65. Распределяем

Юрий Ерусалимский
     Конец 80-х и начало 90-х – торжество распределительной системы, советская власть во главе со славной партией вплотную подходила к закономерному финалу. Любые более-менее приличные продукты и вещи распределяли в виде заказов на работе. Продуктов и товаров не хватало, а денег печатали всё больше, причем в кооперативах заработки были уже очень приличные, дополнительные рубли давили на рынок. В конце 90-го уже было ясно, что деньги скоро «сдуются», никто, правда, не знал, на сколько. Но покупать было нечего. Поэтому в 92-м то, что оставалось у нас в Сбербанке, пропало, как и у многих.

      В 92-93-м годах к тому же стали практиковаться намеренные задержки выплат положенных денег – из-за высокой инфляции и ставки в банках по вкладам были очень приличные, «прокрутить» деньги даже один-два месяца, и выдать потом уже фактически меньшую сумму (но ту же по номиналу) было выгодно. Денежная тактика определяется реальными условиями, и разные формы жульничеств, приспособленные под эти условия, стали повсеместным явлением. Как всегда, страдали простые работяги, ибо, по известному закону, «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому». «Отнималось» - у многих, у тех, кто тянул лямку. А «присовокуплялось» - к разного рода проходимцам, которые  «прокручивали» деньги других, а потом делили барыши. 

     Тогда же начали своё победное шествие и финансовые пирамиды. Кроме печально известной МММ  вспоминается не менее знаменитый тогда Хопёр, по радио крутили, помню, песенку про бобра, естественно (бобёр – хопёр, рифма напрашивается), которому стало очень хорошо, когда он попал на речку с  названием…  понятно каким.  Поразительно, как средства массовой информации участвовали в этом грабеже, само собой, ничего не зная и не ведая и действуя исключительно в рамках закона. Плати за рекламу, получай результат, а сертификаты и прочие бумажки, необходимые для рекламы, были и есть, наверное, просто товаром в глобальной рыночной сети. Так или иначе, рекламная кампания того времени внесла грандиозный вклад в этот откровенный грабёж доверчивого населения, и тут даже неважно, что основной мотив «вкладчиков» - жажда наживы, желание «срубить» быстрые деньги, и побольше. Не у всех есть тормоза, чтобы противостоять искушению. Очень показательно, что недавнее воскрешение МММ (2011) и начатая было повторная кампания по «вкладам», нашли тысячи приверженцев, люди опять несли деньги… Некоторые особенности природы человеческой неискоренимы, уж точно…