Так, кто был кто - К 75-летию В. С. Высоцкого

Владимир Цыкалов
     Прошло более тридцати лет с момента ухода навсегда кумира не только нашего народа Владимира Семёновича Высоцкого - известнейшего актёра Театра на Таганке, киноартиста, поэта, писателя, певца и композитора. Но до сих пор многих, если не всех, волнует его творческое наследие.
     Дотошные исследователи не могут определиться с истинным числом его песенно-поэтических сочинений, ибо этот список пополняется неожиданными находками из года в год. Не утихают споры вокруг причины актуальности тем, поднятых автором ещё в прошедшем веке.
Высоцковеды находятся в постоянном поиске и аналитических разработок творческих достоинств его произведений, поражаются не только многоплановости его интересов и блестящего актёрского воплощения характера персонажей, от имени которых он выступал.
     Кто же эти персонажи - конкретно, а не обло?
     Для ответа на этот вопрос возникла потребность уточнить род занятий упомянутых выше персонажей данными научно-практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и публикацию информации, в том числе - в области литературы, включающую поэзию. Или, проще выражаясь, данными всезнающей статистики.
     Возможно, данная работа станет интересна не для широкого круга читателей, а более - именно для любителей всяческой статистики и истинных высоцковедов. я так думаю!
В настоящую разработку взяты стихи и песенные тексты из официально изданных источников, коими являются двухтомник "Высоцкий В. – СОЧИНЕНИЯ" с текстом и комментариями А.Крылова [1991], книга "Владимир Высоцкий, с моей точки зрения..." (автор - ваш покорный слуга) [2007], а также журнал "Аврора" №7 за 1990 год, где на 26-29 страницах процитированы шесть стихотворений В.Высоцкого, "незнакомых широкому кругу наших читателей, но опубликованные (русским художником Михаилом Шемякиным) в американском "Собрании стихов и песен» по рабочим автографам".
     Правда, впоследствии на поверку оказалось, что два из них ("Икона висит у них в левом углу..." и "Мне скулы от досады сводит...") были упомянуты в двухтомнике составителем А.Крыловым в 1991 году [см. выше]. Остальные четыре поэтических произведения со следующими начальными строками -
   "Я - лётчик, я - истребитель,
Вылетов шесть на дню,
Хотите - в "мессершмитте",
В двух "фокке-вульфах", хотите?
Ладно, повременю...";
   "Сначала было слово, но не было идей,
Был хаос, мрак и уйма неполадок,
А мире ещё не было ответственных людей,
Чтоб навести какой-нибудь порядок...";
   "Нараспашку - при любой погоде,
Босиком хожу по лужам и росе.
Даже конь мой иноходью ходит,
Это значит - иначе, как все...";
   "По воде, на колёсах, в седле, меж горбов и в вагонах,
Утром, днём, по ночам, вечерами, в погоду и без
Кто за длинным рублём, кто за делом большим,
                кто за крупной добычей - в погони
Отправляемся мы, судьбам наперекор и советам вразрез..."
- были действительно внове для высоцковедов.
     Таким образом, в перечисленных источниках опубликовано и тиражировано 506 поэтических произведения. Но, если по большому счёту, этот список неполный. Наверняка, он пополнится новыми находками.
     Хочется в это верить. Потому что в бытность нашего фаворита каждый день начинался с ожидания - что сегодня мы услышим от него новенького? Мы знали и верили, что "тот парень с гитарой", завладевший миллионной аудиторией, крепок мыслями, трудом, юмором и какой-то сверхъестественной силой (от Бога или от инопланетян), что он способен поразить своих слушателей по несколько раз на дню. И он, действительно, был песенным и поэтическим старателем - он намывал из общения с людьми темы значимые, темы патриотические, темы воспитательные, темы лирические, темы, волнующие абсолютно всех и каждого, независимо от условий, обстоятельств, настроения и от всего-всего...
     Необходимо заметить, что в указанном количестве сочинений уместилось 556 персонажей. Это произошло благодаря сказочным героям, часть из которых объединена авторской идеей в многоликие песни. Так, например, в "Куплетах нечистой силы", написанных для фильма "Иван да Марья", уместились Баба Яга, Оборотень, Водяной, Леший, Русалка и Домовой. И это не единственный пример. Возьмите хотя бы мюзикл "Алиса в стране чудес", где поют и дуэты (лягушонок Джимми и ящерка Билли), и трио (Додо, Алиса и Белый Кролик).
