Байки 281 школы

Марк Вировлянский
                Хочу выразить особую благодарность
                Аркадию Черноморскому
                за идею написания рассказов о школе
                281-я , Химическая – тебе посвящается

                Военрук

       Исаак Моисеевич Соловейчик был, судя по всему человеком выдающимся. Тогда, 33 года тому назад, он казался нам, молодым: не слишком сообразительным. Он был несомненно, мягким человеком, видимо не способным грубой силой, завоевать авторитет и, оответственно, поддержать дисциплину. Теперь, по прошествии стольких лет, мне очень хотелось бы расспросить его о жизни, о том, как он стал каперангом. Мне почти 51, и я за всю жизнь,  с  капитаном первого ранга, не общался больше ни разу. Если ещё учесть, что он был "инвалид пятой группы", то, судя по всему, обладал какими-то выдающимися способностями: то ли исполнительностью, то ли надёжностью, то ли отвагой - не знаю. Только в современном табеле о рангах, каперанг, это командир атомной подводной лодки - ракетного крейсера, способного решить исход локального конфликта средней величины, или развязать "Третью мировую войну"… Но, как известно, молодость достаточно жестока и не любопытна… Вот если бы он кулаком мог пробить дверь, или на память прочитать Иллиаду на  греческом, тогда да, а так… 
     Его занятия, мы – будущая интеллигенция, считали не важными, и относились к ним, соответственно… "Только химики соль – остальные все ноль!"  На военное дело ходили, как на урок развлечения, где можно блеснуть удалью и отдохнув, после математики и физики, пойти домой.
    Начиналось всё с построения. Мой 9-б, был, наверное, самый буйный, т.к. построение у нас отменили совсем! А сперва, всё было крайне безобидно. По правилам, мы должны были, в зависимости от того, во что был одет военный руководитель, приветствовать его "Здравствуйте, товарищ военный руководитель", или "Здравствуйте, товарищ капитан первого ранга". Ошибившись один раз, и выслушав наставление на тему "как важно, правильно приветствовать старшего по званию", мы упустить этого уже не могли. На следующем построении все говорили своё. К двум стандартным приветствиям добавилось "Здравствуй товарищ Соловейчик", и у меня с Сашкой Максимовым (Мулей), речетативом -"Прощай дорогой товарищ". Получалось грузинское многоголосье. Исаак Моисеевич потратил добрых пятнадцать минут, чтобы добиться унисона. Но поняв, что имеет дело не с тупоголовыми, а просто с юными негодяями, плюнул, отменив построение… Но он сильно заблуждался, решив что на этом всё кончится. Окрылённые лёгкой победой, мы, на плечах "противника", летели вперёд… После фильма "Адъютант его превосходительства", и появлении на экране, персонажа "батька Ангел", в исполнении Папанова, Коля Мельников был переименован в Ника, Никсона, а затем в "батьку Никсона". А дальше было организовано представление: "Торжественный въезд батьки Никсона в город N. Построение проводили перед классом литературы, находившимся на первом этаже, рядом с классом по военной подготовке. Предварительно объяснили "наивной" Мире Самсоновне Разумовской, что поскольку мы не сильны в построении, нам ввели его в обязаловку. Это была явная туфта, но Мира Самсоновна, предусмотрительно предпочла остаться в сладком неведении… За пять минут до настоящего построения у 9-г класса, у нас началось… Открылись двери пустого книжного шкафа, стоящего в коридоре. По краям шкафа стояли ливрейные лакеи. Из шкафа-кареты, вылез "подвыпивший батька". Борька Гвадзабия - очень красивый парень и лучший спортсмен в классе - пошёл докладывать, причём сразу стало ясно, что с шагистикой, равно как и с соображением, у класса, всё в порядке. Выпучив глаза, Борька прокричал -"Батька, Никсон! Вольная твоя армия, на торжественный сбор, п-о-освященный въезду в город, построена, рапорт сдал пор-р-удчик Гва-а-дзабия! Батька развернулся к строю, обвёл всех пьяненьким взором, и, икнув, поприветсвовал -"Здорого! Орлы! "- На что восемь человек гаркнули, как сотня -"Здравия желаем вау, вау, вау…"- Слов было практически не разобрать, почти как на Красной площади. Батька не унимался -"Поздравляю, Вас…………. "-  - "Ура-а! Ура-а! Ура-а!"