По вере даётся

Тина Шанаева
  Опубликовано в журнале TOP STYLE
   Высокий стиль №12, 2012

    Библия и исторический процесс

   Кто-нибудь может с уверенностью сказать, что про-
чёл всю Библию, знает её как таблицу умножения и
свободно ориентируется в течениях, толкующих бого-
вдохновенные страницы? С глубокой древности чте-
нию Библии сопутствует неисчислимое множество
толкований, возвышенных восхвалений и отчаянных
бесцеремонных поруганий. Как мифическая комета,
мчащаяся из глубин Вселенной, Библия периодически
возвращается в историю человечества, неся за собой
шлейф духовных озарений, молитвенных предстояний,
жарких пророчеств, трагических событий, скорбных
вестей. Богословы, ученые-историки, лингвисты, фило-
софы-теологи, философы-мистики и философы-атеи-
сты, посвятившие изучению Библии годы жизни, могли
бы составить немалые воинства, противостоящие одно
другому на поле духовной брани.
Сегодня Книга книг стала доступна практически
любому народу, переведена на множество языков. Но
от этого дискуссии и идейные противостояния вокруг
Библии не становятся менее драматичными. Участники
перманентных боёв за право на единственно верное
толкование библейских истин почти всегда представ-
ляют позицию веры (или неверия). При этом забывается
или игнорируется такой объективный факт, что едва ли
не весь исторический процесс протекает под знаком
влияния Библии на судьбы народов.
Атеист Лев Николаевич Гумилев вывел свой фе-
номен пассионарности в развитии всякого этноса из
географических условий среды обитания. По Гумилеву
этнос начинал активное движение к самосознанию на
фоне существенных изменений в условиях жизни. ГО-
ЛОД формировал, уничтожал, смешивал и переселял
народы с одной территории на другую в жажде выжить,
расплодиться, обустроиться и добиться воспроизвод-
ства продуктов питания. Именно голод сгонял с наси-
женных территорий, заставлял вооружаться, гнаться за
добычей, покорять беспечные благополучные племена
и народы, занимать и осваивать их жизненные про-
странства.
В Ветхом Завете именно голод – причина переме-
щений племен и народов, жестоких опустошительных
схваток и войн между ними. Напрашивается вывод, что
ветхозаветный голод был неким регулирующим сред-
ством воспитания и служения избранного народа свое-
му Кормильцу Богу, создавшему все и вся.
В России подобное наблюдалось в 19 веке. Голод не-
скольких десятилетий вызвал волнения по всей стране,
отмену крепостного права, требование и поиск плодо-
родных земель, массовое переселение в Сибирь, а за-
тем перерос в назревшую революцию 1905 года. Голод
предшествовал Первой Мировой войне, революции и
гражданской войне, этот исторический вихрь унес мил-
лионы взбунтовавшихся жертв. Революция и граждан-
ская война произошли на фоне вопиющего присвоения
русских богатств правящей верхушкой царского дома.
Царь сказочно богат – а народ нищ – быть беде, пред-
упреждает Ветхий Завет красноречивыми устами би-
блейских пророков. Из главы в главу Библия наполнена
предупреждениями объективного характера, где, нару-
шив заповеди справедливости, народы сами загоняют
себя в ловушки трагических катаклизмов. Характерно,
что запрет на издание, чтение и распространение Би-
блии 31 октября 1931 года совпал с началом неслыхан-
ного голода, в 1932-1933 годах унесшего на территории
СССР десятки миллионов жизней. Наступившие вслед
за этим годы расправ над врагами народа добавили
стране невосполнимых страданий. Народ смирился,
притаился, стал осмотрительно прятать следы своей
веры и духовных упований, но тайно продолжал и кре-
стить, и венчать, и отпевать поколения мнимых безбож-
ников, на памяти которых нет-нет да и всплывали две
самые простые святые молитвы: «Господи, помилуя мя»
и «Богородица, спаси нас!».
