Путеводитель для собирающихся умирать

Марк Вировлянский
    Написав заглавие этого рассказа, я вдруг сообразил, какое количество критики на меня обрушится. Мол, дескать, не та тема, зачем пугать людей и всё такое. Должен заметить, что, во-первых, никого пугать я не собираюсь, а совсем наоборот, а, во-вторых, поскольку умирал дважды и вернулся, то обладаю некоторым опытом, имеющим исключительное сакральное значение. Ну скажите по-честному, кто бы из нас, вас, не хотел заглянуть за "занавес" и посмотреть, некоторым опытом, имеющим исключительное сакральное значение. Ну скажите по-честному, кто бы из нас, вас, не хотел заглянуть за "занавес" и посмотреть, а что там потом? Вот то-то…
   И.П. Павлов, конечное дело – герой, спору нет, и его опыт имеет огромное научное значение. Что же касается идеи кого-либо успокоить, то он об этом и не помышлял, а честно сказать, эту мою задачу только усложнил. Ты ж понимаешь: руки холодеют, ноги немеют… Это и меня-то сейчас не сильно ободряет, а я никуда ещё не собираюсь. А ежели вам сказали, что вообще-то ничего страшного, только надо взять маленький кусочек лёгкого на биопсию… Так вы, мила моя, не один раз ночью вспомните "добрым словом" сего героя науки.
    Итак, как уже сказал, я умирал дважды. Первый раз, запутался в жалюзи, повешенной на двери, и приземлился височной костью об пол. Что-то лопнуло в горле и его начало заливать кровью… На этом, описание события ограничу за отсутствием "аппетитности". Скажу только, что смерть от удушья, это вам не ириска, прилипшая к нёбу.. Очнулся то ли через два часа, то ли через два дня. В голове всё стёрто, как и не было. Просто "шторка упала " и всё. Я бы не удивился, если бы мне сказали, что прошло два года. Последние свои страдания начал вспоминать-реконструировать через два месяца. Вот вам и вся трагедия.
   Я как-то слушал передачу о том как в Африке одного охотника схватил лев. Слава Б.гу, произошло чудо - через несколько секунд льва застрелили наповал, да так, что человек зажатый в зубах у льва практически не пострадал. Видно, лев перед ланчем хотел, с любителем пострелять    чуть – чуть поиграть, он ведь на самом деле - большая кошка. Чего ж вы хотите? Ему нужно, чтобы "мышка" маленько подрыгалась, а он "насладился сервировкой". Так вот, когда нашего героя, я имею ввиду охотника, стали расспрашивать о впечатлениях, он ответил, что не чувствовал ничего, поскольку впал в какое-то оцепенение и добавил, что у природы, наверное, существует специальный механизм защиты, чтобы не сильно мучаться. Очень похоже, что был прав, т.к. свой отход я вспомнил крайне неотчетливо. Только сумел восстановить последнее "прости", прошептал – Ребята, я задыхаюсь – да и то неотчётливо.
    Второй раз "путешествие" вообще было загляденье. Находясь в ресторанчике, подцепил вирусную пневмонию. После инкубационного периода часа за два потерял голос. Обратился к врачу, а она меня прямиком в приёмный покой. Говорит, сатурация, т.е. наличие кислорода в крови, не очень. Пару дней пролежал на отделении вообще без каких-либо впечатлений. Ночью проснулся, чувствую загибаюсь. Попросил женщину, ухаживающую за мной, позвонить жене. Последнее, что помню,  меня спросили согласен ли я, чтобы меня отправили в реанимацию, а я, вроде как, промычал – Делайте что хотите -. Всё остальное - со слов жены. И как спрашивали, согласен ли я, чтобы на мне попробовали какую-то американскую новинку, которой ещё и в списках разрешённых препаратов нет (Господь, храни Америку!), а я, вроде, соглашался, а мне палец в краску макали и к документу о моём согласии прикладывали. Вроде как я ещё что-то "подписал", а мне за это трубочку в горло вставили и, под наркозом, какой-то порошок в лёгкие вдували четыре раза, а я в первый раз отказался просыпаться. В общем "Рабыня Изаура". Да только я не помню из этой реальности, как бы это поинтеллигентнее, можно сказать, ничего не помню. А помню то, чего никто не подтверждает, совсем другое,  будто мне, напоследок, в подкорковом сознании "кино прокрутили". Кино – смесь обрывков каких-то фантастических фильмов и путанных сновидениё: будто лежу я на столе, а вокруг меня несколько компьютеров, какая-то команда, вся в белом, облегающем, суперсовременном наряде, море света и тепла, как будто зажгли искусственное солнце и голос главного – Этого собрать -, и больше ничего, "картинка пропала". Очнувшись долго пытался выяснить, кто я и где нахожусь? Спрашивал, засыпал и снова спрашивал. Всё объяснял, что не сумасшедший. Дальше неинтересно.
     Как это не банально звучит, но это чистая правда, никто не знает своего часа. Троих друзей, которые плакали, стоя надо мной, или выражали соболезнование моей жене по телефону, "я уже похоронил". Все были довольно крепкие ребята, а один и вовсе спортсмен. Люди были небедные. Один, чтобы спастись, за микстурку, заплатил 200 тысяч долларов, а вполне мог заплатить и два лимона. По поводу второго (его прихватило на отдыхе в Италии), звонили из американского посольства в Латвии, где он тогда работал, в папскую канцелярию в Ватикане, а оттуда в госпиталь, сообщить, что церковь заинтересована во внимательном отношении к здоровью имярек. Не помогло ничего…
       Выводы:
 Первое - Если нас "позовут", то это будет "предложение, от которого мы не сможем отказаться".
 Второе – происходит сие по графику, нам неведомому, так что нет смысла дёргаться заранее. По сравнению с миллиардами лет бесконечности, что 20 лет, что 120 - почти ноль. Единственно, что к ста двадцати годам жизненный процесс может порядком поднадоесть, и придётся  ждать "ладью Харона" как манну небесную.
  Третье – исключений нет ни для кого…
  И четвёртое - как сказал кто-то из великих "Когда мы есть, смерти ещё нет, а когда приходит смерть, нас уже нет". Так что, вроде нам с ней, и не повстречаться "нос к носу".      Возможно, придётся маленько помучиться. Ну так что? Мало мы с вами натерпелись "по дороге"? Да и мучения, переживания, одиночество, равно как и омывание памятников слезами, выпадает на долю провожающих, а вовсе не на долю "путешественников"…
   Если же, по серьёзному, то в жизни и смысла-то нет никакого, ни в начале, ни в конце. Хорошо, если вас сделали по любви, а ежели как тот американский служитель зоопарка  "соблазнил" невинную гориллу и теперь скрывается от гнева родственников, опасаясь, что те обяжут жениться… Ой, я кажется слегка перебрал.
  В конце и вовсе потеха, прилетит из космоса камушек, величиной с Бурятскую автономную область, и всё "накроется медным тазом". Представляете ВСЁ! Включая Музей Октябрьской Революции в Санкт-Петербурге с бесценным экспонатом – кепкой  В.И.Ленина, которой он  самолично, отхлестал по заднице Н.К.Крупскую, когда та, ещё не совсем поняв генезис революции, отпечатала указание – Стрелять всех! – два раза, вместо трёх… Ну и где, по-вашему, после всего этого смысл жизни? Просто жить приятно. Вот вам и весь смысл…
  А может и вовсе повезёт. Ночью поцелует Господь во вспотевший лобик, и мы с вами  тихонечко  уйдём во сне…
  Так что, пока картинка не пропала, можно похорохориться, желательно на всю катушку!
   Вчера справил 53-й день рождения. Какое счастье!
 