-. И, затем, подношение хлеба-соли, от лояльно настроенной интеллигенции и купечества. За хлебом с солонкой слетали в столовую. Нас было всего двенадцать человек, так что лакеям пришлось играть и купечество с интеллигенцией… Но какая режиссура, какое грандиозное зрелище, и это без единой репетиции – мы, действительно, стоили не мало! Разумеется, ни о каком построении, у 9-г не могло быть и речи… Его тоже отменили, а Гвадзабию потащили на расправу к директору…
    Помню, как Исаак Моисеевич сводил нас на экскурсию, в Артиллерийское училище им. маршала Воронова. Семь девятых и семь десятых классов, это более двухсот взрослых парней. Поначалу всё было чинно и благопристойно, и вроде экскурсия заканчивалась дисциплинированно, как надо. Но когда открыли ворота, и развернули колонну на выход, кто-то из десятиклассников (Путинский выпуск) скомандовал -"Запевай! " и одновременно человек двадцать, а  затем вся колонна грянула -"Соловей, соловей, пташечка, канареечка, жалобно поёт…"- Да как грянула, с посвистом… Хор Александрова - отдыхает… Была бы песня про кукушечку, или петушка, а тут… Исаак Моисеевич,  справедливо, принял всё на свой счёт, и спустил на нас представителя училища - бравого полковника, успевшего сказать пару фраз, после чего ему, из задних рядов, порекомендовали "не звездеть".  Ворота немедленно закрыли, а "полкан" начал стращать нас, что сейчас вызовет курсантов, по одному на брата,  и будет проводить учения, по строевой подготовке, до двенадцати ночи… Разорялся минут двадцать, наливаясь всё больше кровью, после очередной реплики. Наверняка, он бы ничего подобного не сделал, но чёрт его знает, до какой глупости может дойти разъярённый вояка, да ещё в звании полковника, и мы, объявив перемирие, ретировались…
    А потом старшеклассники вышли в самостоятельное "плавание", и мы "заступили на вахту".    
    Как-то раз, лично я, привёл восемь человек в коридор первого этажа, и начал строевую подготовку, отдавая команды из "Петра Первого" Алексея Толстого -"Лингс, лингс, лингс цвай, драй, фир… Левой плеч вперёд… Слюшай, сволёчь моя команда…"-  На мой "зов" Исаак Моисеевич откликнулся почти сразу, мы успели сделать всего один кружок. Выскочив с пылающим гневом лицом, закричал -"Что здесь происходит?"-  и  тихонько прошипел-добавил -"Ё.. твою мать! "-. На что я, не улыбнувшись (мерзавец) сообщил ему, что мы не сильны в строевой, а посему, как он нам сам велел!, пришли потренироваться… Его "Во-о-он! " долго звенело в коридоре школы. -"Форверст! "-, и мы чеканя шаг, отправились на следующий урок. А закончилось всё в кабинете у директора  Александра Леонтьевича Люторовича  (кличка "Лютый"). Единственный раз в жизни у меня сорвалось. Кличка не прижилась, т.к. директор был на редкость мягкий, понимающий человек. Его сын Володя, был нас на год старше, поэтому проблемы воспитания неординарных юношей, были ему особенно близки. Правда, пять человек получили четыре по поведению, за первое полугодие.
    У меня длинная, плохо выговаривымая фамилия, но раз запомнив, человек редко отказывает себе в удовольствии упомянуть. А может, я, действительно, был самый вредный, потому что в журнале поведения класса – изобретение исключительно введённое для 10-б, моя фамилия почти всегда стояла первой: Вировлянский, Воронков, Пашин, Хрисанов Мельников… Таков был порядок. Гвадзабию всегда "песочили" отдельно.
