о палестинских арабах, которые гражданами государства Израиль не являются.
Из вышеупомянутых семи миллионов - 2 миллиона это граждане, принадлежащие к следующим категориям: арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины, черкесы.
Что же касается остальных 5 миллионов, то примерно половина из них – это выходцы из исламского мира, из таких стран как Марокко, Йемен, Иран, Ирак, Турция, Сирия, Алжир, Тунис. Формально, они считаются евреями. Однако, и, говоря это, я иду вразрез с официальной идеологией и нормами политкорректности, они, как внешне, так и по своей культуре и менталитету, коренным образом отличаются от выходцев из Европы. И эта разница сохраняется на протяжении трех и более поколений. (Подробнее, см. мою статью «Кто такие евреи»).
Что касается оставшихся двух - трех миллионов, то далеко не все они являются выходцами из Европы.
Часть из них – это выходцы из Эфиопии. Часть из них – это выходцы с Советского Кавказа и из Советской Средней Азии, приехавшие в 90-х.
В итоге, получается, что из 7 миллионов граждан Израиля, от 4-х до 5-ти миллионов это либо арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины и черкесы, либо выходцы из Марокко, Йемена и других стран исламского мира, либо выходцы с Кавказа и Средней Азии, либо выходцы из Эфиопии.
Выходцев из Европы в современном Израиле от 2-х до 3-х миллионов.

Тема: Армейская служба
В России обязательный срок службы для мужчин – 1 год. Женщины в армии служить не обязаны. В любом случае, откосить от армии стоит от четырех до шести тысяч долларов, при том, что все мои знакомые программисты в Москве получают чистыми, после налогов, от двух до пяти тысяч долларов в месяц. То есть, речь идет о вполне подъемной сумме.

В Израиле, обязательный срок службы для мужчин – 3 года. Для женщин – 2 года. При этом, мужчины обязаны делать «милуим» (резервная служба) примерно месяц в году до 45 лет.

Тема: Количество жертв террора на душу населения.
В середине 90-х годов, в конце 90-х, в Израиле от Исламского Террора погибало от 400 до 500 человек в год. Для маленького Израиля это огромная цифра. Это все равно как если бы в России, с населением в 150 миллионов, погибало 12500 человек в год. В начале 2000-х годов была построена разделительная стена между Израилем и Палестинской Автономией. Количество жертв террора почти сразу уменьшилось до 30-40 в год.

Тема: Центральное отопление в домах.
В Москве во всех жилых домах есть центральное отопление. Более того, многие жители Москвы удивляются, когда я им рассказываю, что в Израиле это не так.

В Израиле во всех домах, где я бывал, центрального отопления нет. В Тель- Авиве зимой ночью температура опускается до плюс десяти по Цельсию, а иногда до плюс пяти. В Иерусалиме, который находится на высоте 800 метров над уровнем моря, несколько раз за зиму выпадает снег. Чтобы согреться, люди включают по ночам электрические обогревательные приборы. В результате этого, счет за электричество вырастает до нескольких сот долларов в месяц. Зимой в большинстве израильских квартир ходят и спят в шерстяных свитерах под пуховыми одеялами.

Тема: Горячая вода в домах.
В Москве во всех жилых домах есть горячая вода 24 часа в сутки. Москвичи, опять же, удивляются, когда я им рассказываю, что в Израиле это не так.

В Израиле во всех домах, где я бывал, централизованной горячей воды нет. У каждой квартиры есть свой бойлер. Вода в бойлере нагревается либо от солнца, что возможно с мая по октябрь, либо от электричества. Более того, в большинстве домов бойлеры, то есть сами бочки с водой, расположены крайне нерационально. А именно на крыше. При температуре +10, +5, 0 и ниже эти бочки обдуваются холодным ветром.
В результате, если ты живешь в Иерусалиме и вечером по мокрому снегу приходишь домой, то по приходе домой ты не можешь принять теплый душ сразу. Нужно включить бойлер и ждать пока нагреется вода. В зависимости от температуры воздуха снаружи это может занять от получаса до двух часов. Причем точное количество воды непрогнозируемое. Теплая вода может закончиться ровно в тот момент, когда ты намылился, но еще не успел смыть.
При этом, в абзаце выше, речь шла о количестве воды, необходимом для мытья одного человека. Если несколько членов семьи хотят помыться, то приходится греть воду для каждого из них.

Тема: Разделенная квартира
В Москве существуют квартиры с разным количеством жилых комнат. В том числе с одной и с двумя.