                Посёлок Ган-Нер,Израиль,
                06.03.2007       
                markvir@zahav.net.il

P.S.  Прошло уже ещё шесть лет, а я, как ни странно, не умер. Видимо желание жить, всё-таки, сильно влияющий на долголетие, фактор. Как вы догадались, за это время, я как и вы, не помолодел. Скажу по секрету, что за это время, было ещё одно серьёзное приглашение встретиться с создателем, но в последнее мгновение, что-то там на верху не сложилось, и  встречу отложили. Отмечу так же, что вместе со слабостью выздоровления, пришла ещё одна мысль по обсуждаемому предмету.
   Вот представьте себе, каждый день, почти весь, у вас заполнен болью, с перерывом на сон-забытье, с возобновляющимся по утру мученьем… Тут, как говорится, всё ясно. Но не будем слишком драматизировать картину, а возьмём вполне рядовую ситуацию – вы стареете и постепенно, по мере старения, ваши желания скукоживаются, и вроде как замирают на каком-то уровне. Попробую упростить картинку, описав её простеньким примером, расчитанным на более широкую аудиторию, но не на всех. Есть кобели которые до конца своих дней в силе – эдакие кони с яйцами. Те умирают одномоментно от инсульта, или инфаркта, иногда "на теле", не омрачённые мыслями и глупыми страхами. Возьмём обычного трудягу, как говорится, отпахавшего от звонка до звонка. Путешествовать – нет сил. Ослабевшего, девки его уже не интересуют, съесть больше нормы, он уже не хочет и не может. Не все продвинуты так, чтобы ползать по интернету, интересоваться политикой и планами грядущих свершений человечества. Попробуем представить упрощённо картинку бытия, как поедание с утра варёного яйца, со стаканом кефира, и прочтения после этого, двух десятков страниц любого текста, старику абсолютно не интересного. Как если бы ему предлагали один и то же текст одного и того же, пусть даже самого авантюрного романа, но снова и снова, эдакий не прекращающийся "день сурка". Был такой американский фильм. Поверьте мне, через пару лет, а может и раньше, подобное занятие может сильно поднадоесть. Жизнь ведь интересна своими переменами, как бы прочтением нового, а не сто процентным совпадением с прошлым, пусть даже в золотой клетке, набитой всем необходимым. Рокфеллеры с бафетами живы, пока творят а, "лёжа на печи", сами понимаете. Так что для большинства – не проснуться, в общем, потерять не так уж и много, как кажется на первый взгляд. Длиннючая жизнь, это не прожитая дважды, а одна, с занудным концом. Короче, если мотоциклистам, свойственно прерывать чтение книги жизни на середине, то долгожителям, последние страницы, просто приходится читать по много, много раз...         
               
                11.04.2013