ч. 18 Орудия и снаряды в ПМВ

Сергей Дроздов
«Одна винтовка на троих»

Это ещё одна «ходовая»  история из рассказов о Великой Отечественной войне.
Наверное,  тогда бывало всякое, особенно в горькие месяцы 1941 года, когда отчаянное положение на фронтах  и огромные потери кадровой армии заставляли спешно формировать дивизии народного ополчения и бросать их в бой, слабо подготовленными и плохо вооружёнными.

Корни этого явления (и выражения)  также в реалиях Первой мировой войны.

Давайте посмотрим, как ТОГДА в царской армии обстояли дела с обеспечением орудиями, винтовками, пулемётами и патронами.


Орудия и снаряды

Наши полководцы, готовясь к европейской войне, сильно недооценили значение артиллерии вообще, а тяжелой – в особенности.
Негативную роль здесь сыграла, как это ни странно, русско-японская война.
Генерал-лейтенант Барсуков Е.И. в своей монографии «Русская артиллерия в мировую войну», подчеркивал:
«В русско-японскую войну потери от пули (винтовки и пулемета) в русской армии составляли 86% и лишь 14% от артиллерийских снарядов;
 через 10 лет в 1914 г., в начале мировой войны, наоборот, потери от артиллерийского огня доходили до 75% и в среднем уже в три раза превышали потери от ружейного и пулеметного огня.
По данным санитарного управления главной квартиры французской армии, за весь период мировой войны потери в главных сражениях распределялись так (в процентах):
Потери от снарядов (и ничтожные от ручных гранат) — 67
Потери от пуль (ружейных и пулеметных) — 23
Потери от других причин — 10
В позиционный период войны в 1915 — 1917 гг. артиллерия, в особенности тяжелая, получила почти решающее значение на всех театрах военных действий, так как только ее огнем могли уничтожаться все преграды и сильные укрепления, создаваемые с применением не только земли и дерева, но и бетона, железа и стали.
Первенствующей ролью артиллерии, явно обнаружившейся с начала войны, объясняется интенсивное и непрерывное во все время войны увеличение численности артиллерии, как такого рода войск, который оказался наиболее могущественным».

Интересно, что для анализа им взяты данные санитарного управления французской армии. Медицинская служба царской армии такой статистики в годы ПМВ не имела.


Про «снарядный кризис», возникший в русской армии уже в САМОМ НАЧАЛЕ ПМВ,  написано и сказано было очень много.
Уже в конце августа 1914 г. начальник штаба верховного главнокомандующего Янушкевич писал военному министру Сухомлинову, что “вопрос о патронах для артиллерии — ужасный кошмар”, и телеграфировал начальнику ГАУ, что положение в отношении снабжения пушечными патронами “критическое”, что непрерывные бои на фронте “нарушают все теоретические расчеты”, что артиллерия действует чрезвычайно успешно, но “достигает этого чрезмерным расходом патронов”.

8 сентября 1914 г., главковерх телеграфировал царю, что главком Иванов вынужден приостановить операции на Перемышль и на всем фронте, “пока патроны не будут доведены в местных парках хотя бы до ста на орудие”.

Чтобы не вдаваться в подробное обсуждение этой проблемы вспомним сухие цифры статистики, которые приводит Е.И. Барсуков:
«В течение всей войны 1914 — 1917 гг. русская артиллерия израсходовала в общей сумме не более 50 000 000 выстрелов всех калибров, включая и химические снаряды.
Расход этот являлся огромным, даже непосильным для того состояния экономики, в каком находилась тогда царская Россия. На артиллерию сыпались упреки, что она не отличается бережливостью в расходовании снарядов. В большинстве случаев упреки эти были совершенно необоснованными. Действительно, бывали иногда случаи “чрезмерного” и притом напрасного большого расхода снарядов, но, за весьма редкими исключениями, не по вине артиллерии, а вследствие неумелого использования артиллерии старшими общевойсковыми начальниками.

Если же расход снарядов русской артиллерии сравнить с расходом выстрелов бывших союзников и противников России, то окажется, что русская артиллерия израсходовала в период мировой войны относительно совсем мало выстрелов.
Действительно, во время войны 1914 — 1918 гг. всего было израсходовано выстрелов:

Франция
75-мм калибра около 163 630 000 выстрелов,
155-мм калибра около 28 000 000 выстрелов

Германия
Всех калибров около 271 533 000 выстрелов.
В том числе: приблизительно 156 000 000 77-мм, 67 000 000 10,5 см, 42 000 000 15-см и 7 000 000 21-см. калибра.

Англия
Всех калибров около 170 386 000 выстрелов.
В том числе: приблизительно 99 000 000 76 мм пушечных, 25 000 000 114-мм гаубичных, 22 000 000 152-мм гаубичных и т. д.

Австро-Венгрия
Всех калибров около 70 000 000 выстрелов.

Как видим, царская армия «России которую мы потеряли» по расходу артиллерийских снарядов по время ПМВ безнадёжно отставала даже от маломощной Австро –Венгрии (на 20 МИЛЛИОНОВ выстрелов). С другими странами и сравнивать нечего – от Франции и Германии  отставание  почти в  ШЕСТЬ  РАЗ, от Англии – в три с половиной.
Платить за это отставание приходилось на полях сражений  огромной кровью русской пехоты…

«Устав полевой службы 1904 г, редактировался известным М. И. Драгомировым и, ввиду авторитета редактора, признавался большинством современников последним словом военного искусства. Поэтому доктрины устава свили прочное гнездо в старой русской армии. Излюбленный тезис Драгомирова, что на войне главное — человек и дух его, а материя и техника лишь нечто второстепенное, был широко проведен в уставе; поэтому в нем весьма мало учитывалось могущество огня современной артиллерии, пулеметов и ручного огнестрельного оружия», подчеркивал генерал Е. Барсуков  ("Русская артиллерия в мировую войну" М.1938 г.)
 «М. Драгомиров  противился усовершенствованию в технике ручного огнестрельного оружия. Писал он против 3-лин. магазинных винтовок, а пулеметы высмеивал так:
"Если бы одного и того же человека нужно было убивать по несколько раз, то это было бы чудесное оружие. На беду для поклонников быстрого выпускания пуль человека довольно подстрелить один раз и расстреливать его затем, вдогонку, пока он будет падать, надобности, сколько мне известно, нет".
Такими приемами, более остроумными, чем серьезными, не брезгал  Драгомиров, чтобы побить своих противников, придающих большое значение могуществу огня современного оружия».

На основании ТАКИХ «откровений» и формировалась идеология царской армии в начале ХХ века…

На фото: британская тяжелая артиллерия, ПМВ

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/01/06/839