В Израиле квартир меньше чем с тремя жилыми комнатами не существует. Однако, если вам слишком дорого снимать полноценную трехкомнатную квартиру, существует вариант, который называется «дира мехулекет» или (в дословном переводе) «разделенная квартира». «Разделенная квартира» - это когда владелец трехкомнатной или четырехкомнатной квартиры делит ее на две, три или четыре части, в каждой части делает свой санузел и сдает каждый жилой блок по отдельности. Читателю может показаться, что каждый такой жилой блок – это аналог однокомнатной или двухкомнатной квартиры. Но это не совсем так.
Во-первых, там, как правило, нет полноценной кухни. Просто в одном из углов общей комнаты поставлены кухонные шкафы, раковина и панель для резки овощей.
Во-вторых, канализация для санузла сделана, как правило, непрофессионалами. Она часто засоряется, и приходится ее прочищать химическими и механическими средствами.
В третьих, и это главное, перегородки между стенами сделаны, как правило, из дешевого гипсокартона. Я всего лишь два раза снимал блок в «разделенной квартире» на протяжении всего лишь двух лет. Один раз, моя кровать стояла у стены, за которой находился кухонный блок соседки. По вечерам, я не мог заснуть, когда она открывала и закрывала кухонные шкафы. Иногда по ночам я слышал ее взвизгивания. Мужик приходил к ней не каждый день, но когда он приходил, я это слышал. Другой раз было еще хуже. Я снимал двухкомнатный блок. Он состоял из спальни, санузла и «общей комнаты», в которой, в числе прочего, был кухонный блок. Через стену от моей общей комнаты находился санузел соседа. Сосед, кстати, был выходцем из Эфиопии. Так вот, я слышал через стену не только, как он спускает воду в унитазе, и не только, как он моется в душе, но и как он пердит. Причем его санузел граничил с моей общей комнатой, где я готовил еду и ел. В том же блоке моя спальня граничила со спальней другого соседа. Иногда, в пять утра я слышал его храп за стеной, и я стучал ему в стену, чтоб он заткнулся.
Читатель может подумать, что я снимал блок в «разделенной квартире» в какой-нибудь дешевой трущобе. Нет. В первом случае это было в городе Гиватаим, который непосредственно граничит с Тель-Авивом и стоил блок 2400 шекелей в месяц плюс вода и электричество за мой счет, плюс стоимость аренды была привязана к инфляции. Во втором случае, это было в центральной части города Реховот, и стоил блок примерно столько же.

Тема: Громкость разговора среднестатистического жителя Израиля.
Каждый раз, когда я приезжаю в Москву из Израиля, прохожу аэропорт и общественный транспорт и добираюсь, наконец, до спального района, то первые несколько дней я наслаждаюсь тишиной. Да, просто наслаждаюсь тишиной. Наслаждаюсь тем, что двух людей разговаривающих на улице, не слышно уже на расстоянии десяти метров. Наслаждаюсь тем, что если я вхожу в супермаркет, никто там не орет, и нет ощущения, что ты попал в гудящий улей.

В Израиле, обычная громкость разговора, особенно если речь идет о выходцах из исламского мира, гораздо выше, чем в Москве. По нашим, российским, понятиям, они не разговаривают, а орут. Хотя у них (выходцев из исламского мира) это считается обычным разговором. Один раз, когда ко мне в Израиль приехали гости из России, они услышали, как выходец из Марокко в доме напротив разговаривает по телефону. Он находился в доме через улицу, но его было отлично слышно в моей квартире. Гости из России спросили: «Почему он так кричит? Что-то случилось?». Я им ответил: «Он не кричит, он просто разговаривает».

Тема: Парки, леса, деревья.
Для меня одним из плюсов жизни в Москве является обилие парков. Я имею в виду парков в российском смысле этого слова. Парков таких как Лосиный остров, Ботанический сад (между Владыкино и ВВЦ), Покровское-Стрешнево, Кусково, Измайловский парк, парк Дружбы, Филевский парк, Алешкинский лес, Воробьевы горы, Серебряный бор, Тропаревский парк, Кузьминский парк, Бирюлевский парк, Тимирязевский парк  (список можно продолжить).
По всем этим паркам можно гулять часами в тени огромных деревьев, а в таких парках как Лосиный остров или Измайловский парк можно устраивать минитурпоходы, в израильском понимании этого слова.