     Ещё помню, как-то раз, Исаак Моисеевич повёл нас в Военно-Медицинский музей, тот, что напротив Витебского вокзала. Музей, кстати сильный, ничего не скажешь. Были экспонаты, которых я не видел даже в Израиле, в музее "Яд Ва Шем". Видимо в Израиле щадят психику посетителей, стараясь в основном сохранять память о жертвах, но не травмировать… Только в Ленинграде я видел мыло, сваренное из человека, и фотографию, где посредине стоит гильотина, а по сторонам один террикон из голов и второй из тел… Почти Верещагинский "Апофеоз войны", только несравненно страшнее…
   Возвращаясь назад Толя Пашин – лучший физик школы, шедший в голове колонны, демонстративно рванул с несколькими последователями во двор. Обалдевший Исаак Моисеевич решил, что потерял часть экскурсии,  побежал искать… Да какое там, пришлось вернутся., а Толька со товарищи, пробежал тем временем проходными дворами, в конец  шествия. Когда же, измученный пересчётами каперанг дошёл до него, участливо спросил -"А где ОНИ? "-, на что Исаак Моисеевич, без всякой связи с вопросом, решил охарактеризовать ситуацию, кратким - " Пи…ц "-. Придя в класс, снова всех пересчитал, и отпустил.
    А то, опять отличился Борис. Занятие было посвящено определению индивидуального поражения радиоактивностью. Исаак Моисеевич показал, как надо заряжать дозиметр – маленький прибор, похожий на авторучку. Потом вызвали добровольца, который покажет, как понял объяснение. Борис взял дозиметр как нож, и "вонзил" в зарядное устройство. Испугавшись, что учебному процессу, нанесён невосполнимый ущерб, И.М. долго кричал -"Гвадзабия! Гвадзабия!..."-, пока не кончился воздух, и пришлось прерваться на 1.5 секунды. Тогда Боб выпалил, что ему закапали глаза… Остолбеневший И.М. начал играть с Борисом в вопросы и ответы. Первый спросил И.М. -"Как закапали? Что закапали?"- -"Уратропин "-, -"Ну и что? "-, -"А то, что вы сами сказали…"--"Что я сказал? "-, -"Что нужно совать, пока лампочка не загорится "-, -"Ну и что? "-, -"А то Исаак Моисеевич, что ВЫ лампочку видите, а я нет. Мне глаза закапали…"-, -"Как? Так вы и меня не видите, Гвадзабия? "-, Нет, Исаак Моисеевич, вас я вижу, только плохо, как мутное пятно…"-. -"Садитесь…"- очень назидательно промолвил наш легковерный военрук.
    Буквально на следующем занятии я спросил -"Как определить радиоактивную заражённость реки, с переменным течением, и переменной степенью радиоактивности? "- Дело сгубило отсутствие выдержки. Секунд десять я наблюдал за тем, как вытягивается лицо И.М.. Он чуть было не открыл рот от удивления,  но я рассмеялся,  и  Исаак Моисеевич гордо изрёк -"Вот видите, Вировлянский, вечно вы такую глупость спросите, что сами смеётесь "-. Выдержи я тогда  я ещё пару секунд, и дело, запросто, могло закончиться консультацией у математички.
    Вообще, по прошествии стольких лет, я вспоминаю этого человека с очень большой теплотой. Ведь он нам мог сильно отравить жизнь, что мы, по правде сказать, заслуживали. Мог испортить аттестат, затаскать в школу родителей. Да просто исковеркать наши характеры, начни он сводить с нами счёты… Но он наверное понимал, во всяком случае, мне бы очень хотелось в это верить, что индивидуальность и злобность - суть вещи разные. И если вторую надо искоренять, насколько это возможно, то первую необходимо бережно сохранять, как маленький огонёк, заслонять от ветра, даже если холодно самому…
    Наказал серьёзно, сколько я помню, один раз, когда кто-то поменял мелом на доске, нормативы по сборке автомата Калашникова, и мы, вдруг, начали получать отлично. Всё отменил и ужесточил требования. Подлости не терпел…


