Его высокопреосвященство

Алекс Мильштейн
Эта случайная встреча произошла в эпоху безбожия и воинствующего атеизма – году в 1971 или 1972. Возвращаясь с институтских занятий, ехал днем на метро. Час пик еще не наступил, толкотни не было. На Таганской в вагон чинно вошла колоритная группа – три священника в черном монашеском одеянии и четыре мужчины в штатском.

Я распознаю на слух английскую, немецкую, французскую, испанскую и, пожалуй, еще итальянскую речь, но  вошедшие разговаривали на каком-то незнакомом языке. Среди них выделялся пожилой седобородый священник в клобуке с широким ниспадающим на плечи покрывалом. Грудь украшали золотой массивный крест и большая панагия с изображением богоматери. Царственная поступь, пристальный гордый взгляд глубоко посаженных глаз, нос с горбинкой.

Несколько старушек вскочило, уступая ему место. Я тоже встал – все-таки пожилой человек рядом. Священник жестом руки велел старушкам сидеть, а мне кивнул головой в знак благодарности. Одна старуха попыталась приложиться к его руке – он осенил ее крестным знамением.

На Курской иерарх и сопровождавшие его лица вышли. Всю дорогу домой ломал голову – что за компания такая катается по кольцевой линии. Вечером смотрел программу «Время» – в Москве с государственным визитом находится президент Республики Кипр архиепископ Макариос, сегодня он совершил экскурсию по столичному метро.

Взял энциклопедический словарь. Архиепископ Макариос родился в 1913 году. Тринадцатилетним мальчиком был отдан в монастырь. Окончил богословские факультеты Афинского и Бостонского  университетов. В 1948-1950 годах епископ. С октября 1950 года архиепископ, глава автокефальной православной церкви и харизматический  лидер греческой общины. Активно участвовал в борьбе против английского колониального господства. В 1956 году был депортирован англичанами на Сейшелы за поддержку мятежа, направленного на  объединение острова с материковой Грецией. В 1959 как представитель греческой общины подписал соглашения о независимости, выработанные Великобританией, Грецией и Турцией, а год спустя был избран президентом Республики Кипр.

Так вот, значит, с кем довелось встретиться – с Его высокопреосвященством. Повезло! Надо было бы автограф попросить, мелькнула мысль сожаления, но сразу отступила – неудобно, мало того, что весь вагон пялился и старуха полезла руку целовать, да тут я еще с автографом. Явный перебор!

P.S. Фото из интернета