В центральной части Израиля (где живет большая часть населения) ничего подобного нет. В тель-авивском «парке» Яркон вы будете ходить под палящим солнцем в основном по голой траве. Кое-где будут попадаться чахлые деревца. Насладиться тишиной у вас не получится, ибо, вы будете окружены толпой орущих выходцев из исламского мира, особенно если придете туда в выходные.
Северная часть Израиля (Голанские высоты и Галилея) – это единственное место, где имеются большие скопления деревьев. Местные называют это словом «яар», что дословно переводится как «лес». Однако в России это бы лесом не назвали. Разве можно назвать лесом массив деревьев, который можно пересечь пешком за 2 часа? Это не лес, это роща.
Из центральной части Израиля до Галилеи или Голанских высот – от 2 до 3 часов езды на машине.
В центральной же части Израиля существуют «парки». В израильском понимании этого слова.
В большинстве случаев (если речь не идет о парке Яркон, который чуть крупнее), под словом «парк» подразумевается лужайка, на которой растут около 10 чахлых деревьев. Под деревьями кое-где посажена трава. И трава, и деревья искусственно орошаются из пластмассовых шлангов.
Обязательный атрибут «парка» - щит с именем спонсора или названием спонсирующей организации.
Еще один атрибут «парка» - урны зеленого цвета, подвешенные на уровне лица.
Подразумевается, что владельцы собак будут заворачивать собачьи испражнения в целлофановые пакеты и выбрасывать в урны. Однако далеко не все это делают. Поэтому, как в «парках» так и густонаселенных районах собачьи испражнения лежат на асфальте через каждые десять метров. При этом, испражнения не смываются дождями за неимением оных 9 месяцев в году (кроме трех зимних).

Тема: Кошки.
В Москве кое-где встречаются сумасшедшие бабульки, которые кормят уличных кошек.

Однако такого масштаба, как в израильском городе Гиватаим, это явление не приобрело, и, я надеюсь, не приобретет.
В Гиватаиме, где я имел несчастье прожить около года, это происходило следующим образом:
Каждый день, утром и вечером, женщина проходила по району с огромным мешком кошачьей еды. Мешок был таких размеров, что стоймя он доставал ей почти до пояса. Местные кошки знали эту женщину, и за ней выстраивался хвост из нескольких десятков (!) кошек. Женщина шла по тротуару, высыпала из мешка кучку еды на асфальт, проходила несколько метров и высыпала следующую кучку. Тут же кошки начинали драться из-за еды.
Я жил в квартире, окна которой выходили во двор, окруженный с четырех сторон четырехэтажными домами. В этом дворе было четверо таких «любителей кошек». Кучки кошачьей еды были при входе в подъезд, по бокам заасфальтированных тропинок и под деревьями в нашем «парке» (см. выше о том, что в Израиле подразумевается под словом «парк»). Во время кормежек (утренних и вечерних) я наблюдал стаи из десятков кошек. В перерывах между кормежками, я видел кошек, чуть ли не под каждым кустом. В определенный сезон, когда у кошек брачный период, я часами не мог заснуть из-за кошачьих криков под окном. Проходя по району, я, периодически, видел совокупляющихся кошек, либо кошек, прыгающих по мусорным бакам и спрыгивающих оттуда с объедками в пасти. Периодически, я, также наблюдал (и слышал) кошачьи потасовки.
Я выяснил имя, фамилию и адрес одной из «любительниц кошек» и написал на нее жалобу в мэрию города Гиватаим. Через несколько дней, мне перезвонил чиновник из мэрии (он назвал имя и должность) и сказал, что с тех пор как в 2005 году движение «Тну Ле Хайот Лихийот» выиграло судебный иск, мэрия даже не имеет право выписывать штраф тем, кто кормит кошек. Но чиновник сказал, что обязательно сохранит мою жалобу (равно как и много других) для ответного иска с их стороны.

Тема: Ширина и расположение тротуаров.
В Москве, в спальных районах, тротуар никогда не проходит вплотную к стене жилого дома. Почти никогда, тротуар не проходит вплотную к проезжей части. Если речь идет о небольшой улице (такой как Мурановская улица в районе Алтуфьево), то вдоль нее идет полоса газона шириной около трех метров, параллельно ей широкий (в сравнении с израильским) тротуар, параллельно ему еще одна полоса газона шириной 3, 4 и более метров, и только после этого стена жилого дома. Если речь идет о крупном шоссе (таком как Алтуфьевское шоссе в том же районе), то параллельно самому шоссе идет полоса газона, параллельно ей  - тротуар, параллельно ей - еще одна полоса газона, параллельно ей второстепенная дорога (с двух сторон от Алтуфьевского шоссе есть две второстепенные дороги для заездов во дворы), параллельно второстепенной дороге – полоса газона, параллельно ей – тротуар, параллельно тротуару - еще одна полоса газона, и только после этого – стена жилого дома.

