61. Больше не пьём

Юрий Ерусалимский
   61. Больше не пьём... 

     Очередной провальный вариант очередной антиалкогольной кампании (если брать всемирный опыт) довелось наблюдать в достопамятные 85-87 годы. Это не так чтобы и давно, многие (кроме молодёжи, естественно) это помнят. Примечательно, что эта кампания была первым, фактически, крупным деянием новоиспечённого генсека, которого после стали именовать в связи с этим «лимонадным Джо» (хоть и не страшно, но смешно и забавно). Постепенное снижение бешеной популярности Горбачёва в начале его правления во многом связано с этой стратегической его ошибкой, как впоследствии оказалось. Причём именно Горбачёва, а вовсе не его некоторых соратников, которые и «пробивали» эту идею в Политбюро, где далеко не было единодушной поддержки. Его мнение было решающим. Так что во многом он сам себе подписал то, что получил через несколько лет. Последствия этой кампании изучены уже вдоль и поперёк. Это и резкое сокращение поступлений в казну (на фоне падения цен на нефть потери были невосполнимы), и увеличение смертности от суррогатов, и подпольные цеха, и самогоноварение, и пр., и пр. Фактический провал кампании в 87-м усилил негативное отношение к власти в целом. До её конца оставалось не так уж и много времени.

     Самый наглядный пример того, к чему привела борьба с алкоголем, я видел в Пензе, где был по делам весной 87-го. Очереди в винные магазины (количество магазинов сокращали последовательно и в 85-м, и в 86-м) тогда были повсеместно, но то, что пришлось увидеть там, было из ряда вон даже на общем фоне. Ехал в автобусе по городу и обратил внимание на очередь, которая всё тянулась и тянулась вдоль тротуара. Это было что-то фантастическое – на протяжении двух прогонов (не меньше километра) к магазину «Вино» стоял народ. Можно представить себе, что творилось в самом магазине. Комментарии тут излишни, как говорят…