22. Как мы ездили в Шушенское

Иринга Тулуханова
                27 декабря 2012

                " Можно верить и в отсутствие веры,
                Можно делать и отсутствие дела.
                Скованные одной цепью ,
                Связанные одной целью..."

                " Где твои крылья,
                Которые нравились мне ? "
         
                "Наутилус-помпилиус"


    Посмотрела я фотографии Красноярска моя родственница ездила в командировку красивый современный город я думала Москва нет Новосибирск нет а это вон какой город . Да я ж там была в четвертом классе когда нас премировали за отличную за хорошую а кого и просто за учебу . Завуч как услышала что я еду нашли-таки 15 рублей на дорогу и сразу Надо кого-то старших Ну я и предложила Давайте мою сестру возьмем и ея подружку они со мной справлялись с  грудного возраста а с вашей оравой и подавно.

    А Ритка сестренница книжку в поезде забыла а я ее ругала Это ты так за мной смотришь. А она может и не виновата мы там такое пережили что как себя в поезде не забыли.Сначала все спокойно было конечно меня внизу положили потому что я постоянно с кровати падала а тут поезд Еще на первом курсе Радка в гости в деревню приехала а я ночью с дивана упала она напугалась а моя тетя :"Она все время сейчас встанет ты спи спокойно "Естественно я в поездах всегда внизу даже когда сначала не уступают потом после ужасных рассказов о глубоком детстве запрыгивают на верхнюю полку и ведут себя крайне тактично .

   Так вот а рядом на нижней полке молодая женщина с ребенком трех лет. Мы сначала играли с девочкой , а как темнеть начало , эта красивая дама, как блоковская незнакомка , "девичий стан , шелками схваченный...И странной близостью закованный смотрю за темную вуаль и вижу берег очарованный и очарованную даль"... замолчала задумалась помрачнела пошла в вагон-ресторан принесла бутылку коньяка это мы потом поняли что коньяка когда ночью услышали страшный грохот а сначала она с нами сидела поддерживала разговор а сама рюмку за рюмкой и курила в тамбуре а мы не поняли. А ночью соскакиваем она на полу а девочка спит Девочка красиво одета как кукла из дорогих магазинов и с огромным красным бантом а она такая красивая в шелковом воздушном сарафане цветном ярком лежит на грязном полу. Мы завуча позвали а та подошла посмотрела на девочку :"Кровать не застелена как надо и по-солдатски разгладила все складки а потом Поднимайте все одновременно и мы с красными галстуками дружно женщину положили а она опять упала. Тогда Евдокия Илларионовна:"Пусть лежит все равно упадет че будем постель марать девочка-то чистенькая спит спокойно посапывает еще разбудим"  Ну и как спать дальше? Мы выглядывали пока проводница не пришла , профессионально выудила из-под стола пустую бутылку :"Армянский *** ноль пять. Это она одна что ли?" и на нас подозрительно посмотрела а мы Мы не пьем мы еще маленькие и завуч за нас заступилась проводница ушла . А утром незнакомка а чем она была разочарована и песню "А ночь была лунявая-лунявая" веселая песня мы все слова записали и выучили тут же... И почему когда про папу они с дочкой переглядывались и девочка сразу по вагону начинала бегать а незнакомка опять рюмку наливала.А утром она проснулась взяла у проводницы тазик помылась в туалете полностью надела еще лучше и воздушнее платье переодела девочку в голубое повязала синий бант(это уже Есенин пошел - цвет свободы) и вышла радостная навстречу новой жизни - к маме. А мы остались. И осадок остался и иногда дает о себе знать. Вот так дома , в школе и в книгах Гайдара воспитывают, а потом одна дама покажет какая бывает семейная жизнь и память вежливо пустую бутылку , катающуюся по полу, и как курила в тамбуре покажет, вот тебе причина а вот тебе следствие. Я правда  в поездах не пью чтоб на грязном полу не валяться.И то хорошо.

     кофе-потом про дальше.

