Клановые интересы в ресурсах Каракалпакстана

Революционарио Шер
Представители Каракалпакской региональной элиты (входящие в объединенный клан с Хорезмом, хотя данное объединение скорее всего, условное, чем более практическое) не включены в центральные органы власти и управления Узбекистана[1]; на руководящих и второстепенных должностях их практически нет, за исключением некоторых депутатов в Законодательной палате[2] и Сенате[3] Олий Мажлиса республики. Сложно также их обнаружить в хозяйственных ассоциациях и корпорациях, где бы он занимали значимые посты. Это является следствием внутренней политики Ислама Каримова, стремящегося не укреплять позиции некоторых региональных группировок в Ташкенте и их влияния на перераспределение финансово-материальных потоков в пользу регионов. Хотя территория Каракалпакстана составляет 37,6% от территории всего Узбекистана, между тем, численность населения – 1,66%. Это обуславливает, с одной стороны, наименьшее влияние на политику Центра у каракалпакского клана, а с другой, определенную тревогу (зависть) у других кланов в связи с обладанием значительными земельными и природными ресурсами; и здесь Ташкент стремится урезать каракалпаков в праве на свою собственность через общие институты власти и экономики (контроль со стороны парламента, партийных структур, органов хозяйственного управления). Иначе говоря, право на распределение ВВП Узбекистана остается за столичным кланом и Самаркандско-Джизакским тандемом, и в этом смысле каракалпакам достается не столь много.

Однако в последние годы экономика Каракалпакстана развивается несколько динамичнее, чем в среднем по Узбекистану. Так, согласно статистическим данным, за 9 месяцев 2012 года Валовой региональный продукт Каракалпакстана составил 110,4% в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, тогда как в Узбекистане – 108,2%. Рост отмечен в сельском хозяйстве - 112,2% (по Узбекистану – 107,1%), инвестициях в основной капитал - 129,2% (109,8%), строительные работы – 110,1% (109,8%). Во внешнеэкономических связях отмечается зависимость от импорта – 186,9% (110,0%), однако в абсолютных показтелях экспорт составил $80,8 млн., а импорт – $59,5 млн. Валовой региональный продукт достигает 2,20% от ВВП Узбекистана; количество предприятий – 4,87% от зарегистрированных по стране. Удельный вес малого предпринимательства в экономике Каракалпакстана – 65,7% (по Узбекистану – 51%), в том числе в производстве промышленной продукции – 27,9% (21,4%), строительных работах – 77% (71,8%), розничном товарообороте – 46% (45,2%), платных услугах – 35% (43,5%). Поступления от приватизации за январь-сентябрь 2012 года составили 208,1 млн. сумов, или 1,5% по стране. Республика получила прибыль в размере 48,8 млрд. сумов[4]. С участием иностранного капитала было экспортировано продукции и услуг на $5,8 млн. (по стране – $2014,8 млн.). Доля инвестиций в основной капитал велика негосударственной собственности – 82,9%, что свидетельствует о наличии у кланов определенных ресурсов. Причем по общим объемам инвестиций в Каракалпакстане было освоено больше, чем в Андижанской, Джизакской, Навоийской, Наманганской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Хорезмской областей.