В Израиле большинство людей живут в районах, где тротуары, полутораметровой ширины, вплотную прилегают к проезжей части. Идя по жаре, человек дышит выхлопными газами автомобилей, проезжающих в полутора метрах от него. Если ты идешь, разговаривая с кем-то, то, периодически, приходится прерывать разговор, так как рядом проезжают дизельные автобусы, которые заглушают любой разговор и даже крик.

Тема: Собачьи испражнения на тротуарах.
О ширине и расположении московских и израильских тротуаров я писал в отдельной главе.
В Москве, в спальных районах, тротуары окружены, как правило, газонами. Московские собаки гадят, как правило, на газонах. Если они гадят на тротуарах, то их испражнения смываются регулярными дождями.

В большей части Израиля, за исключением самых северных районов, где живет небольшая часть населения, нет дождей девять месяцев в году. Собачьи испражнения, лежащие на тротуарах, дождями не смываются. Власти Израиля пытаются приучить владельцев собак заворачивать собачьи испражнения в целлофановые пакеты и выбрасывать в мусорный бак. Но далеко не все этому следуют. В результате, по большинству районов (кроме особо элитных), люди ходят внимательно смотря под ноги, чтобы не наступить в собачье говно, которое лежит через каждые десять метров.

Тема: Мотоциклисты.
Я привык воспринимать тротуар как некое «защищенное пространство». Пространство, где можно не опасаться, что тебя задавят. В Москве, ходя по тротуарам спальных районов, я, как правило, чувствую себя, в этом плане, спокойно.

В центральной части Израиля, особенно в Тель-Авиве и пригородах, и прежде всего, в городе Гиватаим, с этим не так.
В этих городах, огромное количество людей ездят на двухколесном транспорте – мотоциклах, мотороллерах, мопедах и т. д.. На мотоцикле удобно объезжать пробку, втискиваясь в дырки между автомобилями. Когда я за рулем автомобиля, то, стоя чуть ли не на каждом светофоре, мотоциклисты мне сигналят, чтобы я подвинулся в сторону, чтоб они могли встать первыми у светофора. Периодически, они меня царапают и гнут мне зеркала.
Но еще больше неудобств мотоциклисты доставляют мне как пешеходу. Мотоциклисты ездят по тротуарам и по островкам безопасности. Некоторые, особо отмороженные, сигналят мне в спину, чтобы я их пропустил, когда я, пешеход, иду по тротуару.
Когда я перехожу улицу по пешеходному переходу, типичной ситуацией является следующая: автомобили стоят ДО пешеходного перехода. А мотоциклы стоят ПОСЛЕ него. То есть, когда я иду по переходу, выхлопные трубы мотоциклов обращены ко мне.
Мотоциклисты возникают внезапно. Мотоциклист может вырваться из-за угла дома. Мотоциклист может внезапно въехать на тротуар в метре от меня, чтоб объехать пробку. Мотоциклист может развернуться через островок безопасности, на котором стоят пешеходы. Мотоциклист может на большой скорости срезать угол на перекрестке через тротуар.

Тема: Мусорные баки на улицах.
В Москве мусорные баки находятся в таких местах, что их можно обойти. Идя утром на работу всегда можно построить свой маршрут так, чтобы не проходить в непосредственной близости от мусорных баков.

В Израиле, большая часть жилых районов застроена бетонными четырехэтажными домами, построенными 20 – 30 лет назад. В каждом таком доме есть свой мусорный бак, куда жители этого дома выбрасывают мусор. Два раза в неделю, примерно в шесть утра, специальный работник выставляет мусорные баки на тротуар, где они стоят в ожидании мусоровоза часов до девяти. В районе девяти утра приезжает мусоровоз. Проезжая по улице, он создает за собой пробку, так как едет он медленно, останавливаясь у каждого бака. В некоторых районах, обогнать мусоровоз невозможно, так как существует всего одна полоса движения в каждом направлении. После того, как мусоровоз их опустошает, мусорные баки стоят на тротуаре еще 2 – 3 часа, пока специальный работник их не затащит обратно.
Как я писал в предыдущей главе, тротуары в Израиле, как правило, узкие. Мусорный бак, стоя на жаре 2 – 3 часа очень сильно воняет. Очень сложно пройти мимо мусорного бака, не задев его. Иногда это невозможно, и приходится выходить на проезжую часть. Кроме того, по мусорным бакам прыгают кошки и спрыгивают оттуда с объедками в пасти. Кроме того, под ногами собачьи испражнения. Кроме того, шум и выхлопные газы автомобилей, проезжающих буквально на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, мотоциклисты, которые заезжают на тротуар, чтобы объехать пробку, и едва ли не давят при этом пешеходов, идущих по тротуару.