   Хотя все по-разному стресс снимают , а стресс - это реалии нашей жизни . Ну кто-то уходит от стресса кто заходит иногда а кто в нем живет.У кого-то жизнь течет безмятежно меж кисельных берегов ? Есть такие? Но все в одной стране родились и живем и не уехали не потому что мы такие патриотичные а потому что мы может и не сумеем где сильно хорошо мы же в других странах (но я не за всех, а за тех  кто рядом и такие же)тоже обращаем внимание что лучше а что хуже. Но мы здесь привыкли и нас устраивает даже то что нас не устраивает. Зато свое даже те же березки. Шукшин же не уехал, Распутин тоже всего лишь переехал только больше мы ничего у него прочитать не можем .Все что в Сибири написал а дальше публицистика пошла.Встречи выступления.Ну и то хорошо. "Прощание с Матерой" и вся остальная проза тоже хорошо. Вампилов тоже мало написал ну хоть столько. А кто далеко уехал почему-то долго прожили. Может там правда лучше. И кто уехал никто не спился.

    А вот моей одной подружки школьной уже нет . А она с Петербурга корнями.И рассказы писала еще в 10 классе. И режиссером хотела быть, но это для нас далеко. Так я ее и не видела с третьего курса. И одноклассника одного нет .Катался на мотоцикле и все. Докатался.
    Но эти воспоминания надо "delete" потом.
   
    Красноярск - проездом  (трансферты уже тогда были) в Абакан . Там сразу в столовую при музыкальном училище ил институте), точно не скажу. Лето,жара, окна открыты, и оперные голоса . Распеваются, как мы в школе "Мииииииииа".А  мы в школе под мандолину - "И моой суроок, и моой суроок, и моой суроок со мнооою" . Как-то так.

    В столовой колонны белые люстры огромные янтарного цвета нависают над столами , а на стенах чеканка , это модно было в 70-х. На чеканках - девушки и юноши, голубь Пикассо. И алые транспаранты  про ХХIV съезд. Это мы любили. В красных галстуках мы логично смотрелись в этой столовой , едим суп и слушаем "Аааааааааооо". Нам понравился Абакан. И тем более, когда подъезжали к городу ( а помните у кого это "Подъезжая к городу, с меня слетела шляпа"? Или это просто пример речевых ошибок, но мне почему-то казалось, что это во времена Гоголя шляпы слетали , подъезжая к городу. А что шляпы не подъезжали? Если нос самостоятельно передвигался?), - надпись "Хакасский край". Вот это да! Мы слова-то такого не знали. Всем автобусом и удивились. А мы сами-то многонациональные. Я когда про стресс заговорила хотела сказать что не все пьют.Про одноклассников.Кто православие принял, кто ислам (мне по секрету одноклассница сказала лет пятнадцать назад:"Я никогда не думала, что буду ходить в мечеть, и мне там нравится"А я умно так:"После тридцати приходит осознание принадлежности к национальности, вот по датам и сошлось."
Вот про синагогу никто еще не сознался , хотя судя по фамилиям туда полкласса можно затолкать. Надеюсь, я ничьи интересы не затронула, хотя имею право - мне можно во все кружки по интересам записываться если всю родню перекопать например сестренница на -ко была, а теперь на-ович.Но мы все из деревень повылезли, пока не все еще из атеизма вышли, слишком долго в пионерах и комсомольцах ходили.И бабкам объясняли , что Бога нет. А теперь, значит, как сами бабками скоро станем, оказывается есть.Так а мне куда подаваться? В буддизм или , не дай православный Бог, в шаманизм?Ну я точно щас че-нибудь затрону я и так всего боюсь , а когда чего-то боишься еще сильней охота."To be or not to be ?". На каком это я ? А, переведу так -" была -не была, двум смертям не бывать, а одной не миновать, авось вывезем"
   
   Так вот я шаманизма избегаю так же как наговоров и приговоров и колдовства и заговоров и порч. Я против этого всего и надеюсь, что не существует. Что мистика. Что нету . Тьфу-тьфу и стук стук. Это Анна Б-до мне: "Это ты-то не суеверная? А кто все время по дереву и по лжедереву стукает?" Но это и все. Кошку черную я не боюсь у меня дома кот такой он конечно жуткий особенно по ночам когда начинает по нам скакать бегать по комнатам и мягкую мебель драть а твердую - царапать . Еще он двери выбивает своим пятикилограммовым телом с разбегу замки вылетают а если не вылетают то он эти двери особенное если новые глубоко царапает. А это уже не жутко, а реально. И денег жалко. Поэтому мебель мягкая вся хоть иногда и меняется но результат через год тот же у людей на помойках лучше стоит.Я тут иду недавно а там кресло стоит лучше чем у нас из-за отсутствия дыр по бокам.Я думаю может подменить. Они все равно выкинули. Пока думала пошла еще раз посмотреть а его нет. Так к нам если опека придет скажет тут че бичи живут и заберут детей. Это я так иногда острю. Маленькая дочь говорит А давайте кота продадим.А кто его купит если его бесплатно не берут и с кормом не берут и двести рублей на молоко не берут может наш диван видят. Это я опять отвлеклась на суеверия.Может, черные коты все такие? Но если я про число "13" заговорю я никогда не выйду обратно в рассказ про Шушенское, а наоборот в Алушту уеду про "дом семь квартира тринадцать " потом.и в Иркутске есть 7-13", где я мужа и нашла, кстати)

     В общем , пока никуда не примкнула : все религии хороши , но из-за среднего арифметического пока в атеистах сижу.