Сельское хозяйство является основным занятием населения, и тут ресурсы более значительны: к примеру, поголовье крупного рогатого скота у каракалпаков больше, чем у кланов Андижанской, Джизакской, Навоийской, Наманганской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Ташкентской, Хорезмской областей; овец – Наманганской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской, Хорезмской областей; птицы – Бухарской, Джизакской, Навоийской, Наманганской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской областей. 60,7% всей сельхозпродукции производится дехканскими хозяйствами, 38,2% - фермерскими, 1,1% - сельхозпредприятиями.
Но с другой стороны, каракалпакская элита безраздельно властвует в своем регионе, и получает больше не от Центра, сколько от собственной экономики; и здесь делиться с Ташкентом всем не собирается. Поэтому доля лиц узбекской национальности, а также представителей других областей и направленных из Ташкента в местных органах власти, а также министерствах и ведомствах Каракалпакстана весьма незначительна. Это приводит к злоупотреблению властью и расцвету теневой экономики, обогащению кланов за счет серых и черных схем, связанных с использованием финансовых трансфертов из Ташкента, неучтенной хозяйственнной деятельностью. По некоторым данным, доля «тени» в сельском хозяйстве Каракалпакстана достигает 52%. Из общей суммы освоенных иностранных инвестиций и кредитов в размере 242,4 млрд. сумов не менее 30%, по оценкам экспертов[5], было расхищено. Но Каримов не стремиться обеглавить клан, понимая, что в ином случае сепаратизм приобретет наиболее сильные масштабы и станет угрожающим для целостности Узбекистана. Известно, что в 1990-1997 годах были сильны социальные конфликты и сепаратистские настроения в таких районах как Канликуль, Шуманай, Муйнок, Кегейли, Чимбой, Кунгирот. Местная элита тогда поддерживала настроение жителей в отделении от Ташкента и полного контроля за своими ресурсами. Именно тогда были применены жесткие меры в отношении лидеров таких кланов. В дальнейшем политика была более мягкой, с единственной разницей – ключевые посты в центральной власти Узбекистана не передавались каракалпакам.

В тоже время, Ташкент усвоил урок – потенциальную угрозу сепаратизма - и в последующие годы особо сильно не напрягал местные власти, и если чистки производились, что не столь суровые, какие могли быть или в сравнении с теми, что имелись в других регионах Узбекистана – Андижанской области, Самаркандской. Так, в 2012 году председатель Жокаргы Кенеса Муса Ерниязов, который был уличен в коррупции, сохранил свою власть и влияние, контроль над Каракалпакстаном[6]. Ему пришлось только вернуть государству то, что было им нажито преступным путем – на сотни миллионов долларов. Хотя эксперты утверждают, что вернул лишь незначительную часть. Однако, на заклание пришлось отдать своих родственников, которые перешли все границы в мздоимстве и хищениях; но и они не были наказаны сурово. Кроме того, были взяты под стражу директора двух хлопковых заводов - Ходжелинского и Халкабадского, позднее Бахром Кушекеев – глава республиканской хлопковой промышленности, являющегося родным братом председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан Б. Янгибаева. Были уволены министр внутренних дел Каракалпакстана, многие работники хокимиятов районов Хужайли, Муйнок, Чимбой, Беруний, г.Нукуса. Кроме того, к различным срокам отбывания наказания приговорены братья выходца из Каракалпакстана первого заместителя министра юстиции Есемурата Каньязова, руководившие рядом производственных, банковских и коммерческих структур. Таких, как «Каракалпакбоянтамыр», «Тахиаташская ГРЭС», «Пахтабанк», «Каракалпакэлектротармоклари». Чистки также прошли в отраслевых структурах (энергосбыт, газ, водоканал, транспорт, милиция, коммунальное хозяйство, аграрный сектор) в районах Кораузак, Элликкала, Тахтакупир, Турткул, причем все вышеназванные следственные действия были осуществлены Генеральной прокуратурой и центральным аппаратом СНБ Узбекистана. Местные следственные органы не были допущены в связи с возможностью сабботажа и протекции коррумпированным лицам.

Наказания не были публичными, не стали достоянием общественности, хотя Ислам Каримов любит на тех или иных выступлениях говорить о коррупции отдельных чиновников. Это предопределено тем, что Каракалпакстан является автономной республикой в составе Узбекистана, и кадровую политику Нукус ведет относительно самостоятельно – это одно из условий негласного договора, достигнутого каракалпакским кланом с руководством Узбекистана. Кроме того, согласно правовым нормам, Каракалпакстан самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства, а также взаимоотношения с Узбекистанм, а споры между ними регулируются договорами и соглашениями, путем согласительных процедур. С другой стороны, чтобы не дать особых вольностей и во избежание всяких непредвиденных ситуаций, Конституционный суд Узбекистана дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан - законам Республики Узбекистан. Обязательность исполнения законов Узбекистана на территории Каракалпакстана закреплена статьей 72.
Парадокс заключается в том, что официально Республика Узбекистан считается унитарным государством, хотя в реалии она – федерация, поскольку в ее структуре имеется республика со своим парламентом, правительством и Конституцией (принята 9 апреля 1993 года), в которой оговаривается возможность Каракалпакстана на отделение и независимость. В частности, статья 74 гласит: «Республика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана». Данная возможность всегда стимлировала сепаратизм, и каракалпакские кланы уже с середины 1980-х годов стали активно заявлять о себе, как об отдельной силе и праве республик на собственную жизнь без Ташкента.