     Если брать всё проанализированное - касательно людей - в целом, то можно утверждать, что это не список, а настоящий подиум, или даже - подмостки, где лицедействуют представители самых разных специальностей.
     Вот с этого места поподробнее.
     Терпенье и труд в достижении поставленной цели позволили выявить следующие показатели.
     Более половины лиц, действующих в зарифмованных дебрях, не имели определенной профессии. Их выявлено в 284 случаях. Примерно в немного более шестидесяти ранних песнях фигурируют дворовые возмутители общественного спокойствия, подсудимые, осужденные и зеки, а также откровенная пьянь. Остальные персонажи - весьма добропорядочные люди. Правда, из них оказалось 9 больных: 8 психов и 1 травмированный.
     Почти семьдесят песен посвящены рассказам военных. В них принимали участие 34 солдата (в том числе - разведчики, пехотинцы и др.), 27 матросов (среди которых действовали и морские десантники), 6 лётчиков (включая пилотов истребителей), 3 "белых" офицера и снайпер, который "через 15 лет после войны спился и сидит в ресторане".
     Третье место занимают обычные работяги (37), среди них: 9 шахтёров, 5 шофёров, 3 старателя, 2 нефтяника, а также рабочий тамбовского завода, колхозник, обратившийся за помощью уборки картофеля к товарищам учёным - к доцентам с кандидатами, кузнец, который "закончил ковку и два плана залудил", и слесарь шестого разряда.
     Далее следуют около тридцати сказочных персонажей. Здесь, кроме упомянутых выше персонажей, пожалуй, следует перечислить других колоритных, поющих действующих лиц мюзикла. Это и сам Льюис Кэрролл, и Мышь, и Попугай - пират морей, и Орлёнок Эд, и Гусеница, и Чеширский Кот, и Мартовский Заяц, и Шляпник, и Соня, и антиподы, и, конечно же, "стукозубые, холодноносые" и прочие, активно занимавшиеся процессом "самосогревания".
Личные бардовские переживания продемонстрированы в 26 песнях. Кроме всего прочего, 18 раз автор выступал в роли сказочника, 6 раз - историка, погружавшего нас в жизненные перипетии библейских времён (вспомните взаимоотношения плотника Иосифа, девы Мария и Святого Духа), в особенности любовных отношений в каменном веке, в древнем Риме, в средних веках и в эпоху Возрождения, 5 раз он попробовал высказать своё мнение в качестве политолога (это произошло в незапамятный период китайской культурной революции).
Микрофон спортсменам представлялся 24 раза. В те времена всем без разбора вдалбливали, что наши спортсмены - любители. Но народ никогда не обманешь, поэтому буквально все знали, что и наши спортсмены имели профессиональный статус. За исключением, пожалуй, альпинистов-скалолазов и скалолазки. В рядах спорт-майстеров оказались и футболисты с вратарём и фанатами футбола, и хоккеисты, и шахматист - защитник чести шахматной короны, и парашютисты, и сентиментальный боксёр, и конькобежец "на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную", и бегуны ("четвёрка первачей на дистанции"), и метатель молота, и прыгуны в высоту и в длину, и марафонец, и штангист, и прочие. 
     5  раз продемонстрированы сведения, которыми пользуются знатоки в области биологии, зоологии, ботаники и других наук. Обладателям этих сведений было присвоено звание "знатоки всего и обо всём – всезнайки". Их знания пригодились в песнях про мангустов, жирафов, козлов и слонов, о гербарии.
     Уже всем и давно известно, что В.Высоцкий был неравнодушен к людям экстремальных профессий. В его певческом архиве хранятся песни о циркачах (4), о космосе, космонавтах, космических негодяях и космическом путешественнике в "далёкое созвездие Тау-Кита" (4), а также о пиратах, включая корсаров (3), хотя пиратство по большому счёту не является профессией, но оно наполнено экстримом, и отдельные личности этим ремеслом, если можно так сказать, промышляют вполне профессионально.