    перерыв , а там от Абакана до Минусинска через музей Ленина - и Шушенское рядом.

   А про порчи тоже надо закончить . Я их не так уж и боюсь . Бандиты бывшие во главе с Томом Феннелом сказали , что порча - это когда тебе плохого желают , тогда бей по башке или делай противодействие , наводи им такого страха или иди в милицию , а мы не имеем права в милицию обращаться , а ты имеешь - и иди.

   2 вариант мне бабушка в детстве с  сестренницей на своем национальном языке говорили , а моя сестра на морду хоть и европейская , но слова эти помнит и мне передала , их нельзя при чужих говорить , только своим , и тогда тебя ниче не тронет.

   3. Это подруга детства с немецкой фамилией  , которая с трех лет со мной водилась , сказала :" Матом крой , чем нецензурней , тем быстрее страх проходит - и порчи нет"

   4. Не верить , ибо верящие в порчу под нее уже готовы , и у них вечно что-то : то сглазили , то заговорили.

   5. Помогает "Russian vodka" (учитесь , пока не удалила этот кусок), а сначала обрызгать все помещение и от дверей до печки и на всех людей рядом сидящих тоже набрызгать , это называется по местному обычаю "капать" . Кстати , поэты, как к нам на Байкал приезжают этот обычай больше всех любят даже с Монреаля Бахыт прилетал и москвичи их я не буду называть они вперед меня у каждого святого места выскакивают и капают и брызгают и про себя не забывают. Мы пока до Малого моря доехали они ни одного священного места не пропустили и на деревья тоже цветные лоскутки повязывали кто мог а водитель на обратной дороге старался побыстрее ехать но поэты к тому времени все обычаи знали и "Автобус сломается" ему он от страха опять останавливался.Так мы сутки туда и сутки обратно а там дороги-то на 4 часа.А автобус и правда сломался и пока местный свой национальный не покапал автобус не завелся Вот и не верь. А может там магнитная аномалия сказала я атеистично человеческим голосом . А почему после водки завелся хором сказали монреальцы и москвичи и тольяттинцы. Тольяттинцы имеют право , у них машины выпускаются и они наверно знают , в каком состоянии их делают.Хотя это уже по шутке .

    Ладно, надо про Шушенское.


    Турбаза "Журавленок", но мы ее "Комаренок " звали - там комаров ! В основном это и запомнилось. А в самом селе комаров нет. Там "Мемориальный комплекс" на две улицы. И жители- как живые иллюстрации того времени - деревянными граблями сено сгребают и стоги мечут. Живописно.Ленин в двух домах жил - у крестьянки Петровой и крестьянина Зырянова.

   Ну , мы поразились , как раньше крестьяне хорошо жили . Дома большие , участки огромные , на подворье какой крестьянской утвари и приспособлений только нету. А бани (а у нас в деревне как раз общественная баня закрылась так тоже все такие бани строить стали, но масштабы не те)Мебель конечно у тех крестьян ну может Ленин привез , когда его царь так жестоко наказал за попытку свержения с престола так жестоко ,что мы понять не могли ,а в чем жестокость от той мебели я и щас бы не отказалась - конторка ,лаком покрытая ,письменный стол сукном зеленым покрытый если я не путаю ручки деревянные с металлическими
перьями и чернильницы -непроливайки -красота! Вот шалаш небольшим оказался мы не поняли а как там спать если только повернуться еле-еле . Дорога от деревни до Шалаша через хвойный лес -как на курорте сосновый бор полезный воздух сказала библиотекарша дышите давайте и не сорите видите здесь как чистенько пионеры убирают.

