Разные случаи из военных лет

Николай Штерн
В 1941 году во время войны, взвод, которым я командовал, на ночь выставлял секреты, которые должны были предупреждать нападение немцев. В секрете были два пограничника, один кадровый, другой приписник. Однажды, я пошел проверять несение службы в секретах. Пришел в один секрет – там приписник мне пожаловался, что пограничник его бьёт. Я спросил старшего наряда, почему он бил напарника. Он мне ответил: «Товарищ лейтенант, он храпит во время службы». Я тогда сказал напарнику: «Правильно действует старший наряда. Спать на посту нельзя. Надо бдительно нести службу!»

***

В 1943 году в начале зимы я с группой в 5 человек возвращался из штаба полка к себе в батальон. Шли мы по широкому замёрзшему озеру. На тонком льду, поверху была вода. Я бежал и скользил ногами.

Во время бега я не заметил полыньи и провалился под лёд. Стремительно повернул своё тело и ухватился за край льда. Потом выбрался на лёд. Сел и вылил воду из валенок.  Группе приказал выйти на берег и идти в часть, а сам бегом по льду озера направился к дому. Прибежал в землянку, выпил стопку водки, лёг на постель и заснул. Никакой простуды у меня не было, и я продолжил службу.В 1945 году в селе Шабье, где стояла наша пограничная комендатура, я временно заменял убитого бандеровцами заместителя коменданта – майора по управлению отрядом. На встречу Нового года, мой комендант пошел в райком. Я сказал, что приду после отбоя.

Пришел я туда, когда уже шла во всю встреча Нового года. Мне предложили стакан самогонки из яблок. В 2 часа ночи я предложил коменданту идти домой. Стояла ясная лунная ночь. Пришли в помещение. Моя комната была с левой стороны, а его с правой. Я лёг в кровать и заснул.

А в правой стороне в подвале находились арестованные бандеровцы. Среди них была молодая бандеровка. Когда мы вернулись в отряд, меня вызвал начальник политотдела и сказал мне, что майор изнасиловал молодую бандеровку. Я сказал, что ничего не знаю об этом.

Начальник политотдела поручил расследование этого факта инструктору политотдела Харченко. Харченко начал меня допрашивать об этом случае. При этом он сказал мне, что я с майором по дороге домой после встречи Нового года говорили об этом изнасиловании, и часовой слышал об этом нашем разговоре. После этого я сказал инструктору: раз вы этому верите, я больше с Вами не буду разговаривать, так и доложите  начальнику политотдела.

В одном из боёв с бандеровцами майор был ранен в ногу и лежал в санчасти отряда. Харченко спросил у него о разговоре со ст. лейтенантом Штерном. Он ответил: Штерна не трогайте, он тут не причём. От меня после этого «отвязались». И майору ничего не сделали, т.к. бандеровка была отпущена, а потому... ищи ветра в поле.

***

После войны в 1945 году я был на семинаре в округе в г.Ивано-Франковске. Как то в воскресенье вечером, я пошел в город в кино. После возвращения в общежитие смотрю, на моей койке лежит какой то офицер. Электрического освещения тогда не было. Я предложил ему освободить койку, но он не реагировал. Тогда я сказал что сброшу его силой. Тогда он мне сказал : «Колька! Это я, Шаха!» Тут мы обнялись и пошли в ресторан, где выпили по случаю встречи. Он мне рассказал, что был в отряде в Солотвино, где ему сказали, что я на семинаре в Ивано-Франковске. Он и поехал сюда, чтобы встретиться со мной. Мы не встречались с ним всю войну.

***