Опыт исторического времени

Иманя Грек
   (о начале летоисчисления)


   «Египетский солнечный цикл насчитывал 1460 лет. Известна дата завершения одного из этих циклов – 1322 год до н.э. Откладывая циклы назад от этой даты, мы приходим к 11542 году до н.э.
   Ассирийский календарь состоял из лунных циклов совершенно иной протяженности – 1805 лет каждый. Дата конца одного из таких циклов также весьма далека от египетской – 712 год до н.э. Тем не менее, откладывая циклы в прошлое, мы неожиданно приходим к той же точке – 11542 год.
   Объяснить подобное пересечение в одной дате случайностью невозможно. Слишком маловероятно такое совпадение. Остается предположить, что исходным моментом для обоих календарей послужило какое-то одно событие. Событие, связанное с Катастрофой».
   (А.Горбовский. Загадки древнейшей истории. М, 1971.)


   КАЛЕНДАРЬ ОТ НАЧАЛА ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ

   Египетский календарь:
      цикл – 1460 лет
      начало цикла – 2782, 1322 г. до н.э., 138 г. н.э.
      назад – 6 циклов (от 2782 г.)
      дата: 11452 год.

   Шумерский календарь:
      цикл – 1805 лет
      начало цикла – 712 г. до н.э.
      назад – 6 циклов
      дата: 11452 год.

   Прикинем.

      –11542 = «0»
      –11000 = 542
      –10000 = 1542
      –9000 = 2542
      ...
      –1000 = 10542
      –1 = 11541
      1 = 11542
      1000 = 12541
      2000 = 13541
      ...
      2019 = 13560
   __________________________

   Примечание. Поскольку в христианском календаре нет нулевого года и после 31 декабря 1 г. до н.э. наступает сразу 1 января 1 г. н.э., то при переводе дат христианской эры надо делать поправку на один год:
      Год N = 11542 – г. до P.X.
      Год N = 11542 + г. от Р.Х. – 1
   Обратно, если известен Год N, то:
      г. до Р.Х. = 11542 – N, если N < 11542
      г. от Р.Х. = N – 11542 + 1, если N > или равно 11542
   Добавление единицы исторического времени в христианский счет называется поправкой нулевого года.

   Некоторые исторические даты:

ок. 1 г. – окончание Потопа, стабилизация земной оси, таяние ледника в Европе
ок. 1000 г. – начало распада ностратического языка (по С.А.Старостину)
ок. 1500 г. – мегалитический комплекс Гёбекли-Тепе (Армянское нагорье)
ок. 2000 г. – первые зернохранилища в долине р. Иордан
ок. 3500 г. – крепость Иерихон
ок. 5000 г. – города в Анталии (Чатал-Хююк и др.), ирригация
ок. 6000 г. – культура г. Эриду, древнейшая в Двуречье
ок. 6800 г. – появление культуры Эль-Обейд
ок. 7000 г. – начало распада индоевропейского языка (по В.Мейду)
ок. 8100 г. – первая династия Египта; Шумер; появление письменности
ок. 8200 г. – Индская цивилизация (Хараппа, Мохенджо-Даро)
ок. 8500 г. – начало строительства Стоунхенджа (Англия)
  9189 г. – начало государственности в Китае (традиц.)
  9500 г. – ранний период майа
  9800 г. – «Ригведа» в Индии
10100 г. – изобретение алфавита (Угарит)
10307 г. – основание Афин
10500 г. – начало славянского языка (± 500 лет)
10789 г. – основание Рима
11000 г. – Будда (прибл.)
11542 г. – Iисус Хрiстос, канонич. дата
12017 г. – падение Рима (Западной Империи)
12164 г. – ислам
12403 г. – основание Русского государства
12994 г. – падение Византии (Восточной Империи)
13001 г. – начало книгопечатания
13033 г. – открытие Америки
13317 г. – провозглашение независимости США
13455 г. – Первая мировая война
13480 г. – Вторая мировая война
13502 г. – полет в космос
13510 г. – высадка на Луну
13532 г. – всемирная сеть Iнтернет (по Википедии)
13560 г. – сейчас