                Посёлок  Ган-Нер, Израиль.
                22.11.2004
               
               

 Температура кипения хлора


    Не знаю, как сейчас, но в моё время, мы проходили в институте курсы количественного и  качественного анализа. Первый мне давался необычайно сложно. То ли я был не достаточно аккуратен, то ли не хватало мануальных способностей, правда, последнее – вряд ли, т.к. в жизни, я много работал руками. До сих пор помню задание, по определению бария в растворе. Драил стаканчик под раствор, чуть ли не пол часа, стеклянной палочкой, с резиновым набалдашником. Сколько щавелевой кислоты извёл, а всё зря… Казалось бы, качественный анализ, похитрее будет, а давался значительно легче. Не забыл - шутку "Кто уронил ацетат? " (был такой реактив, микро кристало скопической реакциии, по определению катиона натрия в растворе). А потом, после бария, началось титрование – определение концентрации раствора посредством реакции нейтрализации, которое, как известно, не обходится без добавления индикаторов. Лакмус и метил оранж – пол беды, а вот фенол фталеин…
   Техноложка – организация серьёзная, поэтому, по началу в классе, на каждом длинном, на три человека столе, стояли "слоники" - цилиндры, похожие на мерные, у которых верхняя часть была вытянута в капельницу, напоминающую хоботок. В "слоников" наливался спиртовой раствор фенол фталеина – пургена без сахара. Точнее сказать пурген – средство от запоров, был фенол фталеин с сахаром. Вообще-то ребята у нас не пили, не та публика, но для куражу, или чтобы доказать что-то, стали, иногда брать, грамм по сто, и тащить в "Дубок" – пивной бар на Измайловском проспекте, ближе к Балтийскому вокзалу. Концентрация слабительного была ничтожна, да и выпивали мы мизер, так что проблем с "послевкусием", ни у кого не было. Разговоры в "Дубке" были всё те же: о смысле жизни, о выборе пути, о будущей карьере, короче, ни каких там "ты меня уважаешь?", ну может быть раз другой… А потом, как-то раз Колька Мельников, он же Батька Никсон скоммуниздил весь индикатор! Зачем он это сделал, чёрт его знает, да только после этого, слоников заменили на маленькие реторточки, а реактив стали выдавать под расписку… Главное, на пользу это ему не пошло, т.к., при выходе из института, уронил портфель, после чего последний пришлось выкинуть, т.к. запах распространял удивительный.
   Вообще-то Колька был тот ещё фрукт. Даже Ларисе Ивановне Поповой, нашей классной химичке, от него доставалось. Помню на уроке, посвящённом галогенной группе, она, докладывая материал, решила, на всякий случай, Николая уколоть, или разбудить? Не знаю – Никсон сидел сзади. -" Температура кипения хлора -35,9 °С, я права, Мельников? "- , -" -35,5°С "- без секундной задержки, парировал Николай. Кто из них был прав, не знаю, так как проверять никто не взялся, но эффект был упущен, победил явно Никсон... Как-то притащил в школу пузырёк. Хвастал, что сделал цианистый калий. Решился проверять Шура Воронков. Левой рукой, как учили, взял пузырёк, на отлёт, а правой ладонью-веером, сбивая концентрацию, подгонял пары к носу. Клялся, что чувствует запах горького миндаля… Больше никто нюхать не решился - химиком Коля был классным.
    Через пару лет, после окончания школы, одноклассница, Лена Фролова призналась мне, что какое-то время сильно страдала от Коли. Лена, в ту пору, была предметом воздыхания многих, но второго такого бандита, как Мельников, не встречала. Взаимности, скорее всего, он не добивался, слишком много было трёпа. Но нервов попортил, не мало. Взялся писать письма кровью, причём,  обнародовал информацию, что кровь была подопытного животного, принесённая его мамой, из НИИ. В ту пору, Лена ещё была особой невинно-романтической, посему очень сокрушалась,  и даже бегала поплакать к маме, видя, абсолютно безразличного себе юношу, чьё сердце "разбила". По моему, тоже слегка поиграла в героиню какого-то литературного произведения…
    Т.к. всё было провокацией, пример эпистолярного жанра, был доведён и до моих ушей. -"Я сижу у станции метро Петроградская. У моих ног играют дети… Как не хочется умирать в семнадцать лет…"- Даже мерзавцы в 281 школе, как говорят в Одессе "были что-то особенного…"

