Башня Шамиля и клад князей Барятинских

Александр Дмитриевич Балашов
БАШНЯ ШАМИЛЯ и КЛАД КНЯЗЕЙ БАРЯТИНСКИХ

(Из книги Александра Балашова «Путешествие в Соловьиную Страну», издательство КТПП, Курск, 2006, тираж 3 тыс. экз.)


Башня Шамиля - визитная карточка Льгова. Со стороны дороги её постоянно подкрашивают, обновляют, подновляют… Это как бы видимая сторона луны. Но есть и невидимая, обратная.  Со стороны наполовину уничтоженного княжеского парка Барятинских башня обветшала.  Заглянул во внутрь башни - и глубоко пожалел об этом…

…Я въезжал  на территорию  родовой усадьбы Барятинских «Нижние Деревеньки», что в двух километрах от исторического центра Льгова, радуясь и огорчаясь новой встрече с историей государства Российского.

Радость моя была понятна. А вот горечь от встречи оставили вандалы ХХI века. Всего за два года, минувших с последней встречи с Нижними Деревеньками, не осталось и воспоминаний от сторожки усадьбы, которую вместе со стеной и другими постройками усадьбы местные вандалы в буквальном смысле разнесли по кирпичикам. (Один «старатель» говорил мне, что «построенный из такого кирпича свинарник  век прослужит»).

А главный дом родовой усадьбы Барятинских?.. Когда-то за  оригинальное устройство дымоходов, позволявшее от одной печи отапливать два этажа большого здания, на Парижской всемирной выставке была получена Большая золотая медаль… Нынче от этих дымоходов одна кирпичная пыль осталась…

Видоискатель моей погрустневшей «Сони» остановился на еще уцелевшем флигеле усадьбы родового имения . Издалека флигель смотрится, как декорация к фильму о тургеневских девушках, чистой любви и людях чести… Но, когда подходишь ближе, минуя огромные пни спиленных дубов княжеского парка, то видишь убогую, жалкую картину разрушения и людского равнодушия. (Помнится, несколько лет назад на одном из заседания Госсовета ставился вопрос о возможности продажи таких усадеб частным инвесторам. У государства руки до таких «нижних деревенек» просто не доходят, а «хозяин» в состоянии спасти и усадьбу, и старинный парк. Однако подвижек в лучшую сторону пока не видно…).
На первом плане вы видите пустой пьедестал из черного мрамора, привезенного сюда из Житомира. Когда-то, по преданию, на этом пьедестале стоял бюст Российского императора Александра-I. В предвоенные года (вплоть до 1955-го)  на черном мраморе красовался бюст «отца народов» генералиссимуса И.В.Сталина. Ныне пьедестал свободен (боюсь только вандалы ХХ1 века утащат и его - в «хозяйстве сгодится»…)
А ведь места-то - исторические. С какими именами связаны!... Достоверно известно о пребывании на Курской земле в имении «Марьино» племенного вождя кавказских горцев Шамиля (1797 - 1871). Это произошло в первой половине декабря 1868 года при переезде Шамиля из Калуги в Киев. По приглашению князя А.И.Барятинского Шамиль побывал и в «Деревеньках». Говорят, из этой башни (в народе ее прозвали «Башня Шамиля) он любовался окрестностями; смотрел на Сейм, на лес, вспоминая  свою далекую родину…
Усадьбу Нижние  Деревеньки за последние сто лет грабили и разоряли не раз, начиная с 1917 года… Нынешний разор дворянского гнезда в трех километрах от Льгова - это наш общий позор. Злые люди нанесли рану этому историческому месту… А воспринимается она - как рана родине. И пока есть что спасать - нужно спасать.