     Если посмотреть через призму "Песни о переселении душ", то нужно констатировать тот факт, что наш фаворит в переселенческом деле весьма поднаторел, выступая от имени брошенного корабля, микрофона, самолёта "ЯК-истребитель", коня - иноходца и - дважды - волка.
     Отдельные исследователи творческого наследия считают, что В.Высоцкий уподоблялся Эзопу и другим баснописцам, когда пел о животных или от их лица (вернее сказать - от их морды). Есть и противоположное мнение. Вопрос до сих пор открыт, потому-то и единого взгляда на этот аспект нет. Мы слушаем и слышим то, что хотим слушать и что хотим услышать. Но адепты нисколько не потеряли - у нас постоянный выигрыш. Какая разница, что поётся - о животных, о предметах, о сложных плавающих и летающих сооружениях или от их имён. Главное, что звучат правильные слова и настоящие чувства, порою в сплаве с напряжением, свойственные и родственные для человека. И звучат они открыто и правдиво.
     Помимо проникновения уже упомянутых сказочных героев, он "влезал" в целый сонм не менее колоритных образов: милиционера; охотника; разбойника "из смутной волости лютой, злой губернии" с песней о верёвочке, которая в конце концов совьётся в петлю; трагичного принца датского (Гамлета); всадника; агента 007 (вернее, известного английского киноактёра Шон О'Коннери - исполнителя главной роли Джеймса Бонда в американских фильмах по романам Яна Флеминга, приехавшего в СССР на съёмки фильма "Красная палатка" в 1974 году); музыканта; шпиона - мистера Джона Ланкастера Пека; астролога; кинолога; палача – "доброго, чудного палача", который накануне казни, угощая приговорённого чаем, "развлёк про гильотину анекдотом", "жалел о том, что кол в России упразднён" и "поведал назначенье инструментов"; шабашника; лиричного бригадира лесосплавщиков; синоптика, предрекавшего возврат ураганов и вьюг, превращение северных ветров в южные, отчего заплачут как северные, так и южные люди; жертвы телевидения; человека, посаженного на 15 суток за мелкое хулиганство, а также даже шансонетки.
     Предвидя взлёт удивлённых бровей у читателей по поводу шансонетки, объясняю. Речь идёт о песни из кинофильма "Опасные гастроли". Мой друг мне рассказал: "Ты что - не понимаешь, что эту песню сама шансонетка должна петь о своей грустной, многострадальческой жизни. Но талантливой исполнительницы не имелось в наличии. Поэтому Высоцкому пришлось взять эту ношу на себя. Разве ты не слышал об этом казусе?" Вот такую ахинею мой дружок смолол, и мелит до сих пор. А я и мне подобные верят. Может быть, и мои читатели поверят? Лично я за что купил, за то и продаю.
     Да, всех не перечислишь, всё не перескажешь. Поскольку, как уже упоминалось, архив находок, связанных с именем Владимира Высоцкого, постоянного, хотя и не регулярно, пополняется и пополняется.
     И ещё парафраз в рамках темы.
     Ежели с датским принцем нам всё давно понятно, то о другом персонаже надобно чуть-чуть, но расшифровать несведущим чтецам и чтицам.
     О милиционере. Только не о том - самом знаменитом "наркомвнудельце", начальнике оперативной бригады отдела по борьбе с бандитизмом, капитане милиции, работа над ролью которого была оценёна лишь в 1987 году и принёсла В.С.Высоцкому посмертное звание Лауреата Государственной премии "за создание образа Жеглова телевизионном фильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен".
     А о милиционере - лейтенанте милиции, отмечавшем свой день рождения в ресторане "Берлин". Именно о том страдальце, который предлагал выпить за тех, кто в МУРе, ибо "за тех, кто в МУРе, никто не пьёт", и который признался в личной драме:
   Понимаю я, что в Тамаре - ум,
Что у ей - диплом и стремления,
И я вылил водку в аквариум:
Пейте, рыбы, за мой день рождения!
     Преступление это или простое спаивание не в чём неповинных обитателей аквариума - решать вам. Может, он - простой озорник с хулиганскими замашками, а?
     Пожалуй, о персонажах всё.

Разработка темы В.К.Цыкалова (Саранск, Мордовия)