Трезвое, внимательное и спасительное зрение поколе-
ний нового века должно разглядеть в диалектике трагиче-
ских событий голода, мора и войн уроки вопиющих оши-
бок и нарушений в законах сосуществования народов и
найти подсказки разумного управления источниками жиз-
ни на планете. Книга книг учит верующих в Творца кротко
благодарить за все дары, которые мы находим на Земле.
Сколько можно спотыкаться об одни и те же камни прет-
кновения, тормозящие разумное существование чело-
вечества и вынуждающие бездумно выживать на костях
предыдущих страдальцев? Библия подсказывает: «Время
собирать камни». Речь – о тех камнях, которые мешают че-
ловечеству развиваться. Из страницы в страницу разда-
ются призывы пророков верить в Творца Вседержителя и
следовать законам, установленным Им в Заповедях. Воз-
можно, последние три столетия, приведшие человечество
к границам современной цивилизации и Апокалипсиса,
были допущены Творцом для того, чтобы люди поняли:
опираться нужно не на наступательный атеизм, самосто-
ятельно мы не способны выпутаться из угрозы всеобщей
погибели. Обострение политической борьбы за ресурсы
планеты, растерянность ученых перед открытиями, под-
тверждающими сложную картину биологического сосу-
ществования видов, гонка технологических процессов на
фоне износа окружающей среды, раскрывшиеся тайны
незримых генетических мутаций, обнищание и даже ис-
чезновение земледельческих профессий - все эти тре-
вожные симптомы призывают человечество повзрослеть
и увидеть, наконец, что оно теряет в своем историческом
легкомысленном прозябании. А теряется едва ли не глав-
ное – право на обоживание и переход на качественно
иной уровень бытия, где духовное содержание жизни го-
раздо важнее технократической гонки.

Библия и креативная теория Творения

Что такое обоживание в библейском контексте Тво-
рения?
Последователи теории эволюции и её классического
выражения – дарвинизма, всматриваясь в современные
исследования человеческого генома, отыскивают ей под-
тверждение в гипотезе о вечных странниках Космоса –
свободных генах, которым суждено дрейфовать из одно-
го биологического тела в другое в поисках воплощения
и выживания. Предполагается, что этим вечным скиталь-
цам все равно в кого воплотиться – в червя или человека,
в любом случае они сохраняют свою спиральную струк-
туру, по смерти биологического организма выделяются
из него как фантомы и, сохраняя информацию о самих
себе, переносят опыт жизни в другие организмы. Теряя
право на дыхание, гены как некие консерванты, способ-
ны идеально сохранять эту информацию сколько угодно.
Присмотримся к описанному Библией процессу Тво-
рения. Любой биологический вид возникал как след-
ствие мысли Творца, выраженной его Божественным
Словом. Оно несло на себе печать образа и подобия не-
кому образцу-идеалу. Так от астры рождается астра, от
мотылька мотылек, и Слон никогда не родится коровой,
а заяц никогда не родится синицей. И это хорошо, по-
лагал Творец, насыщая живые ткани водой, кислородом
и аминокислотами каждое семя. И только человека как
такового Бог творил по Своему Образу и Подобию, отда-
вая ему право быть садовником, пастухом и лингвистом
– вот три программные профессии, призванные сделать
человека полноправным хозяином жизни на планете. Об
этом – в первых главах Бытия, посвященных процессу
Творения. А во второй главе появляется история, о кото-
рую спотыкались пророки и поэты на протяжении тыся-
челетий. А что если Бог сотворил Адама и Еву вдогонку
уже рожденному человечеству для каких-то других не-
земных целей? Эдем изначально – не Земля матушка, а
некий совершенный Мир воплощенного Рая. Место оби-
тания Отца Небесного – Его Абсолют, Его лаборатория
Жизни. Первочеловека Адама можно счесть тварным
