Дорога в Никуда или Кривая, которая никуда не выве

Эспри Де Лэскалье
Дорога в Никуда или Кривая, которая никуда не вывезет.

(Размышления неофита в науке, технике и искусстве)

30 ноября 2012

Нет, речь не пойдёт о романе Франсуа Мориака «Дорога в никуда».
Это продолжение тем, уже обсуждавшихся в статейках «Беда эрудитов» и «Крылья вместо мастерка каменщика».
Рассмотрим некий простенький мысленный график:
Вдоль горизонтальной оси Х –  откладываем сумму знаний любого индивида.
Вдоль вертикальной оси У – откладываем некую степень его творческих достижений.
Правда, признаюсь сразу, не очень хорошо представляю себе в каких единицах измерять эту последнюю. Так же, как некогда придуманный в виде дроби «Коэффициент гениальности», где в числителе записывается «оригинальность» идеи, выдвигаемой кем-то, а в знаменателе – оригинальность исходных посылок. И получается, чем зауряднее, общеизвестней, тривиальней исходная посылка и чем незаурядней, оригинальней, необычней «основанная» на ней идея, тем выше этот самый «коэффициент гениальности».

Пример:
Известный опыт Альберта Авраама Майкельсона по измерению скорости света на движущейся Земле. Результаты его необычны, неожиданны, но опыт стал общеизвестным. И только Альберт Эйнштейн смог создать на основе   этого ОБЩЕИЗВЕСТНОГО результата Специальную Теорию Относительности. Так же, как из тоже известного всем физикам, вроде бы даже незначительного опыта Этвеша о равенстве инерциальной и гравитационной масс опять, именно Эйнштейн, создал Общую Теорию Относительности. То есть гений Эйнштейна заключался как раз в том, что он сумел увидеть в этих двух опытах то, что до него никто увидеть не смог! Хотя оба факта эти были общеизвестны!

Другой пример:
Литература кишит бездарными графоманскими описаниями неких космических катастроф – любимая тема эпистолярных импотентов. Перечислять их нет надобности и места.
А, вот, истинный талант как раз заключается в том, чтобы описать зауряднейшее явление, будничное, обычнейшее, так, что сразу чувствуешь: Это написано гениальной рукой!
Беседа Ипполита Матвеевича с гробовых дел мастером Безенчуком:
« – Как здоровье тёщеньки, разрешите узнать?
Мр-мр-мр, – неопределённо ответил Ипполит Матвеевич и, пожав прямыми плечами, проследовал дальше.
 – Ну, дай бог здоровьичка, – с горечью сказал Безенчук, – одних убытков сколько несём, туды его в качель.»
«Очередь, серая, каменная, была несокрушима как греческая фаланга. Каждый знал своё место и готов был умереть за свои маленькие права,»
О чём вышеприведённые отрывки? О взрывах галактик, о гибели миллионов цивилизаций, о мирах потусторонних с фантастическими существами?
Описания эти относятся к заурядностям нашей жизни. Гробовых дел мастер, ждущий с понятным нетерпением «клиентуры» и очередь на почте! Никаких сверхъестественных эффектов и глобально-вселенских кризисов! А написано гениально! И это – ШКОЛА ГЕНИАЛЬНОСТИ!

Возвращаясь к нашему графику.
Интуитивно вроде бы должно получаться так: Некая линейная зависимость. С увеличением суммы знаний у данного человека о каком-то предмете (науки, техники, искусства), растёт и его творческая способность создавать НЕЧТО НОВОЕ в этой области.
Практика, увы, демонстрирует нам совсем иное.
У всех людей линия «творчества» начинается (если начинается!) от оси Х, иногда (редко) в нулевой точке, чаще на некотором расстоянии от нуля на оси Х. То есть, после накопления некоторой суммы знаний о предмете человек может начать творить сам.
Понятно, что творить, не зная ничего об этом предмете – невозможно. Требуется знать хоть что-то!
У некоторых людей «линия творчества», начавшись в некоторой точке на оси Х (то есть при накоплении некой суммы знаний) начинает ползти вверх. У одних – линии поднимаются медленно, постепенно. У других – более круто. Первые, можно сказать, «Медленнодумы или Медленнотворцы», вторые – условно, конечно, «Быстродумы --Быстротворцы». Но что происходит дальше с интересующей нас «линией творчества»? Опять, по мере накопления знаний о предмете, линия медленно или быстро должна была бы рости вверх. Творчество, подкреплённое всё нарастающей силой знания, должно ускоряться, или, по крайней мере, неуклонно расти и качественно и количественно.
Но у большинства людей происходит нечто совсем неожиданное. «Линия творчества» начинает уменьшать свою крутизну, заворачивать в сторону горизонтали и даже, после некоего «плато» (насыщения знаниями при одной и той же «творческой отдаче») начинает ПАДАТЬ!!!
Добавляющиеся знания не стимулируют рост творческой активности, а наоборот, вроде мешают ему, противодействуют творчеству.
Почему?
Можно преположить несколько механизмов, объясняющих этот странный феномен.
1.Знания не приобретаются человеком мгновенно, а на протяжении многих лет. Человек накапливает знания СО ВРЕМЕНЕМ. А он тоже не молодеет!
И выходит по Пушкину:
«Как недогадлива ты, Няня!
Сердечный друг, уж я СТАРА!
Стара! ТУПЕЕТ разум, Таня!»
2.В отличие от предыдущего, этот «второй» механизм действует быстрей и решительней:
Обширное знание давит на психику «знатока» множеством конвенционально принятых ЗАПРЕТОВ: «Это – НЕЛЬЗЯ! И это тоже нельзя!» Но запреты эти уже стали рефлексом, привычкой и не избавиться от них. Кроме запретов мышление знатока находится в неком лабиринте многочисленных ВОЗМОЖНОСТЕЙ, (Ах, до чего хорошо, необозримое поле для творчества!) но ведущих в ТУПИКИ! А верный путь – только один. И если божественная интуиция или вдохновение не помогают найти этот путь, то можно до конца жизни бродить среди стен запретов и лжевходов-выходов, ведущих в никуда!

Резюме: Надо стараться использовать любой «кусочек» нового знания как трамплин для творчества, даже когда к этому вроде нет оснований! (Основания ЕСТЬ, просто мы, увлечённые погоней за знанием, проходим, проносимся мимо чуть приоткрытых дверок в миры иные, миры ТВОРЧЕСТВА). Хорошо помогает в этом тяжёлом труде и обострённая критичность мышления. Не принимать на веру и на ура новое, пусть и добытое АВТОРИТЕТАМИ знание. Авторитеты тоже – только слабые люди, могущие ошибаться и таки ошибающиеся при любой возможности!  И не ждать прихода вдохновения, а активно, тяжким трудом, кажущимся поистине Сизифовым, упорно призывать вдохновение: «Явись, вдохновенье! Ты прекрасно!»
«Тогда мгновенью я сказал бы:
Остановись! Прекрасно ты!
И след земной мой не пропал бы
В эонах вечной темноты»
«Фауст» J.W.Goethe