КЛАД КНЯЗЕЙ БАРЯТИНСКИХ

Кто же такие  - князья Барятинские? Помещики? Баловни судьбы? Или же они из плеяды тех, кто верой и правдой служил царю и Отечеству?...
Александр Иванович Барятинский - князь, генерал-фельдмаршал с 1859 года. Русский военачальник, активный участник кавказских войн. В Крымской войне 1853 - 1856 годов - начальник штаба Кавказской армии. С 1856 года - главнокомандующий и наместник на Кавказе. Руководитель разгрома войск Шамиля и его пленения в 1859 году. Член Госсовета. Кавалер всех российских орденов. В1862 году вышел в отставку по состоянию здоровья. Последние годы прожил за границей. Скончался в 1879 году в Женеве. Похоронен в фамильной усыпальнице Покровской церкви в селе Ивановском  (церковь в 1936 году была разрушена большевиками; было уничтожено 19 княжеских гробниц, усыпальницу осквернили, соорудив на ней котельную и склад угля - это уже вандалы ХХ века).
 Виктор Иванович Барятинский (1823 - 1904) - князь, блестящий морской офицер, капитан первого ранга, участник обороны Севастополя в Крымской войне (1853 - 1856).  Прекрасно владел кистью. Это по его зарисовкам «с натуры» знаменитый русский художник Айвазовский пишет свою картины «Синопский бой» и «Гибель корабля». Он окончил Петербургский университет, участвовал в раскопках в Херсоне Таврическом и первым определил точное место, где находился у подножия Акрополя театр Дионисия. Современники о нем говорили: «Человек чистой души и художник до мозга костей».
Если «копать» в глубину веков, то в конце ХVIII века село Нижние Деревеньки в числе многочисленных земель Льговского, Рыльского и Путивльского уездов принадлежало внучке знаменитого адмирала флота графа Н.Ф.Головина - принцессе Екатерине Петровне Гольдштейн-Бек (1750 - 1811), которая выйдя замуж за генерал-поручика князя Ивана Сергеевича Барятинского (1740 - 1811) принесла ему свои владения в качестве приданого.
После смерти И.С.Барятинского эти земли унаследовал его старший сын Иван Иванович Барятинский - строитель дворцово-паркового комплекса «Марьино», который третью часть имения отделил своей сестре княжне Анне Ивановне Барятинской, куда и входили Нижние Деревеньки. Анна Ивановна вышла замуж за обер-гофмаршала, президента Придворной конторы графа Николая Александровича Толстого. Затем имение принадлежало их сыну - шталмейстеру двора графу Александру Николаевичу Толстому, который был женат на княгине Анне Михайловне Щербатовой.
Александр Иванович Барятинский усадьбой владел недолго, уступив «Деревеньки» своему младшему брату князю Виктору Ивановичу Барятинскому, женатому на дочери известного дипломата А.П.Бутенева.
В дошедшем до наших дней одноэтажном кирпичном флигеле с шестиколонном портиком и парадной двухмаршевой лестницей до революции жили князь Иван Викторович Барятинский, племянник фельдмаршала А.И.Барятинского. С 1888 года он был предводителем дворянства Льговского уезда, избирался депутатом 3-й Государственной Думы. Почетный гражданин Льгова, награжденный за храбрость орденом  Святого Станислава III степени (с мечами) и другими боевыми наградами погиб в Первую мировую войну в Галиции, в 1915 году.
Усадьба «Деревеньки» связана и с именем княгини Марии Владимировны Барятинской. Она до революции возглавляла Льговское отделение общества Красного Креста. Сохранилось приглашение княгини (они рассылались жителям Льгова) на открытие лазарета для раненых русских солдат. «Вице председательница Льговского отделения общества Красного Креста княгиня Мария Владимировна Барятинская просит Вас пожаловать в 11 часов 8 октября 1914 года на освящение Первого Льговского лазарета, находящегося на Дворянской улице».
Вот этот самый дом,  который княгиня отдала под лазарет для раненых на полях сражения Первой мировой. Сегодня в нем располагается почта.
Судя по сохранившимся воспоминаниям современников, удивительной женщиной была княгиня. В начале 1918 года княгиня Мария Владимировна Барятинская вместе с юными княжнами Марией Викторовной и Ольгой Викторовной пережидала смутное время в Крыму и всё ждала, когда «приедут казаки» и наведут во Льгове порядок. Сохранилась даже телеграмма, данная ею из Ялты управляющему имением Квятковскому:
«Льгов. Квятковскому. Реквизированный автомобиль отдать. Деньги считаю возможным платить. Случае недоразумений обратитесь губернскому комиссару. Приехали ли казаки? Сообщите когда собираетесь выехать. Княгиня Барятинская.»
С дворецким Квятковским, по словам Михаила Лагутича, связана еще одна темная история - с кладом князей Барятинских.
Покидая Нижние Деревеньки, я на прощанье сфотографировал дорогу, по которой, как утверждали свидетели в те далекие от нас времена,  управляющий поместьем увез на подводах клад князей Барятинских из родового поместья.
Старожила Льгова, пережившие оккупацию, рассказывали, что в 1942 году  с немцами на «Опеле» приезжал какой-то молодой  человек «в кожаном пальто».  Скорее всего - русский: говорил без акцента. Он что-то искал в лесу, в имении, в подвалах и на чердаке  дома Барятинских, но так ничего и не найдя, укатил из Льгова. Кто это был? Сын Квятковского? Человек, знавший тайну княжеского клада?..
 Одно сказать можно утвердительно: клад князей Барятинских, вывезенный из Нижних Деревенек Квятковским  в лес,  не найден до сих пор.