клоном самого Творца, которого требовалось воспитать
как наследника и передать ему навыки креативного про-
цесса. А что, если Ева была сотворена не из ребра – в
одной из шумерских табличек было прочитано, что жен-
щина должна находить свое место у ребра мужчины, то
есть оберегать его сердце от сенсорных перегрузок, со-
ответственно для того, чтобы всем своим женским серд-
цем участвовать в делах Творения? Творец предыдущих
людей благословил размножаться, почему же по Библии
Адам и Ева устыдились признаков пола? Напрашивается
мысль, что они не успели развиться до степени нужной
интимной свободы, а тут как тут им было протянуто ябло-
ко Древа Познания. Но что им понадобилось познавать,
совершенным созданиям Бога, если они изначально
получили в подарок Его природу? Мы знаем, насколько
печальными оказываются ранние любовные истории де-
тей, не созревших для взрослой жизни. Недаром среди
них так много Ромео-Джульетт и случаев суицида. Так
яблоко Познания угрожало погубить Адама и Еву, и толь-
ко суровый приговор Бога лишить их инфантильного иж-
дивенчества в Эдеме посулил им исправление трудами о
хлебе насущном. Не успев созреть и развиться духовно,
прародители человечества оказались среди себе по-
добных в девственных условиях молодой планеты, чтобы
запустить ход истории с обратным временным отсче-
том. Обоживание в христианстве означает воспитание
в душе человеческой качеств Бога по образу и подобию
Духа Святого. Тот самый геном, открытие которого при-
вело к новым воззрениям на главы Библейского Бытия,
излучает несколько информационных спиральных лент,
одна из которых не имеет продолжения как некий ис-
черпанный опыт. А другие вьются в круге человеческого
опыта жизни, и надо полагать, записывают все, что люди
успевают за свой век понять и исправить. Или не успе-
вают – и уходят из этой жизни со следами психических
травм и несоответствий тому образцу, который востре-
бован самой человеческой природой. Душа уносит с
собой печальные знаки напрасных усилий. В том числе
след гордыни человека перед своим Отцом Небесным.
Ветхий Завет прослеживает коварные ловушки, в ко-
торых барахтается эпоха за эпохой в ожидании зрелого
наследника Бога. Устами пророков Библия провозгла-
шает, что в народах распространяются люди беззакон-
ные, дети сатаны, что искривляются пути становления и
созревания Богочеловечества, каким хотел его видеть
Отец Небесный, наделив самостоятельным разумом и
свободой воли. Но нравственное содержание жизни, с
которым сошли на Землю Адам и Ева, утрачены их по-
томками, а с этими утратами и распространяется духов-
ное сиротство.
Новый Завет занимает нишу между измученным уг-
нетенным народом и грубым спесивым оружием власти.
Его главные призывы: Исправьте пути Господу, если хо-
тите Спасения и жизни по Божией Благодати. Новый За-
вет проводит ревизию ветхозаветных законов – с тем,
чтобы разбудить стремление к свободе от тупиковых
ожесточенных блужданий, в которых человечество уже
не различает участия Бога в земной судьбе, не слышит
Его ангелов и носителей божественных истин. Вообра-
жение людей, истосковавшихся по чистым источникам
Духа Святого, захватывает ожидание Мессии.

Библия и диалектика нравственных обретений

    В современном мире библейские заповеди знают
повсеместно, но сплошь и рядом относят их исключи-
тельно к христианским добродетелям, мол, кто ходит в
церковь, тот пусть их и соблюдает.
Однако, универсальные законы жизни были изложе-
ны Моисеем задолго до Нагорной проповеди Христа.
И кроме этих законов действовали правила личной и
общественной пользы как естественные условия для
нормальной мирной жизни. Библейские истории изо-
билуют примерами и притчами, в которых нарушителей
этих законов настигали коварные и смертельные беды.