   Христианские, исламские и проч. календари отменять не обязательно. Исторический календарь может действовать параллельно с ними. Что можно сказать в его пользу и обоснование?
   1. Историческое время учит не зазнаваться. Что такое жизнь человека или жизнь государства (например, американского) в историческом времени? Не так уж много. Это надо иметь в виду.
   2. Не надо считать вспять. Не надо ломать хребет времени.
   3. Дает хорошее разрешение на тех участках, где это нужно; там, где подробности мало известны, возможен прямой счет на тысячелетия.
   4. Устанавливает преемственность древней науки и современной, мы словно бы говорим древним ученым Египта и Шумера: «Вы видите, мы бережем Ваш календарь. Мы ценим Ваши знания. Мы доверяем Вам. Мы полагаемся на Ваши наблюдения и благодарим Вас за 10 тыс. лет непрерывной работы».
   5. Исходная точка, «нулевой год», близка (или совпадает) с каким-то глобальным природным явлением, которое отмечено в календарях и мифах всех народов планеты. Условное название этому событию – Потоп, Великий всемирный Потоп.
   6. Время 12-14 тыс. лет назад – это последний ледниковый период. После него начинается культурный подъем человечества. Удобно начинать хронологию оттуда.
   7. До нулевого года различия не только в годах, но и в веках и даже отдельных тысячелетиях совершенно несущественны. Счет идет на эпохи: археологические, палеонтологические, геологические. Это время доисторическое.
   8. Счет от начала летоисчисления одновременно является и абсолютным, и условным. Условность – в выборе точки отсчета, абсолютность – в правильном течении исторического времени.


   О КАЛЕНДАРЕ ЕГИПТА

   Древнеегипетский календарь – это гениальный по своей простоте и фантастически гениальный по своей задумке календарь. Тридцать дней, 12 месяцев, плюс пять праздничных дней в конце года. Прекрасно. Но в году не 365 дней, а побольше. Знал ли это Тот, кто составлял египетский календарь? Разумеется знал, он знал и не такие вещи. И тем не менее, 30 х 12 + 5 . В результате КАЖДЫЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЧАЛО НОВОГО ГОДА СЪЕЗЖАЛО НА ОДИН ДЕНЬ ПРОТИВ ХОДА ВРЕМЕНИ. И только один раз в 4 х 365 лет всё снова вставало на свои места. И как раз в этот год НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА на горизонте впервые в году появлялся Сириус. Ярчайшая звезда неба. Ждать этого чуда приходилось 1460 лет. И египтяне ждали. Ждали, потому что знали: если ВОТ ТАК, как предсказано древними, Сириус и Солнце взойдут, значит – Земля прочно стоит на своей орбите и земная ось не изменила направления. А это означало главное – следующей Катастрофы ПОКА не предвидится. Более простого и надежного способа узнать это, и узнать наверняка, в условиях примитивнейшего сельскохозяйственного общества, просто невозможно придумать. Но... за знание приходилось платить. Временем. Один день в четыре года, и триста шестьдесят пять таких дней. Почти полторы тысячи лет... И египтяне платили. Трижды в документах отмечена встреча Великого Нового Года, Года Вечности, завершение одного и начало следующего «цикла Сотис»... Строились и рушились города, рождались и умирали империи, а египетский жрец всё так же стоял на своем посту и зорко вглядывался в рассветное небо: взойдет ли прекрасная Сотис в положенный день и час, или на землю снова обрушится бедствие, после которого мало кто уцелеет, но уцелеть должен, чтобы передать Знание о том, что ЭТО бедствие совсем не первое и тем более не последнее на этой планете, Земле.


   ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

   «Но...   исходная точка индийского лунно-солнечного календаря приходится на 11653 год до н. э.
   Календарь майя состоял из циклов, по 2760 лет каждый. Если, зная конец одного из них, откладывать эти циклы в прошлое, мы приходим к дате 11653 год до н.э.»
   (А.Горбовский. Там же.)