Но почти за четверть века с момента независимости Узбекистана каракалпаки так и не удосужились провести подобный плебисцит. Это связано с тем, что в реальности такой шаг невозможен по нескольким причинам:
- Каракалпакстан является дотационным регионом страны, получает значительные социальные и финансовые трансферты из Ташкента;
- Технологически, транспортно, производственно экономика Каракалпакстана увязана с отраслями народного хозяйства Узбекистана и функционирование самостоятельно практически осложненно многими обстоятельствами;
- Политическое пространство Каракалпакстана контролируется Ташкентом и на любой сепаратистский жест следуют репрессии. В этом контексте следует упомянуть тот факт, что возникшее в конце 1980-х годов движение «Халк мапи» («Интересы народа»), которое выступило за ограничение вмешательства Ташкента во внутреннюю жизнь суверенного Каракалпакстана, впоследствии распалось. Как отмечали свидетели: кого-то запугали, кто-то бежал, кто-то получил высокую должность; других партий и движений просто не было;
- Каракалпакстан из-за ограниченных финансовых, инвестиционных, технических и кадровых аспектов не способен разрабатывать те природные ресурсы, которыми располагает – газ, нефть, золото, металлы;
- Автономная республика не способна самостоятельно справится с социальными последствиями Аральской трагедии.

В настоящее время численность жителей Каракалпакстана – около полумиллиона, хотя по оценкам некоторых экспертов, не менее одной пятой из них давно перебрались в Казахстан как в качестве оралманов (переделывали в паспортах свою национальную принадлежность) или трудовых мигрантов. Сложности демографической ситуации не позволяет каракалпакской элите говорить о самостоятельности, не смотря на относительно высокий демографический рост. Естественный прирост – 16,5 на 1000 человек населения (15,7 по Узбекистану).
И все же, Ислам Каримов прекрасно осознает, что сепаратистские настроения у значительной части населения сильны. Это связано с несправедливым распределением ресурсов, что добывается и производится в Каракалпакстане, и получаемыми результатами от этого. В частности, как известно, Узбекистан обладает около 75% запасов газового конденсата Центральной Азии, 31% запасов нефти и 40% запасов природного газа региона. Между тем, приблизительно 20 нефтяных и газовых залежей были обнаружены на плато Устюрт. По утверждениям экспертов, здесь сосредоточены 1,7 триллионов кубических метров газа и 1,7 миллиардов тонн жидких гидрокарбонатов. Это добыча и разведка газоконденсатных месторождений «Шахпахты» в Каракалпакстане, на плато Устюрт, «Кандым – Хаузак – Шады» и «Кунград», месторождений в Аральском море. Запасы газа в узбекской части Аральского моря оцениваются примерно в 1 трлн. кубических метров, а нефти – порядка 150 млн. тонн.