   А зря щас пионеров расформировали пусть бы они убирали субботник называется и бесплатно и все довольны и в галстуках нам нравилось ходить и со значками комсомольскими тоже и с октябрятскими . Сначала принимают тех кто лучше учится - почет и уважуха потом тех кто хорошо учится а потом по возрасту.А потом тебя в в кого-нибудь выбирают. Например член совета отряда. И на стене список - председатель совета отряда, члены совета отряда. И там все кто хорошо учится.И так приятно . В другую школу на олимпиаду приезжаешь - так и есть - с кем это я на областную ездила - вот он -в редколлегии. И еще доски почета были. Вот там меня почему-то никогда не было "Ими гордится школа" Мной она видно не гордилась, но на всякие соревнования отправляла и то ладно хоть там хвалили.А когда в комсомол приняли устав учишь А куда идут членские взносы? - на издание периодической печати надо бойко отвечать а то не примут это я уже между 6 и 7 к оппозиции стала нет-нет да примыкать но комсоргом выбрали и снова я от оппозиции отошла и стала на них на Шейнина например а когда ты в коммунистический союз молодежи а он я по идеологическим мотивам . Ну и где он теперь по идеологическим мотивам? А мы и не знаем. Лишь бы живой и ладно. А я когда мне на выпускном тройку с четверкой в аттестат воткнули(это все та же завуч я завучей видно вот и не люблю)и характеристику выдали, что я друзей в классе не имела и авторитетом не пользовалась , я почему-то в комсомоле начала разочаровываться и в институте уже открыто к оппозиции примкнула ну не к активной а к пассивной которые на галерке сидят и взносами манкируют.А когда в школу распределилась а одну девчонку в райком взяли  а она и не знала я говорю А че ты такого сделала если мы одновременно приехали неделя прошла еще 1 сентября не наступило а ты уже третий секретарь а она может что я член партии вступила в институте а мне поздно было вступать в институте а в райком ох как хотелось они такие важные на "Волге "приезжают а второй секретарь теперь рядом со мной в соседнем доме живет и меня не знает а я фамилию спросила мы здесь все друг друга знаем все сошлось он правда не на "Волге" и жизнь немного побила но живой и дети есть и хорошо учатся и то хорошо.И он теперь такой демократичный и с мужиками в гараже праздники бывает отмечает 7 ноября(а его запретили или нет я ниче не нарушила?- проклятая параноидальность она у всех в крови с  тех пор может как царь Ленина наказал хотя я за Ленина я за всех я и нашим и вашим это мне еще  в 90- х сказали когда я в маркетинг вступила а компания нашла процвела и разбилась на два лагеря теперь один руководитель в Израиль уехал и сказал мне если че можно комнату у него снимать на берегу М.м., а другой развивающий комплекс для детей открыл а они когда разделились и сказали выбирайте кто с кем останется а я и там и там осталась а один из начальников сказал :"Евреи направо хохлы налево, а Н-ва (это моя настоящая фамилия) хочет хитрее евреев быть. " А я сказала у кого цены на продукцию дешевле а это дорогая косметика была с биодобавками я с тем и дружу.И до сих пор дружу с ними. А они говорят ты хоть скрывай я говорю а вот это у меня уже национальный менталитет вылазит мне надо чтоб все обо всем знали как песня акына или кого что вижу о том и пою и они успокоились я потому что если на национального коня сяду меня не остановишь. Я начинаю что еще в 1399 году замахнулись на нашу территорию а потом в 1686 году Яков Похабов со стрельцы сто человек а здесь местный Яндаш Дороги луки стрелы ружья огненная вода дегидрогеназа однако начинаю акцент свой вспоминать и употреблять . А мне ли не знать в подробностях я лекцию еще в 90-м написала в Белом-то доме под белы рученьки Лилькой начальником благословленная я и стихами из той лекции могу "Боярский сын Похабов построил хижину , чтоб собирать ясак.(Налоги то есть )...

   А Лилька сказала: "Мы, русские, твоих предков, Ира..." А Ленка сказала :"Это кто русский-то? Ты что ли?" А Лилька : "У меня папа немец, а мама - белорусска" А Ленка :"Ну и с чего ты русская? "  У Ленки финская фамилия, а у Виты польская , а у Динки корни вообще французские . А мы там тоже целыми днями делили кто есть кто и сами запутались а жизнь потом еще более нас запутала...