Тема: Суббота
Про Москву вряд ли можно на эту тему что-то написать. Запретов, связанных с субботой, в Москве не существует.

В Израиле, общественный транспорт прекращает работать в пятницу в три – в четыре часа вечера, в зависимости от сезона. Возобновляет свою работу он в субботу поздним вечером около 20.00.
В Израиле, магазины, которые находятся в жилых районах, не работают в субботу. Существуют, правда, магазины в так называемых «промышленных зонах», но, во-первых, они находятся не на расстоянии ходьбы от жилых районов, во вторых, в субботу там огромные пробки и очень трудно найти парковку.
Если ты в субботу делаешь дома мелкий ремонт, и тебе не хватает какой-нибудь мелкой детали, и у тебя нет возможности добраться до «промышленной зоны», чтоб ее купить, то ремонт откладывается до следующих выходных.
То же самое насчет кафе и ресторанов в жилых районах.
«Ноhаль шабат» (правила субботы) относятся не только к самой субботе, но и ко всем религиозным праздникам, а их в Израиле много: Пурим, Песах, Шавуот, Еврейский Новый год, Суккот, Ханука и другие. Причем в половине из них «ноhаль шабат» распространяется не на один день, а на два и более дней.

Тема: Общественный транспорт.
В пятнадцатимиллионной Москве добраться из одной точки в другую на метро занимает не более полутора часов.

В крошечном Иерусалиме, который едва насчитывает полмиллиона, добраться из района Ир-Ганим в район Тальпиот-Мизрах на общественном транспорте займет те же полтора часа, хотя по прямой расстояние не более 15 километров. Прямых автобусов из Ир-Ганим в Тальпиот-Мизрах нет, и приходится ездить на двух автобусах через центр. Однако на машине по прямой этот маршрут займет от 20 до 45 минут в зависимости от пробок.
В Москве метро является не только самым быстрым видом транспорта, но и самым эффективным. Если у вас есть квартира на расстоянии 5 минут ходьбы от метро, то весь пятнадцатимиллионный город – в пределах полуторачасовой досягаемости. В Москве машина времени не экономит и можно вполне без нее обойтись.
В Израиле без машины обойтись нельзя. На общественном транспорте вы будете тратить в 2 – 3 раза больше времени на свои перемещения. Общественный транспорт в Израиле организован крайне бестолково и неэффективно. Но даже бестолкового и неэффективного общественного транспорта нет на протяжении полутора суток в неделю. В Шабат общественный транспорт не ходит. Поясняю: Шабат начинается в пятницу вечером, и автобусы перестают ходить в 3 или в 4 часа вечера в зависимости от сезона. В субботу вечером общественный транспорт возобновляет работу, но только на 2 – 3 часа. Также, общественный транспорт не ходит во время религиозных праздников, а таковых в Израиле много: Пурим, Песах, Шавуот, Еврейский Новый год, Суккот, Ханука …
Таким образом, машина в Израиле – это предмет первой необходимости, и если вы пытаетесь оценить, во сколько вам обойдется жизнь в Израиле, следует рассматривать расходы на машину как ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ статью.
Кроме того, в израильском общественном транспорте распространено следующее явление: подростки, слушающие марокканскую музыку с мобильных телефонов БЕЗ НАУШНИКОВ. То есть, если вы пассажир, вы будете слушать марокканскую музыку вместе с ними. Однако это, скорее, мелочь по сравнению со всем остальным.

Тема: Вечеринки, посиделки, дни рождения, встречи друзей.
В Москве, я периодически встречаюсь с друзьями, знакомыми, родственниками. Это может происходить в ресторане или у кого-нибудь дома. Никаких особенных, специфических для Москвы, проблем при этом не возникает.