Однако практических отдач от наличия таких ресурсов Каракалпакстан не ощущает. Можно предположить, что между ташкентцами и каракалпаками было достигнуто негласное соглашение: первые обладают правом на углеводородное сырье Каракалпакстана, а также хлопок – стратегические ресурсы[7], а все остальное, производимое в автономной республике – собственность региональной элиты. Правда, такое положение не всегда устраивает сограждан. Газ на бытовые и промышленные нужды подается в ограниченном объеме, что вызывает социальный всплекс среди жителей, недовольство сельских и городских жителей, особенно в холодные периоды года. Значительная часть даже этого газа нелегально используется в частных производствах, покровительствуемых кланами; но его оплата тяжким бременем ложиться на все население. Отметим, весь объем добываемых углеводородных ресурсов распределяется в интересах Ташкента через государственный орган – Национальной холдинговой компанией (НХК) «Узбекнефтегаз», который в настоящее время находится под контролем Ташкентского клана. Именно этот клан получает все выгоды от экспорта газа и нефти с территории Каракалпакстана, и определяет степень участия и интенсивность тех или иных проектов в этой сфере. Более того, продажа бензина и дизельного топлива, мазута также ведется фирмами, имеющими собственников в Ташкенте, хотя сырье добывается в каракалпакских районах[8].
Например, месторождение «Шахпахты»  было открыто еще в 1962 году, а его промышленные запасы оцениваются примерно в 46,5 млрд. кубических метров газа (с учетом газового конденсата) и 7,7 млн. тонн нефти. Разработка месторождения осуществляется «Узбекнефтегаз» совместно с российским концерном «Газпром» на условиях подписанного еще в 2004 году соглашения о разделе продукции (50/50) сроком на 15 лет (период 2004-2019 годов). Оператором проекта является компания «Зарубежнефтегаз» (дочерняя структура «Газпрома»). В 2004 году на данном месторождении добыто 200 млн. кубических метров газа, а в период 2005-2007 годов – примерно 1,5 млрд. кубических метров. В 2008 году объем добычи газа достиг порядка 1 млрд. кубических метров (хотя ранее планировалось выйти на этот объем еще в 2006 году). В рамках проекта уже построена дожимная компрессорная станция, а в 2007 году осуществлен капитальный ремонт 15 скважин. Общий объем российских инвестиций по проекту «Шахпахты» на начало 2009 года составил не менее $25 млн., большая часть из которых (не менее $21 млн.) была освоена до 2007 года включительно.

При разработке данного месторождения российская сторона в меньшей степени контактировала с представителями местной власти Каракалпакстана, что вызывало протест среди чиновников органов местной и отраслевой власти, порой негласное саботирование, оказание противодействия в части предоставления услуг, обеспечения необходимыми условиям и т.д. В частности, такие тенденции отмечались в 2002-2007 годах, чем усложняли узбекско-российские экономические отношения. Получалось так, что мимо каракалпакского клана проходили значительные ресурсы. К слову, за период 2007-2008 годов общий объем российских финансовых ресурсов, уже вложенных в разработку месторождений на плато Устюрт, составил около $215 млн., и эти деньги никак не доставались каракалпакам.
Следует подчеркнуть, прогнозные запасы лишь нескольких наиболее крупных месторождений («Урга», «Куаныш» и Акчалакская группа) предположительно составляют порядка 1-1,27 трлн. кубических метров газа. В январе 2006 года Министерство внешне-экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана и «Газпром» подписали соглашение об основных принципах и положениях СРП месторождений «Урга», «Куаныш» и Акчалакской группы, а в декабре 2006 года «Узбекнефтегаз» выдал «Газпрому» лицензии на право проведения работ по геологическому изучению семи инвестиционных блоков: Актумского, Куанышского, Агыинского, Насамбекского, Западно-Ургинского, Акчалакского и Шахпахтинского. Оператором данного проекта стало ООО «Устюрт-Зарубежнефтегаз» (дочерняя компания «Зарубежнефтегаза», структурного подразделения «Газпрома»). В течение 2007-2008 годов было пробурено 12 скважин, выявлено 14 газоперспективных структур, 10 из которых подготовлено к бурению. Однако соответствующее СРП по данным месторождениям между узбекской и российской сторонами так и не было подписано. По некоторым данным, узбекскую сторону не устраивали финансовые результаты таких операций, в частности, распределение прибыли и контроль за трубой. Однако в некоторой части на это повлияли и настроения в Каракалпакстане, население которого было недовольно тем, что добытые углеводороды будут экспортированы, а жители получат лишь незначительную часть или вообще ничего. Кроме того, доходы от экспорта остаются не на местах, а идут в Центр, и каракалпакские кланы не имеют своего интереса в результатах эксплуатации богатств их недр.