Нередко Библия сообщает, что наказания насылал
сам Господь, предупреждая, за что и почему Он под-
вергал целые народы неумолимой каре. Потрясающее
по своей убедительности и достоверности описание
бесед Господа со своими пророками при чтении соз-
дает впечатление полного личного присутствия Бога в
череде ветхозаветных событий. Кражи, измены, убий-
ства, святотатства, вероломные предательства, разбой
и мародёрство, пагубная ворожба и половые бесчин-
ства оскверняли род человеческий, приводили к неми-
нуемым катаклизмам, стихийным бедствиям и войнам,
а вслед им засыпались пеплом, заносились песками и
зарастали сорной травой ветхозаветные города. Не-
ведомые теперь племена и народы теряли свои корни
и кровную память. Но Библия сохраняла живой голос
Бога, донося до потомков уроки вековых трагических
расплат за грехопадения предков. Книга книг букваль-
но пульсирует живыми нервами ушедших поколений,
утративших духовные связи с Отцом Небесным и без-
вестно погибших в горниле истории. От книги к книге
читатель убеждается в том, что напряжение борьбы
за нравственное содержание жизни становилось все
отчаяннее и острее. Очевидно, ко времени рождения
Мессии ВЕРА в Живого Бога – родоначальника земной
жизни потеряла свою очевидность, выродилась в обря-
довые формы и увяла среди фарисейских уставов.
Какой смысл говорить с теми, кто не хочет слышать?
Но человечество без Бога, как корабль без капитана,
как семья без отца, как народ без вождя, не различает,
куда ему двигаться. Страхи перед тайнами земной при-
роды и всего Мироздания делают человека беспомощ-
ным. Богооставленность, чуть ли не самое трагическое
из чувств, стало заполнять судьбы народов цинизмом
и безысходной тоской земного сиротства. Фантастиче-
ский поток суеверий ринулся завоевывать воображение
людей, взявшихся творить себе богов по разумению
искалеченных и травмированных сознаний. На каком
этапе происходили подмены, можно лишь судить по би-
блейским описаниям беспощадного взаимного истре-
бления народов на протяжении тысячелетий. Око за око,
зуб за зуб, уничтожение до последнего младенца – ис-
требление себе подобных пропитало насквозь челове-
ческую историю, докатилось до нового тысячелетия и
стало чуть ли не ежедневным содержанием сводки ми-
ровых новостей. Но такого Бога не должно быть, это не
от Бога Творца и Отца Небесного – эта свистопляска от
князя тьмы, от его жажды абсолютной власти над чело-
вечеством и всей планетой, то и дело доносящаяся с
полей идеологических ристалищ. Дошедшее до наших
дней религиозное содержание мировой вражды между
Богом и его падшим ангелом пронизывает политику и
философию, экономику и социальную борьбу, совре-
менную литературу и искусства, продолжает дымиться
в различных конфессиях и церковных молитвах. Атеизм,
как вывернутая наизнанку шапка невидимка, подсовы-
вает вместо Бога призрак коммунизма – некую глобаль-
ную идею достижения всеобщей справедливости на
почве демократии, равноправия и вечно ускользающей
искомой свободы. Кого от чего – позвольте спросить? Уг-
нетенных от угнетателей, бедных от богатых, умных от
дураков, образованных от невежд, избранных от гоев,
элиты от черни? Призыв «Весь Мир насилья мы раз-
рушим до основанья...» в последующем круге истории
меняет местами палачей и жертвы, бесконечно запу-
тывая всех без исключения, кто есть кто и какого для
кого добивается Мира. Так схожий с ветхозаветным
опыт богооставленности буксует в поколениях, напич-
канных идеологией атеизма. Тем не менее объективно
не подвластный каким либо земным авторитетам Закон
Отрицания Отрицания с превеликими потерями обще-
человеческих ценностей возвращает человечество к
содержанию великого Этоса Вселенной, заявленного
Посланцем Отца Небесного – Его Сыном и Его Мессией.
Богооставленный человек ищет объяснения сво-
им проблемам и несчастьям во внешнем мире, находя
в нем сколько угодно поводов для ненависти и мести.
