Комната

Эдуард Шелганов
 Сценарий к\м фильма


Он один в комнате, в комнате много окон, света. Ему никак не выбраться на середину комнаты. Что-то мешает. Мы слышим его голос.
- Мне сказали: «Пройди в ту дверь и встань в центре комнаты». Я открыл дверь и сразу оказался перед окном, хотел пройти обратно – оказался перед стеной, потом перед дверью – мне никак не удается пройти на середину комнаты. Обратно  - за дверь я не хочу. Коридоры невыносимы и, кто знает, не  окажется ли другая комната такой же – без возможности выйти на середину ее.
- Я понимаю их – не пройдя в центр комнаты, я остаюсь, будто в коридоре  и даже хуже, центр комнаты из желанного, становится  для меня пустым местом.
- Что такого в центре комнаты? Не знаю, возможно она дает ощущение свободы. Не саму свободу, я понимаю, это смешно, но ощущение. Но нам же важны всегда  ощущения?
- Я боюсь оказаться в коридоре еще худшим, чем прежний, более окончательным, просто растянутом тупике. Это будет тоже – центр комнаты, но повернутый ко мне спиной. Как повернут сейчас я и не могу обернуться. Нет, повернуться к центру я могу, пройти не могу, а это равносильно тому, что я стою к нему спиной. И, конечно, он вправе отплатить мне тем же.
- Иногда я думаю, - А что в соседних комнатах?  Там тоже люди с такими же трудностями. Если бы вы могли пройти к ним, а потом вернуться, рассказать мне – было бы хорошо. Но я понимаю, что вы туда-сюда не ходите.
- Когда я думаю про другие комнаты, я  представляю стены, между которыми пустота и, знаете, она меня волнует больше, чем эта середина. Т.е., я хочу сказать, что мне кажется – я бы мог попасть между этими стенами. А это, согласитесь, тоже какая-то середина.
- Я думаю, попасть между стен даже лучше – я бы сам был серединой. И тогда бы я понял – что значит, когда к тебе не могут пройти.
- Мне страшно смотреть в окно, там  - пропасть. Точнее не так. Я боюсь потом обернуться и увидеть в комнате то, что я видел в окно. И тогда будет еще хуже – я окажусь даже не коридорах, а на улице. Я окажусь коридорами. Это хуже всего.
- Хуже всего, когда ты – центр, а на улице – все середина, и ты – на улице –  тебе необходимо куда-то идти.  Не стоять же на месте?
- Поэтому, когда передо мной окно, я считаю, что передо мной стена. Но в этом тоже много опасностей. Необходимо отойти от окна, стоять на месте нельзя. Иначе все поймут, что я не хочу выбраться на середину. Так вот, отойдя от окна, смотря в него, как в стену, я оказываюсьснова перед стеной, и мне начинает казаться, что я уже имею отношение к центру комнаты. Понимаете, мне начинает казаться, что я не в центре, но мне туда не обязательно – я имею отношение.
- А здесь нельзя так. Как только поймут, что ты симулируешь, тебя тут же вытолкнут отсюда. Куда? Или в коридоры втянут или на улицу. И потом еще почему нельзя симулировать? Как только я это начну делать – середина сама меня вытеснит. И еще – я уже никогда не пройду, нигде  -  в центр.
- Так вот. После окна важно оказаться перед стеной, как не перед окном,  и ощущать середину, как незанятое место, как то, куда мне надо пройти. Это правильно. Правильно так же не ощущать себя частью улицы. Ты ведь живой? Чувствовать себя частью улицы естественно. А это не правильно. Так ты опять не попадешь на середину, она окажется не свободой для тебя, а постоянным  изгнанием.
- Ты перед стеной, ты не живой и тебе нужна середина. Что здесь тяжелого? Тяжелое здесь повернуться лицом к  середине. Это ослепляет, вселяет страх, трудно сделать шаг. Потом тяжело  ходить даже вдоль стены.
- Почему не сделать шаг? Потому что ослеплен, потому, что можешь потерять равновесие и упасть на пол. И тут тебе – совсем конец. Центр оказывается внутри тебя и ты уже – вне правил и закона. Тебя взрывает изнутри. С центром шутки плохи. Это вам кажется, что так все просто. Вы не связанны с этой комнатой. Она для вас одна из многих. Но у каждого есть ОДНА комната. И там каждому понятно, как не просто занять ее, попасть в нее действительно, слиться  с ней. Надеюсь, вы меня теперь понимаете?
- Важно соблюсти почтение к середине и тогда она может тебе уступить себя. Это тоже конечно неправильно. Но мы в конце пути часто забываем, куда и зачем шли. Но я не таков. Бывает другое, ты хочешь войти в центр комнаты ценой разрушения дома. Вот так – раз, но  это неправильно уже по отношению ко времени. Время останется за тобой, останется бездомным и замрет. Оно замрет, и ты превратишься в точку, в муху, в человека без нитей. Улица станет гладкой, как нож и она зарежет тебя.
- Почему не пройти? Потому что ты начинаешь уже вращаться вокруг центра. А центр тебя размазывает по стенам, ты становишься производным этой комнаты. Опасностей много. Тебе начинает казаться, что ты не один в этой комнате. Это естественно, когда ты столько времени пробыл в ней. Тебе начинают чудиться твои двойники. И середина уже между ними. Точнее между тобой и ними. Как тогда в нее стремиться?
- От двойников надо избавляться. Они  делают середину белым окном перед тобой, в которое ничего не видно, которое – тоже коридор, но с подвижными фотографиями на стенах.
- Как я от них избавляюсь? Я мажу свой язык чернилами. Вот видите? Но они же бумажные… двойники. Они не хотят, чтобы моя речь отпечаталась на них. И они исчезают. Я, словно, пробиваю их белое окно, и передо мной снова оказывается улица за стеклом. Можно сказать, что мой очерниленный язык – письмо стекла.
- Вот таков мой способ искать середину, сохраняя присутствие и компоненты. И когда-нибудь я окажусь в ней.