В Израиле с этим все не так просто.
В Израиле, находясь на вечеринке, я не могу себе позволить выпить даже бокала вина. Причиной этому является то, что единственный ДОСТОЙНЫЙ способ приехать на вечеринку и уехать с нее – на собственном автомобиле.
Теоретически, существуют другие варианты – общественный транспорт и такси.
Как было сказано в предыдущей главе, общественный транспорт не ходит в пятницу вечером и почти всю субботу, а как раз в это время происходит большинство вечеринок. Но даже если вы приглашены на вечеринку в будний день, добраться туда на общественном транспорте, в условиях Израиля, займет в 2-3 раза больше времени, чем на машине. Кроме того, в израильском общественном транспорте распространено следующее явление: подростки, слушающие марокканскую музыку с мобильных телефонов БЕЗ НАУШНИКОВ. То есть, если вы пассажир, вы будете слушать марокканскую музыку вместе с ними.
Рассмотрим второй альтернативный вариант – такси. Понятно, что это дороже.
Но даже если вы можете позволить себе такие расходы, такси лучше не пользоваться. Дело в том, что почти все израильские таксисты – выходцы из исламского мира. Другие в этой сфере бизнеса долго не выживают. Если в Израиле вы пользуетесь такси, то почти наверняка попадете в какую-нибудь грязно-конфликтную ситуацию. Либо таксист включит марокканскую музыку и откажется ее выключать, либо таксист откажется включать кондиционер (при обычной израильской жаре), так как экономит бензин, либо скажет, что у него сломался счетчик и начнет вас дурить, либо скажет: «Я немножко отклонюсь от маршрута, у меня тут свои дела …».
В общем, если не хотите испортить себе настроение до или после вечеринки – не пользуйтесь услугами такси.
Если в Израиле вас пригласили на вечеринку – есть только один вариант: приехать на вечеринку на своей машине, не пить, и уехать на своей машине.

Тема: Социальное государство.
Современная Россия социальным государством не является.

Израиль, как и многие страны Западной Европы, является «социальным государством». В том смысле, что значительная часть граждан не работала, не работает и работать не собирается. Эта значительная часть составляет примерно от 20-ти до 30-ти процентов от всех граждан. Живут они из поколения в поколение на пособия от государства. Деньги на то, чтобы платить им пособия, государство берет в виде налогов с тех граждан, которые работают и платят налоги.

Когда я в Израиле с 2008-го по 2012-й год работал программистом, моя зарплата брутто была 23000 шекелей. При этом нетто я получал около 14000. Остальное уходило в виде подоходного налога, налога на здравоохранение, налога на соцобеспечение и другие налоги.

При этом мои права на социальные службы были, де-юре, такими же, как у паразитов, живущих за счет налогов, которые я плачу. Де факто, мои права были меньше.

Типичной ситуацией была следующая: я сижу в очереди к бесплатному врачу. Перед этим, я годами платил огромные налоги на то, чтобы с лихвой оплатить те медицинские услуги, которые я собираюсь получить. Приходит ультрарелигиозный паразит. (Для тех, кто не в курсе – это такие люди в черных одеждах, черных шляпах и с черными бородами. Они всю жизнь не работают, в армии не служат и живут на пособие от государства.) Этот паразит ни копейки за медицинские услуги не платил. Но он мне хамит и лезет вперед меня без очереди.

Возможна другая ситуация. С программистом, интеллигентным выходцем из России, который годами платил огромные налоги, что-то случилось, и он попал в больницу. И вот, он лежит на койке в коридоре. (Для тех, кто не в курсе, в израильских больницах периодически бывает такое, что не хватает мест в палатах и пациентов кладут в коридор.) А рядом, на соседней койке, лежит ультрарелигиозный паразит, хамоватый выходец из исламского мира, который за всю жизнь не заплатил ни копейки налогов. И вот, освобождается одно место в палате. Разумеется, оно достанется ультрарелигиозному, хамоватому выходцу из исламского мира, а не интеллигентному выходцу из России, который, по сути, все эти годы его, паразита, содержал.

Права на социальные пособия и социальные услуги, де-юре, у всех граждан одинаковы. Де факто, для того, чтобы что-то получить, нужно очень много знать и очень много уметь. Те, кто всю жизнь жил на пособие, и чьи родители жили на пособие, разбираются в израильской системе соцобеспечения лучше, чем я разбираюсь в программировании. Они умеют вести переговоры с израильскими бюрократами лучше, чем я умею вести переговоры с программистами IT компании при интеграции программного продукта. Израильская система соцобеспечения настолько запутана и связана с настолько непроходимой бюрократией, что выбивание пособия от государства является, по сути, ПРОФЕССИЕЙ.

Права на социальные блага, де-юре, у всех одинаковы. Израильская система соцобеспечения предусматривает тысячи различных пособий под тысячи различных случаев. И я, наверняка, с моими уникальными параметрами, подхожу под какие-нибудь из них. И мог бы, теоретически, тоже что-нибудь получить. Однако человек, который общается в среде людей, которые зарабатывают на жизнь своим трудом, просто не знает о большинстве пособий, которые ему, де-юре, полагаются. И даже если знает, вряд ли он решится на долгий бюрократический процесс с непредсказуемым концом, который связан, в том числе, с посещением государственных учреждений в РАБОЧЕЕ время.