Народ, отравленный атеизмом, обреченный на гнев и
агрессию, попадается в ловушки барачного равнопра-
вия и нищеты, все время с кем либо сражается и не на-
ходит сил и времени на разумное обустройство жизни.
Двадцатый век отличился тотальными войнами всех со
всеми и породил беспрецедентные по своим масшта-
бам приступы мировой депрессии и паранойи. Челове-
чество впервые болезненно ощутило, как подступил к
его истории фантом суицида. Пророки и предсказатели
конца света посыпались как матрёшки из одной утро-
бы, кто во что горазд называя сроки всеобщей погибе-
ли, ссылаясь при этом на Библию.
Евангелия наполнены притчами и проповедями Сына
Божия о путях духовного спасения. Казалось бы, писание
должно быть понятно каждому. Но не тут-то было – ничто
так не подвергается критике как основы христианско-
го религиозного воспитания. Ревнивые страсти по Богу
среди толкователей евангельских событий сегодня кипят
так же отчаянно как в эпоху земного Пришествия Иисуса
Христа. И тут ветхозаветной фарисейской практике сле-
дования закону противостоит то, что Бог Слово назвал
Благодатью – это качество веры, освященной любовью к
Богу. Христос так и заявил своим апостолам – ПО ВЕРЕ
ДАЁТСЯ. Дается уровень спасения и защиты для движе-
ния к Жизни Вечной. Конечно, каждый верит по своему,
по-разному преодолевая ветхозаветные заблуждения, и
то, во что верит человек, становится содержанием его
жизни. Сын Божий в евангелиях предлагает иные, чем
в Ветхом Завете, отношения с Богом. Там целью Бога
Отца и Его посланников было воспитание цельного
монолитного преданного Завету избранного народа. А
Сын Божий ставит целью зажечь искру Божью в отдель-
ной человеческой душе, преобразить душу из тварной
в духовную, наследующую Царствие Небесное и Жизнь
Вечную. В современном контексте можно истолковать,
что врастание Духа Святого должно происходить в со-
держание самого человеческого генома, призванного
подготовиться к переселению в неведомое и прекрас-
ное Далёко. Переселение это не требует сложных ра-
кетоносителей и космических кораблей, а раскрывает
возможности самой человеческой души по ВЕРЕ менять
свое качество жизни.

Единобожие в Новом Завете и Миссия Сына Божия

Евангельский Мессия, известный, как Иисус (Иешуа)
Христос, говорит, что бремя, возлагаемое им на веру-
ющего человека – легко. Это бремя – право свободно
любить в себе сокровенный образ Бога-Отца, стараясь
быть человеком от Бога, рожденным для жизни вечной.
Главное обретение христианства – вера в свою природу,
тождественную самому Творцу, с её бессмертием и без-
условным творческим потенциалом. С Новым Заветом
человек получает путь к совершенной свободе, не име-
ющей никаких преград для освоения жизни во времени
и пространстве. Но что это за свобода? Присмотримся
к её признакам, обозначенным в евангельских притчах.
Прежде всего, человек обладает уникальным даром –
свободой мысли, в том числе свободой оспаривать Бога.
Человек свободен от идеологий, жестко регламентирую-
щих место под солнцем. Человек свободен от страха вы-
живания и вообще от какого либо страха: ибо ни один во-
лос не упадет с вашей головы без ведома Бога. Человек
свободен от болезней, дурных привычек и наклонностей,
от пороков и гибельных страстей, от одиозных соблазнов
и даже от моды. Ибо он прекрасен сам по себе как лилия
или райская птица. Человек свободен от зависти, алчно-
сти и корысти – чему завидовать и что ещё желать, если у
тебя всё есть и всё предвидится на каждом последующем
витке твоего восхождения к равенству с Богом. Человек
свободен от спеси, гордыни, социального неравенства,
ибо нет ни первых, ни последних, а все получают по мере
своей человечности. Человеку всё на Земле, в том числе
право рождения и компас Жизни Вечной достаются да-
ром, так и не о чем торговаться с Творцом. Биологическая
жизнь вынашивает жизнь духовную, пронизанную лучами
Духа Святого, и это происходит с нами каждую секунду, в
потоке сознания Свыше. Если – ВЕРИШЬ.