   "...И встанет меж семью холмами один из славных городов. И в нем угодий будет много ..."(богатый значит - середина земли , про середину мы песню в школе пели и я экскурсию проводила когда экскуровод заболела ну я там их грузанула не по-детски это немцы были они наверно подумали хорошо что до Сибири в 40-х не дошли тут бы вообще хана была а мой дед , между прочим, в 41-м под Москвой погиб и понятно что не убегая мы убегать не любим мы по-плохому любим да и никто не убегал вон Александр Матросов и Гастелло про Гастелло я хорошо помню у нас в школе музей был и мы там экскурсии тоже вели а Подружка моя с немецкой фамилией директором этого музея была сначала а потом одноклассница которая в мечеть теперь ходит. Какие оксюмороны , контрасты и метаморфозы...

   Ну че-то я вообще далеко зашла, пора к Шушенскому через сосновый бор возвращаться)

   Хотя я еще не дорассказала о еврейско-украинском расколе в нашем маркетинге самое смешное что половина людей не знает или не говорит кто они по национальности типа все русские а я говорю а фамилия как же так вот в Москву меня оба руководителя на конференцию отправляли один организовал где я жить буду а че метро Войковская четырешка плохо что ли и он же меня встречал на грузовике почему-то я а че не на иномарке я вообще-то с самолета че люди скажут а он ты вообще-то не просто так летала а на тебя товар оформили Ах да тогда пусть на грузовике коробки же. А другой который на М.м. живет он я забыла какое поручение было . Ах да , узнать ... Ну раз вспомнила тогда говорить не буду все узнала всем сказала все цены пароли явки . Все довольны и я лишний раз в Москву прокатилась. Я потом на Войковской еще появлялась.

    А в Шушенском правда хорошо было если б не жара не комары тогда кондиционеров еще не было.Очереди в "Мемориал" были длинные говорят щас там такого нет . Жалко только что царская жестокость и ленинская разными оказались . Ленин-то  отдохнул работал  на свежем воздухе и рыбку ловил только сибирские морозы и неблагоустроенное все а с царской семьей-то похуже обошлись .Сослали бы их в то же Шушенское. Всякое действие должно иметь аналогичное противодействие по законам физики. Ну или хотя бы на Север сослали там тоже люди живут. И пусть бы они как живой музей дореволюционной бесхитростной интеллигенции существовали.Книги бы читали музыку бы слушали на французском бы... И не была бы у нас теперь интеллигенция такая пугливая до параноидальности и неинтеллигенция тоже бы не оглядывалась и по кухням бы не шипели а жили бы довольненькие зная что если не так скажут сошлют их в Шушенское а теперь антикомарины есть и кондиционеры и телефоны и телевизоры и Интернет. Че не жить?
                27 декабря 2012  13.19

   А если бы я пришла к буддизму и если бы была еще одна жизнь, другая , следующая , где все бы встретились - и Николай-второй, и глубоко мной уважаемый вождь пролетариата, и все , кто уже там , я бы, может, эти стихи бы вспомнила,может, там все друг другу прощают все , даже собственную смерть..., хотя как хорошо было бы, если бы исполнялась строчка
 "Не убий ..."

   "Воэьмите мое царство, возьмите мое царство и корону мою из клена..."



      "Мне мама тихо говорила:
      -Зачем ты отчий дом оставил?
      - Ловил Жар-птицу в высоком небе,
      Упал на камни я без сил.
      К родным долинам пришел с повинной
      Твой блудный сын, твой блудный сын.

      Мне мама тихо говорила:
      - Зачем друзей своих покинул?
     - Прости мне , мама, мои дороги
      В стране далекой ночь длинней.
      В пути устал я, мне не хватало
      Моих друзей, моих друзей.

      Мне мама тихо говорила :
      - Зачем забыл родные песни?
      -Прости мне, мама, чужие песни
      В чужой прекрасной стороне.
      Я все забыл их, одну лишь помню,
      Что ты когда-то пела мне..."
                27 декабря 2012 16.03

   Какой-то шизофренический рассказ получился, Кустурица обзавидуется. Что значит рассказ о Шушенском под "Хаве нагилу" писать. В следующий раз посмотрю любимого мной Тарантино и напишу что-нибудь лирическое, прерываемое автоматной очередью.

    Сказали, что с Нового года томограмма будет бесплатная , вот все и проверимся, всей страной. Я сомневаюсь, что кто-то нормальный будет. Все мы одним мирром мазаны, все мы из одного места вышли, в другом месте часто сидим и либо мы все нормальные по-своему либо все ненормальные тоже по-своему, но живем же.Как вчера прочитала в Интернете все проблемы решаемы понимаешь тогда когда летишь с моста кроме того что уже летишь, сказал один выживший. А давайте не будем с мостов прыгать вот и выживем.

                17.46