И сделать с социальной группой паразитов, ничего нельзя. В парламенте есть партии, которые опираются на этот электорат и защищают их интересы. И с каждым годом паразитов становится все больше. У ультрарелигиозных – по 8-10 детей, а размер пособия зависит от количества детей.

О явлении социальной группы паразитов писала Юлия Латынина в своей статье «Европа, ты офигела».
Что же касается Израиля, то он еще не дорос до Западной Европы по уровню жизни, но уже болен той же болезнью.

Тема: Медицинские услуги
Когда я работал в IT-компаниях в Москве, большую часть времени я был приписан либо к «Газпроммедсервис», либо к «Скандинавскому медицинскому центру», услуги которых оплачивал мне работодатель. В этих клиниках, с дорогим интерьером, по коридорам ходили не бомжеватые старушки, как в государственных клиниках, а респектабельные представители среднего класса. В целом, по качеству сервиса и собственно медицинской помощи, эти клиники уж точно не уступали израильской государственной клинике.

В Израиле, вне зависимости от того, сколько ты зарабатываешь и сколько платишь налогов, лечиться ты будешь в государственной поликлинике «вместе со всеми». Такая вещь, как отдельная поликлиника для представителей среднего класса, в Израиле не практикуется.

В Москве, жена моего друга, когда была беременна, ходила в специальный перинатальный центр, услуги которого оплачивал ее работодатель. Там им, в числе прочего, читали лекции и проводили с ними специальные занятия в бассейне. И, опять же, все это было вместе с респектабельными женщинами из среднего класса.

В Израиле, жены моих друзей-программистов, во время беременности ходили к гинекологу «вместе со всеми».

Тема: Графа «национальность».
Когда я был ребенком в 80-х годах в Советском Союзе, старший брат мне как-то сказал: «Мир знает только два государства с графой национальность: Нацистская Германия и Советский Союз». Мой брат ошибался, ибо тогда он ничего не знал об Израиле.
Советского Союза нет вот уже более 20 лет. Равно как и нет графы «национальность» в его «наследниках» - Российской Федерации, Украине и других государствах.

А вот в современном Израиле до сих пор есть не только графа «национальность», но и графа «вероисповедание». Сейчас эти две графы есть только в «тамцит ришум» - обязательный документ, который нужно брать из МВД при вступлении в брак, похоронах и многих других случаях. Но лет пять назад, графа «национальность» была в удостоверении личности - «теудат зеут». То есть, человеку, который приехал из России, и который по матери русский (без всякой связи с национальностью отца), прямым текстом писали в графе национальность «руси». Лет пять назад, в удостоверении личности напротив слова «национальность» стали писать звездочки («**********»). Читатель, возможно, подумает, что теперь по удостоверению личность нельзя узнать национальность гражданина. Однако все не так просто. Тем, кого израильский МВД считает «евреем», помимо грегорианской даты рождения пишут еще и дату рождения по еврейскому календарю. А тем, кого МВД считает «русским», пишут только грегорианскую дату рождения. Таким образом, любой человек, которому ты предъявляешь удостоверение личности, может узнать, являешься ли ты «евреем» по данным МВД.

Тема: Разделенность общества по этническому признаку.
В современной Москве с каждым годом растет количество выходцев с Кавказа и из Средней Азии. Меня это сильно беспокоит. Я очень надеюсь, что в Москве никогда не будет того, что уже много десятилетий происходит в Израиле.

В Израиле общество очень сильно разделено по этническому признаку. Примерно 72% (по данным на 2006-й год) официально считаются евреями. Но это не значит, что все эти 72% считают друг друга одним народом. Среди тех, кого израильский МВД официально считает евреями, как минимум 7 разных этнических групп. (Об этом, я, также, писал в статье «Кто такие евреи»).
Перечисляю:
1) Ашкеназы (выходцы из Европы) светские.
2) Ашкеназы ультра-религиозные.
3) Выходцы из исламского мира (Марокко, Йемен и т. д.) светские.
4) Выходцы из исламского мира религиозные.
5) Выходцы из Эфиопии.
6) Выходцы из Европейской части бывшего СССР (Центральная Россия, Украина, Белоруссия …)
7) Выходцы с Кавказа и из Средней Азии.

Все эти группы враждебны друг другу. Периодически, происходят убийства на этнической почве. Убийство Яна Шапшовича выходцами из Марокко – далеко не единственный подобный случай.

Среди оставшихся 28% (по данным на 2006 год), которые «нееевреи», существуют следующие этнические группы:
1) Арабы-мусульмане.
2) Арабы-христиане.
3) Друзы.
4) Бедуины.
5) Черкесы.