Российская сторона заявляла, что данные скажины не имеют коммерческого интереса[9]. Эксперты отмечают, что добыча углеводородов на вышеуказанных месторождениях сопряжена с определенными технологическими сложностями, которые ведут к повышению стоимости добычи газа. В этом случае «более дорогой газ» экономически выгоднее не экспортировать, а перерабатывать на месте в продукты с высокой нормой добавочной стоимости. Возможно на этом настаивали и представители местных элит, ведь малазийский оператор дал на это согласие. В этой связи в Каракалпакстане были открыты новый вуз - институт нефти и газа, и отделение Ташкентского химико-технологического института. Как отметил посол США в Узбекистане: «В дополнение к доходам от сельского хозяйства, открытие новых запасов нефти и газа в Каракалпакстане является еще одной причиной для Ташкента, чтобы сохранять там свой контроль. У Узбекистана действительно может быть стимул уклоняться от спасения своей части Аральского моря, так как продолжающееся высыхание моря, вероятно, может способствовать деятельности по добыче нефти и газа».
Иначе говоря, углеводородные запасы Каракалпакстана являются камнем преткновения между ташкентской и каракалпакской элитами.

-----------------------------------------------------
 

[1] Такая ситуация складывалась и ранее: в советские годы представителей Каракалпакстана в союзно-республиканских, республиканских органах власти и управления Узбекистана было ограничено. Но при этом центральные органы безраздельно пользовались природными ресурсами автономной республики. Оттуда вывозилась продукция рыбного, мясного хозяйства, шерсть и хлопок, газ и нефтепродукты, что создавало трения с Ташкентом и Москвой. Хотя в годы чистки в рамках «узбекского дела» каракалпаки пострадали меньше всего.
[2] Так, заместителем председателя Комитета по экологии и охраны окружающей среды является представитель Каракалпакстана Реймов Полат; членом Комитета по аграрным и водохозяйственным вопросам Кушакаев Бахтияр.
[3] Хоким Берунийского района Эрманов Фарход является сенатором, членом Комитета по законодательству и судебно-правовым реформам; председатель Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан Аимбетов Нагмет – сенатором, членом Комитета по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии; Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан Муса Ерниязов – сенатором, заместителем председателя Сената Узбекистана, фермер Серсенбай Сейтназаров - сенатором, членом Комитета по внешнеполитическим вопросам. Всего 4 человека.
[4] На 28 декабря 2012 год курс Центрального банка Узбекистана – 1984,0 сумов за 1 доллар США. Вышеуказанная сумма равна $25,8 млн.
[5] Таково мнение одного из сотрудников Аппарата Президента РУ.
[6] Как отмечал один из независимых журналистов, «с учетом традиционного влияния кланов в этой отдаленной республике и круговой поруки, прочно повязавшей депутатов, подобная перспектива судебного преследования представляется достаточно проблематичной». То есть, Ташкент вынужден считаться с клановым фактором. Журналист отметил: «Ташкент традиционно не добивает зарвавшихся местных баев, чтобы не получить в их лице реальных врагов центральной власти».
[7] В частности, экспорт хлопка за 9 месяцев 2012 года составил $735,8 млн., нефтепродуктов – $2,0 млрд.
[8] В частности, речь может идти о автозаправочных станциях, принадлежащих Гульнаре Каримовой. Известно также, что значительная часть разработок месторождений нефти и газа осуществлялись при участии третьей стороны – компании «Зеромакс», неофициальной владелицей которого являлась дочь президента.
 [9] Данное положение вызывает сомнение, так как в мае 2008 года месторождения «Урга», «Куаныш» и Акчалакской группы были переданы малазийской компании «Петронас» (Petronas), которая подписала с НХК «Узбекнефтегаз» соответствующее СРП сроком на 35 лет (период 2008-2043 годов). Оператором проекта стала компания Petronas Carigali Overseas Sdn Bhd (дочерняя структура «Петронас»). В апреле 2009 года к проекту присоединилась южноафриканская компания «Сасол» (Sasol).