   Индийский календарь:
      цикл – 2850 лет
      начало цикла – 3102 г. до н.э.
      назад – 3 цикла
      дата: 11653 год.

   Календарь майа:
      цикл – 2760 лет
      начало цикла – 3373 г. до н.э.
      назад – 3 цикла
      дата: 11653 год.

   Древние народы, сговорившись или не сговариваясь, начинают летоисчисление с двух РАЗНЫХ дат: 11653-ий и 11542-ой год до н.э. В чем дело? Как объяснить эту разницу в 110 лет (или 111, один год значения не имеет, так как мы не знаем, кто в каком месяце начинал отсчитывать год)?
   Рискну предположить, что истинным годом, «когда планеты изменили свои пути», был год 11653-ий. И вот по каким соображениям. Во-первых, это более древний год, и это уже заставляет задуматься. Люди, жившие в 542-ом могли помнить о том, что произошло в 653-ем, но за точку отсчета по некоторым причинам могли взять и несколько более поздний момент. Действительно, 110 лет в пределах 25-тысячелетнего прецессионного цикла практически незаметны и тем более незаметны для практического использования календаря. Какие это могли быть причины? Самое простое что приходит на ум, это то, что египетский календарь с исходной точкой в 11542 году жестко увязан не только с Сириусом и Солнцем, но и с другими астрономическими и природными явлениями. В своем САМОМ НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ восходил Сириус за все 1460 лет; восходил точно под созвездием Ориона; поясу Ориона при аналогии «светимость – геомерическое расположение – масса» точно соответствовали три великие пирамиды; шахты Великой пирамиды в период около 10500 г. (возможное время строительства) смотрели точно на эти звезды; начало года приводилось в соответствие с особо почитаемым днем летнего солнцестояния; в этот момент начинался разлив Нила; возможно, какую-то роль при этом играла Венера (в астрономическом и религиозном смысле), комета Галлея и другие небесные и земные явления. Мы не знаем всех обстоятельств, которые могли бы привести к выбору 11542-го года как к оптимальному году для «запуска» календаря, к такому году, когда этот календарь был бы словно вплетен многими нитями в саму структуру мира таким образом, чтобы это позволяло сразу замечать любые отклонения от мирового порядка. Но что такой выбор мог быть сделан сознательно, в этом вряд ли приходится сомневаться.
   Кроме того, если установленные в 11653 году календари имели огромные циклы в 2760 и 2850 лет, то новый египетский календарь имел цикл «всего» в 1460 лет, отследить который, при всей непостижимости этого занятия, людям всё же было гораздо проще.
   Второе предположение состоит в том, что шумерские (вавилонские) жрецы точку отсчета своего цикла заимствовали из календаря египтян. Солнечные и лунные циклы время от времени накладываются друг на друга, и судя по согласованости этих календарей, такое наложение действительно имело место в 11542 году. Тем более вероятно, что составители египетского календаря в своих отточенных построениях не обошли вниманием и Луну, второе по значимости светило звездного неба. Сама Луна своим положением могла подсказать выбор 11542 года как наиболее удачного года для начала календаря. Важно и то, что среди возможных причин Катастрофы иногда называется и захват Луны, которой – по некоторым древним свидетельствам – до Потопа «не было».
   Еще раз: выбор года для начала летоисчисления – 11653 или 11542 – не имеет принципиального значения. Сдвиг в 110/111 лет, произошедший на самом первом этапе, ничего не меняет в восприятии ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. Дистанцию между событиями в годах можно надежно указать только начиная с римского времени. Поэтому живем ли мы в 13664-ом (по Индии и индейцам) или в 13553-ем (как Египет и Вавилон), мы одинаково бы ответили чудаку Пастернаку, вздумавшему озадачить нас своим вопросом: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»
   Четырнадцатое, Борис Леонидович. От начала летоисчисления. Или, если хотите, третье – от рождества Хрiстова.

   31.12.13553 (2012)