Лучезар воин. Ярыш. Глава 40

Татьяна Бегоулова
Лучезар воин. Ярыш. Глава 40.

Когда Вощук вместе с сыном выскочил из избы, почитай уже половина села гудела, словно пчелиный улей - девки из полона вернулись!
Толпа собралась у дома старосты - отсюда было всего удобнее наблюдать, как Грушу примут её родные - ведь именно к своему дому повела бывшая полонянка своих друзей. Девица нерешительно постучала в запертые высокие ворота - после набега хвостатых многие в селе решили вместо порушенных заборов да калиток поставить крепкие ворота. За забором тут же послышался громкий лай собаки, который вдруг сменился на поскуливание и из - под ворот к девице кинулась небольшая собачонка грязно серого цвета.  Собачонка вскакивала на задние лапы и все пыталась облизать лицо Груши, у которой от такой собачьей преданности глаза наполнились слезами:
-Чуха, не забыла меня. Чуха, славная моя!
Тут за воротами послышались  встревоженные шаги и стариковское ворчание:
-Кого еще там принесло.
Ворота отворились, и навстречу нежданным гостям вышел седой старик Кряж. Его серые глаза из-под лохматых бровей смотрели неласково. Да и было отчего - и Лучезар и его спутницы выглядели как шайка попрошаек и оборванцев. Грязная и рваная одежда, исхудавшие лица. А Лучезар и вовсе показался разбойником - заросший бородой, в окровавленной одежде - такого зрелища любой испугается.
Старик Кряж, увидев, что половина села собралась у соседней избы старосты, осмелел:
-Ну, чего надобно?
-Батюшка, ты что же, не признал меня? Чуха и та признала…- голос Груши задрожал. Девушка шагнула к отцу, протянув ему навстречу руки. Старик же, охнув, прислонился к воротам и прошептал:
-Грушенька, неужто ты?
Потом, будто не веря своим глазам, Кряж затряс головой. Но его старшая дочка Груша не исчезла, а продолжала стоять выжидая. Кряж заплакал, и принял в свои объятия дочь. Потом, словно опомнясь, крикнул за ворота:
-Умила, девки, подь сюда! Груша вернулась!

Лишь к вечеру Гороховка угомонилась. Слыханное ли дело - один богатырь трёх девок домой воротил. Да еще и чужеземку зачем то привёл с собой. Всем хотелось узнать как же так вышло, и что же было с девками всё это время. Но и ворота Кряжа за которыми скрылись Груша и Млава, и двери избы тётки Елицы, которая приняла Малашу и Чару оставались крепко закрыты. Лучезар же поспешил к деду Бахарю.
Бахарь уж знал о явившихся из горной страны и принял богатыря с распростёртыми объятиями. Лучезар же, первым делом поспешил на конюшню.
Чёрный жеребец встретил хозяина громким ржанием. Лучезар обнял верного друга за шею:
-Громушка, вот и вернулся я! Заждался? Уж я поспешал как мог, Громушка!
Гром закивал головой, громко зафыркал. Дед Бахарь за спиной Лучезара успокаивал:
-Ничего, ничего. Я за ним как за малым дитём ходил. И сам молодость вспомнил - пришлось мне в седло снова садиться, чтобы Гром не застоялся.


