Так приходят в театр

Марина Косполова
Рецензия на спектакль «Маленький принц» Немаленького Театра при Центре «Пионер». г. Тюмень.
Премьера 2012 г.
Режиссёр Анна Масликова.
По сказке А. Сент-Экзюпери.


Когда видишь Чудо, не надо себя спрашивать: поздно это или рано. По-моему, как раз вовремя. Во время IV Всероссийского Фестиваля Молодёжных Театров «Живые лица» мне посчастливилось посмотреть эту прекрасную сказку.
Не на все спектакли сердце откликается. Как и в жизни, впрочем. Но когда меня удивили на протяжении пьесы много-много раз, я поняла, что присутствую при рождении шедевра. Ведь спектакль – он живёт СЕЙЧАС, он рождается на наших глазах.
В моей откровенной тёплой симпатии к Немаленькому Театру я нисколько не ошиблась: он – в числе победителей, и я очень рада этому обстоятельству. Наши зрительские аплодисменты в том ему немало помогли.
Всё здесь было как в детской игре в путаницу. Только на месте был Сам Театр. С самого начала идёт Игра со зрителем. Даже искушённые критики не смогли сразу определить, где и как возникнет следующий театральный сюрприз. Режиссёр, пробежавшись легко по клавишам наших душ, определил: - О! Вот здесь – отзывается. А там – молчит. А здесь – поёт!! – И, уже совершенно свободно, без студийных искусственностей, полетел вместе с нами на разные планеты.
На Разноцветной Планете, представленной ребятами, мне очень понравилось. Юные участники студии – даже не ансамбль, а прямо организм какой-то, неизвестный науке – такой живой, слаженный и чёткий, что, сравнивая его со взрослыми актёрскими ансамблями, в нём находишь едва ли не больше связанности и синхронности. При такой мощной режиссуре ставка всё-таки явно делалась на этих маленьких Актёров. Эта ставка оказалась самой верной, и откровенная игра получилась раскованной и естественной.
Эффектов здесь не сосчитать, такой театральной феерии ещё не приходилось видеть на подобных празднествах. Момент, когда ребята – студийцы концентрируют внимание на происходящем (и словно прислушиваются к тому, что вот-вот сейчас произойдёт, просто волшебный: он великолепно помогает настроить аудиторию на определённый характер спектакля.
Режиссёр, прицелившись, решил очень точно: зрители, находясь на сцене, смогут, оглядевшись по сторонам, побывать во всём космосе спектакля почти одновременно. Получается, что и в нескольких разных пространствах. Могу подтвердить: ПОЛЁТ СОСТОЯЛСЯ!
Первое появление Лётчика тоже было неожиданно, незапрограммированно. Он появился там, где и не думали его увидеть. И, не нарушая законов театральной правды, взрослый актёр, к счастью, не переигрывал и в репликах о жажде в пустыне не хрипел от жары и суши в горле, а по-мужски сдержанно отметил проблему выживания. Не сеял панику, в общем. Эти точные оценки и ребята показывали заметно для зрителя и безошибочно для самих себя. Я просто наслаждалась, приехав специально на этот спектакль (к моему большому сожалению, не попав на многие талантливые другие).
С этой сказкой я выросла давно-давно… Но расставаться со сказкой вообще не желаю!!! У меня никто даже под страхом смерти не отнимет моего священного права любить сказку и жить в ней. Спасибо тебе, Немаленький Театр! Ты подарил мне не только Счастливый День, но ещё и укрепил мою веру в Театр вообще!
Оглядываясь на театральное небо, ночное, красивое, всё в звёздах, я, рассмотрев созвездия этого странного неба, которого я никогда ещё не видела, выбрала себе две маленьких звёздочки и стала их любить. Как? Просто несколько раз я, поворачиваясь, с радостью убеждалась: всё в порядке, Эти Две Маленькие Звёздочки на месте.
… Даже если их все сосчитают, в огромном ряду цифр найдётся место удивлению… Ведь и математика, и астрономия тоже таят в себе и загадки, и красивые фокусы. После такого спектакля нормальному человеку хочется: жить, ездить, любить, узнавать, интересоваться. Воспринимать театр сложно только чёрствым людям, но и они умеют порою радоваться.
Я бы очень хотела, чтобы этот спектакль был заснят на видео и чтобы его смогли потом смотреть разные дети. Скорей, пока ещё они не стали Всё исчисляющими Взрослыми.
…Здесь, в этом удивительном театре, мне показали наглядно, как Можно в руках держать Звёзды. Я бы никогда до этого не додумалась. А детям всё просто.
Доисторическим людям всё было чудо: они жили в состоянии привычного удивления. А современный человек настолько привык жить в атмосфере нескончаемого шоу, что ходит в театр очищать своё сердце от визуального и информационного шума. И снова – иногда мучительно – вспоминает, как это – удивляться? Как это – играть? Как это – доверять? Как это – протянуть руку? Как это – услышать себя? И многое другое.
Режиссёр А. Масликова доверила зрителю собрать всё увиденное в целое, по-детски переданное, воспоминание Взрослого о своём детстве. Очень хорошо, что доверила! Мы увидели и Ручей, и Вулканы.
… Правда, Роза, изнеженная, очаровательная Роза так и не желала соединить свои разбросанные алые лепестки… Уж слишком она оказалась капризна…
…Зато другие волшебные цветы, выросшие в руках юных актёров, и они сами, выхваченные театральным фонарём, - были так сказочны, что я затаила дыхание от восхищения.
… Вот когда действительно убеждаешься, что в театре можно показать всё. Вот когда понимаешь, насколько серьёзны юные актёры. Так, по-взрослому они приходят в Театр. Приходят, чтобы стать Большой Творческой Личностью. Какие они счастливые.
Художественное решение спектакля, превратившее зрительный зал сразу в несколько миров, прекрасно. К счастью, оно опрокинуло все мои прежние представления о привычной уже сказке.
Кому-то ещё придётся удивляться, читая её! Выйдя из здания, юноша и девушка делились впечатлениями. Выяснилось, что юноша сказки не читал. Но я не подумала, как обычно в таких случаях, что он счастливый: мол, будет ещё впереди и удивление, и радость нового узнавания… Потому что я поняла: может, он и не будет читать эту сказку. Ну и пусть! Зато феерию, которую он посмотрел с добрым и открытым сердцем, он уже унёс в душе. Это и нужно!
Юные артисты серьёзно работали на фестивале: играя спектакль, они понимали законы жёсткого театрального конкурса. И не думали о жюри. У них у всех были искренние глаза.  Если бы такие искренние глаза были у всех взрослых…
…Но «самого главного глазами не увидишь», - говорит появляющийся из ниоткуда смоделированный Лис. И я, конечно же, соглашаюсь с ним и уж, понятно, во всём соглашаюсь и с Автором Сказки, Антуаном де Сент-Экзюпери, и с Режиссёром А. Масликовой.
Ведь я никогда ещё не была в обществе Маленьких Принцев, легко дарящих и лепестки, и звёзды…

7 декабря 2012 года