Осень в Карасубазаре

Алим Аблязов
Выезжай поскорее из этого города! – говорили ей подруги.- Что тебя в нем держит?
Уже пятый год Лиля живет в новом доме, куда переехала с мамой поздней осенью. Все было хорошо поначалу, новые друзья, новая обстановка. Погода в этом новом городе хорошая, даже зимы намного теплее.
В свои двадцать лет, Лиля добилась многого: устроилась на хорошую работу, получила диплом бакалавра и продолжала учиться в одном из самых престижных вузов страны. Но жизнь здесь казалось ей  какой-то скучной, однообразной, она могла до подробностей рассказать, что произойдет с ней завтра. Это придавало ей чувство неизбежности и безвыходности. Ей не хватало какой-то легкости, наивности и прежней веры в волшебное будущее. И от этого она грустила, плакала по ночам одна в постели.
- Мама, - сказала она однажды, проснувшись осенним утром, - я сегодня поеду в Къарасу. Я хочу увидеть его. Увидеть то от чего ушла пять лет назад.
- Этот город уже чужой для нас.  Там у нас нет никого, там никто тебя не ждет.
- Мне кажется, я оставила там свою душу.
Дорога была дальняя, и Лиля уснула в автобусе. Пять часов езды прошли, будто пять минут. Доезжая до границы,  она почувствовала, как легкий и свежий аромат осени наполнил ее грудь, и ее сердце забилось чаще.
- Остановите, пожалуйста, возле парка, - попросила она водителя.
«Как же красиво, как прекрасно!» - воскликнула она. Сердце наполнило дрожь от этой картины, нарисованной мудрым художницей - осенью. «Здесь все осталось так же, как и пять лет назад. Эти деревья, эти лавочки…»
 Она пыталась дышать глубже, пронизывая свои легкие этим прохладным и кристально чистым ароматом. Через пару минут, не удержав перед соблазном, она ступила на гору опавших листьев, которые закричали и запели от радости. Как маленький ребенок она подкидывала их вверх и наблюдала за тем искусственным дождем, листопадом.
«Эта тропинка, я помню, по ней я возвращалась домой со школы.  Сколько цветов, сколько красок! А эта лавочка, - Лиля прикоснулась пальцами к мокрой древесине, - здесь мы с подружками наблюдали листопад. Эти дома напротив… их покосившиеся стены до сих пор устало смотрят на тонкие улочки, настораживая путников. Это ведь дорога домой! Мне нужно туда. Я должна увидеть все!»
Дорога домой манила воспоминаниями и чудесным запахом серого, еще нестертого временем прошлого. Улица шла вверх, извиваясь словно змея, обходила большие здания больницы, мечети, школы. Школы!
«Это она! Моя школа! Что-то изменилось? Что-то не так? Что же? Ах, да, - это я изменилась. Я больше не школьница.…  Вот бы вернуть время назад! Я все еще чувствую запах тетради и чернила, аромат сырых страниц из старых мудрых книг, которые многому нас научили»
Темнеет. На небе появился синий диск луны, которая казалось, искреннее улыбается Лиле. Где-то неподалеку горят листья, и легкий дым придает атмосфере горький привкус. Лиля шла по улочкам, и видела маленькие старые  дома, как из старой, искаженной киноленты. Недавно прошедший дождь расставил лужи, как капканы вдоль тротуаров.
«Старая крепость – Таш-хан! Раньше мы лазили на ней и не вдумывались о том, сколько тайн и загадок она хранит в себе. Теперь же, мысленно воссоздав ее былое величье, понимаешь насколько мы малы перед нею. Аж дух перехватывает!»
«Это - моя улица! Моя ива, все так же плачет и тоскует о прошедшем лете. Это поляна, где мы играли в мяч в детстве. А этих построек не было. Новые дома. Эта тропинка заросла травой. Вот это лужи! Обойти их невозможно, а раньше…», - Лиля сняла туфли и носки и пошла по огромной луже голыми ногами. Вода в ней была теплая, - «…раньше мы ходили по лужам босиком»
«Мой дом! Калитку перекрасили, забор перестроили. А где же дерево? Слива? Срубили.…Это уже не мой дом… » Лиля закрыла лицо ладонями и тихонько заплакала.
На небе проблеснули зори, виднелся долгий и могущественный млечный путь, который напомнил Лиле о дороге… Дороге в родной город. И грустила она не из-за того, что все здесь перестроили,  и она не сможет по-настоящему почувствовать себя  в своем доме, а из-за того, что однажды, когда ей было пятнадцать лет, она покинула эти места. Что однажды не ценила она этой красоты своего города – Къарасу, и не понимала, что душа ее жила, живет, и будет вечно жить