Ранним утром Груша проснулась первой. Сказалась привычка вставать на заре. Как бы то ни было, а только тяготы и лишения позади. Надобно за привычную работу приниматься - матушке с батюшкой помогать. Взяв коромысло, да ведра, отправилась к колодцу. Только вышла за ворота, как тут же увидала  Гудилу, который как ошпаренный отскочил в сторону. Да только успела заметить Груша в руках парня бутыль с дёгтем. Поставив наземь  вёдра, Груша, уперев руки в бока, одарила парня презрительным взглядом:
-Это кто же тебя, Гудила надоумил? Ни в жизнь ни поверю, что сам додумался. Никак маменьке твоей светлая мысль в голову пришла? А ну пошёл вон отсюда! Я тебе покажу, как честным девушкам ворота дёгтем мазать!
Гудила, толстый и неряшливый парень, боязливо отошёл подальше:
-Это еще не известно, честные ли. Кто знает, чем вы там  хвостатых развлекали!
Груша грозно надвинулась на Гудилу:
-А я сейчас покажу тебе, чем мы хвостатых развлекали! Сейчас коромыслом  так тебя отхожу, что радоваться будешь, что ноги унёс!
И Груша и впрямь замахнулась коромыслом на Гудилу. Парень никогда не отличался храбростью - если пакостил, то исподтишка. Попятился увалень, да и налетел спиной на Звягу.  Сын старосты в преддверии ярмарки невест решил потихоньку улизнуть из дома в Княжеск. Батюшка конечно осерчает, да потом простит непутёвого сына.
-Что тут стряслось опять?- хмуро поинтересовался Звяга. Ему сейчас не до соседских разборок было, но от шума мог и батюшка проснуться. А этого то Звяга и не хотел. Груша, бросила сердитый взгляд на красавца:
-А ты иди куда шёл! Или может, тоже решил дёгтем ворота вымазать? Так мне всё равно об чью спину коромысло ломать!
Звяга с удивлением уставился на Грушу. С ним никогда девицы так не разговаривали! Обычно, девицы при встрече с ним глаза опускают, румянцем заливаются, да застенчиво улыбаются. А эта зыркает на него синими глазищами, у Звяги аж дыхание перехватило.
-Ну, чего смотришь?- всё еще сердито спросила Груша.
-Да я ничего.. а что случилось то?
-Да вон, выискался тут умник – решил наши ворота дёгтем измазать!
Звяга грозно оглянулся на Гудилу. Парень тот час побледнел и загудел басом:
-А что, разве не так? Я сам слышал, как матушка с соседками толковала, что теперь Грушу никто за себя не возьмёт. Потому что никто не поручится за её честь. Так что пусть все знают!
-Ты, Гудила, обо мне не печалься! Кому надо тот и возьмёт! А вот ты всё никак мой отказ забыть не можешь.
Гудила аж затрясся от злобы:
-Никто тебя не возьмёт! Всё равно ворота вымажу!
Звяга схватил за шиворот толстяка:
-Только попробуй. Я тебе тогда шею сверну.
Если против девки Гудила еще и мог храбриться, то со Звягой решил не связываться. Вырвался - аж ворот на рубахе затрещал, и пустился со всех ног домой. Звяга же, одарил Грушу своей самой обворожительной улыбкой:
-А ты, девица, никак к колодцу собралась? Позволь с тобой пойти, чтобы никто не обидел по дороге.
Груша усмехнулась:
-Ты, Звяга свои улыбочки при себе оставь. А уж я теперь себя в обиду не дам!- и девушка так строго посмотрела на Звягу, что тому неловко стало за свою ребячливость. Однако не отступил, пошёл следом за Грушей.
-А я, девица, что-то не припомню тебя. Как звать, величать?
-Грушей меня кличут. Да тебе какая надобность?
-Груша, а ты завтра на ярмарку невест пойдешь?
-А тебе какая о том забота?
-Так ты мне приглянулась! Я может, свататься к тебе хочу!
Груша недоверчиво посмотрела на Звягу:
-У тебя, Звяга, язык как помело. И многим ты уже наобещал дар от тебя ожидать?
Звяга развёл руками:
-Никому не обещал! Тебе одной!
-Что-то ты слишком шустёр - только увидел и сразу сватов. Не верю я тебе.

На ярмарку невест ни Груша, ни Млава не пошли. Сарафаны красные они  не шили, рубаху бисером не расшивали. Да и какая ярмарка им сейчас? Отогреться, отоспаться, да прийти в себя от пережитого страха. Малаше ярмарка теперь была без надобности - есть у неё Лучезар, а больше никто и не нужен.  Чара и вовсе боялась выйти за ворота- все на неё смотрели и шептали за спиной - чужеземка.  Смелая и отчаянная красавица вдруг заробела, загрустила. Неприветливыми показались ей жители Гороховки. Малаша утешала подругу:
-Чара, так и мне Гороховка не по душе. Вот приедем в Златоград - там другое дело будет! Там тебе по нраву придется.

Звяга не находил себе места. Вырядился как дурак на эту ярмарку, в дар отрез дорогой материи взял. А Груша не пришла. Вощук взволнованно глядел на сына - что-то не так. Когда Звяга вчера утром заявил, что выбрал себе невесту, староста чуть не помер от радости. А на ярмарке молодец помрачнел как туча. Кто – нибудь объяснит Вощуку, что вообще стряслось?!
Не дожидаясь конца ярмарки, раздосадованный Звяга ушёл домой. Вощук поспешил за сыном.
-Сынок, да скажи ты мне, старику, что такое? Кого выбрал то? Неужто Параньку, что от Дубыни дар приняла?
-Батюшка, причем тут Паранька? Грушу я выбрал, дочку старика Кряжа. А она не пришла на ярмарку. Что теперь, осени ждать?
Вощук только крякнул от досады. Нашёл кого выбрать- полонянку!

Продолжение:http://www.proza.ru/2013/01/03/1471