Личная жизнь, общение, дружеские отношения в Израиле характеризуются тем, что каждый общается, в основном, в своей этнической группе. Это распространяется даже на относительно образованную среду, такую как среда программистов или профессорско-преподавательский состав университетов. Днем программисты разных этнических групп обсуждают рабочие вопросы. Вечером – каждый в своей компании, сформированной по этническому признаку.
Более того, есть целые сферы экономики, где преобладают люди одной этнической группы. Например, строительный бизнес и овощные рынки «держат» в основном выходцы из исламских стран.

Тема: Платные детские сады.
Про платные детские сады в Москве говорить не буду, так как мало об этом знаю.

В Израиле, все мои знакомые программисты из России отдают своих детей в «русские» детские сады. Стоит это 3000, 4000 и больше шекелей в месяц. Главная причина, почему они идут на такие расходы – то, что они не хотят, чтоб их дети были среди «эфиопов» и «марокканцев» в государственных детских садах.

Тема: Доступность классической культуры.
Про Москву, в которой сотни драматических, оперных, балетных и других театров, думаю, можно ничего не писать. И так все понятно.

Насчет Израиля, см. мою статью «О попытках создать израильский балет».

Тема: «Люди с подрезанными крыльями».
Представьте себе москвича, которому в начале 90-х было около 50-ти. В Москве он был инженером, врачом, профессором... В общем, он занимался чем-то высокоинтеллектуальным и общался в интеллигентной среде.
И вот, он либо повелся на лживую и изощренную израильскую пропаганду (см. мои статьи «О методах пропаганды» и «Золотое время пропагандистов»), либо стал жертвой обмана с участием израильских спецслужб (см. статью «Нас завернули в Бухаресте»).
Так или иначе, он продал свою трехкомнатную квартиру в Москве за $15000 - $20000 (в начале 90-х были такие цены) и оказался в Израиле.
С приездом в Израиль его карьера закончилась. В начале, он спокойно мыл полы и думал, что скоро поднимется, то есть будет заниматься в Израиле тем, чем занимался в Москве. Но это время не пришло. В Израиле он навсегда, до самой пенсии, остался никем. И вот, сейчас, он в Израиле получает нищенскую пенсию (около 2500 тысяч шекелей), живет в бедном районе вместе с выходцами из Эфиопии, но вернуться в Москву не может. То есть, что значит «не может»? Он может сесть на самолет и прилететь в Москву. Но квартира, которую он когда-то продал за $15000 - $20000, сейчас стоит $300000 - $400000. После двадцати лет отсутствия в Москве он почти не ориентируется в местной жизни. Потеряны почти все связи.

Представьте себе москвича, который в начале 90-х был подростком. Рос в интеллигентной семье, хорошо учился в школе, собирался поступать в один из престижных московских ВУЗ-ов.
И вот, в начале 90-х он оказывается в Израиле. Там он 3 года служит в армии. У него нет «сивуг битхони» (допуска секретности), поскольку он недавно приехал из России. У него нет связей. У него нет понимания об устройстве израильской армейской системы. Понятно, что служить он будет в самых плохих частях. Для него, армия будет не только потерянным временем, но и периодом, в котором он получит огромное количество психологических травм, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь. Если он погибнет, и после этого выяснится, что он не еврей по галахе (ну, скажем, еврей только по отцу), то он будет похоронен на «плохом» кладбище.
Если после армии он захочет жениться, не будучи евреем по галахе, то он не сможет заключить брак на территории Израиля.
После армии, возможно, ему придется несколько лет заниматься неквалифицированным трудом, чтобы оплатить свою будущую учебу в университете. Специалистом, то есть именно специалистом, у которого есть не только диплом, но и реальный опыт работы, он станет не раньше тридцати.
В процессе всего вышеупомянутого, ему придется служить в «милуим» (резервная служба) примерно месяц в году. Либо придется откосить от «милуим», а это, мягко говоря, не бесплатно и занимает время, так как придется либо посидеть в тюрьме, либо полежать в психушке.
Может ли этот человек уехать из Израиля? Сесть на самолет и улететь - может. Но его будет останавливать понимание того, что в другой стране ему придется конкурировать с людьми, которые на том же карьерном этапе, но гораздо моложе. Возможно, его, также, будет останавливать «неуниверсальность» и «неконвертабильность» его специальности, полученной в Израиле. Профессия программиста, например, является универсальной. Работая программистом, можно переезжать из страны в страну без понижения в карьерной лестнице. Однако большинство профессий не являются универсальными.

Оба случая, упомянутых в этой статье, являются типичными и распространенными.