Христианские конфессии складывались как акаде-
мии постижения Премудрости Божией, но мы теперь
знаем, насколько неисповедимы уроки, отторгающие
религиозный фанатизм и фарисейство от непосред-
ственной и не лукавой веры. Даже можно утверждать,
что христианство в целом пережило некий этап неофит-
ства, и это было жестокое Средневековье с его пытками,
казнями и кострами «еретиков». Неофитство требовало
безусловной преданности Богу, схожей с ветхозавет-
ной, но как иначе можно было распространить Благо-
вест по планете? Христианство испытало жало атеизма
и только-только подошло к осознанию доброй воли в
деле служения Творцу видимого и невидимого мира. В
новое тысячелетие мы вступили в многоголосице поис-
ка Бога среди различных религий, конфессий, верова-
ний и упований. Бог вновь слышит от верующих молит-
вы и просьбы вмешаться в судьбу человечества, спасти
от разрушительной цивилизации, прислать обещанного
Уте'шителя и одарить справедливым мироустройством.
Но можно разглядеть и другой процесс, не столь оче-
видный: Бога взращивает человечество по мере зрело-
сти и качества веры, через сердце каждого верующего
в Единого Творца – Отца Небесного. А Библия остаётся
Пособием по истории земных испытаний, нужд, междо-
усобиц, предательств, откровений, живых свидетельств
участия Бога в земном бытии.
В одной из притч ученики упрекают Христа в том, что
Он не прогоняет постороннего, идущего в отдалении от
них и исцеляющего именем Божьим. Христос просит их
не мешать человеку двигаться за Ним так, как он счи-
тает нужным, потому что он все равно идет следом за
Богом. Ревнивые конфессии христианства пережили не
одно судилище, оспаривая свои приоритеты в служении
Спасителю. Преодоление конфликтов и обид открывает
возможности – не то, чтобы договориться, но попытать-
ся в спорах не истреблять друг друга Именем Божьим.
Каждая церковь – школа Богопознания – в молитве о
вере восстанавливает общечеловеческий Образ Бога.
То и дело всплывающие угрозы Конца Света снова
и снова отсылают нас к Библии, в частности, к свиде-
тельству пророка Ионы. Изо всех сил убегал он от лица
Господа, потому что ему было трудно пророчествовать
о гибели прекрасной Ниневии. Множество трудностей
пережил он, побывал даже в чреве кита, однако, вы-
нужден был вернуться и выполнить просьбу Бога. Ни-
невитяне покаялись и обратились к Богу с искренни-
ми молитвами помиловать их. Город остался цел. Иона
рассердился на Бога, мол, вот – лжецом Бог выставил
его перед народом. Бог за одну ночь взрастил над ним
дерево, «чтобы избавить его от огорчения» (4.6.), а в
следующую ночь погубил. Иона заявил Богу, что очень
огорчился о гибели дерева, даже до смерти. «Тогда ска-
зал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым не
трудился и которого не растил... Мне ли не пожалеть
Ниневии, города великого, в котором более ста двадца-
ти тысяч жителей, не умеющих отличить правой руки от
левой?»... (4.11)
Новый Завет уже в Евангелии от Матфея возвращает
нас к таинству взаимоотношений с Живым Богом, кото-
рый устами Христа напоминает случившееся с Ионой:
«Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так
и Сын Человеческий будет в сердце Земли три дня и три
ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осу-
дят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот,
здесь больше Ионы»... (12.40.41)
Очевидно, чувство опасности перед всеобщей гибе-
лью дисциплинирует народы и обращает их к просьбам
о помощи Свыше. Невозможно отрицать повторяющие-
ся закономерности в приступах пророческих страхов, и
вновь и вновь из глубин библейских восстает упование
на Спасение верой и молитвой...

Опубликовано в формате журнала.