               
                Посёлок  Ган-Нер, Израиль               
                27.12.20045

   P.S. Написав эти строки, чтобы не выглядеть дураком, я решил проверить себя, а действительно ли температура кипения хлора близка к -35,9°С. Тогда мне было 16 лет, сегодня, почти, 51 год, прошло 35 лет. За это время столько всего пролетело в жизни: номеров, цифр, дат, всевозможных характеристик, событий, впечатлений, трагедий, смена страны проживания, а, следовательно, языка, культуры, обучение на всевозможных курсах и т.д. и т.д. Сашка Максимов (Муля), вообще, разбился в автокатастрофе, не дожив, по-моему, до тридцати. Я никогда не работал в химии, а про хлор, слышал только в связи с "подвигами" Тухачевского… Где та тоненькая нить, что связала эти цифры, со мной, навсегда. Что это такое – температура кипения хлора? Что в ней столь важного? Только вчера, по телевидению сообщили, что цунами смыло несколько тысяч человек, и я только удивился "ну да?! ", а сегодня, я открываю "Справочник физико-химических величин", и обнаружив, что температура кипения хлора -35,8°С тщетно пытаюсь успокоиться. Вроде бы, без всякой видимой причины, мне становится необычайно грустно…







               


 Агитбригада или поездка в "Зеркальное"


     Заслуженным учителем России, Елена Леонардовна, была не всегда, но заводной… Теперь таких уже не делают. Тип вышел из моды, ну может что-нибудь похожее, но я так думаю, всё-таки в разбавленном виде. Выражаясь языком химии, была, как олеум, т.е. > 100%.
   Только, только придя в школу, сбила вокруг себя команду старшеклассников, и тут же организовала агитбригаду. Организовать агитбригаду – пол беды, наверное это умеют делать пару сотен учителей в Питере, а вот съездить во Дворец Пионеров и Школьников (раньше было не мало организаций, которые занимались детьми и юношеством. Этого у коммунистов не отнять), представить нас, как команду, способную защищать честь района, на городском конкурсе агидбригад! Выбить под это деньги! И вывезти на каникулы банду – человек десять, в Лагерь Комсомольско Молодёжного Актива, это, я вам доложу фокус. Главное сагитировать кучу народа бросить каникулы, и поехать участвовать в каких-то конкурсах, писать сценарии, да ещё потом выступать, тут нужно, чтобы внутри всё время "клокотало". Можно имитировать усердие, исполнительность, но огонь…
    Лагерь располагался на берегу озеро Зеркальное. Некоторые даже утверждали, что это - северный Артек. Не знаю, я в Артеке никогда не был, но ребят, побывавших там, видел. Оно может быть и верно, корпуса там были покруче, да только разве дело в корпусах… Вон сегодня, каждая коробка конфет – произведение искусства, а внутри, 12-15 штучек, и все одинаковые. А раньше, откроешь "Руслан и Людмилу", и всего так и не попробуешь до конца… Наверное становлюсь стареньким -"Вот, раньше и вода была мокрее, и комары величиной с собаку…"- Хотя это я не про конфеты, но всё равно, обязуюсь исправиться!
    Место, действительно было волшебной красоты. Тот, 1971 год, был богат и вправду невиданными метелями. Это уже серьёзно. Снег заметал дороги так, что пару раз собирали добровольцев, и ночью расчищали подъезд к лагерю. Иначе, машинам с продовольствием было не добраться. Народец понаехал, "будь здоров Капусткин! ". Достаточно сказать, что если в нашей комнате, было две гитары, то в соседней, на 12 парней – шесть. Приехали 14 сборных районных агитбригад и две группы – специалисты по полит. диспутам. Правда ораторы приехали какие-то "недоделанные", из них никаких вожаков воспитать было не возможно, могли получиться разве что аккуратные сборщики взносов… Тема сборов была, мягко говоря, не того -"Юность обличает империализм"- Честно сказать, легче было бы обличать нас самих. Но мы были дети своей страны, да и проблем в любой точке, на земном шаре, хватает. Так что, не сравнивая Воркуту, с Веной, и, откопав в последней пару десятков скинхедов, тогда их называли  нео - нацистами, можно было с чистой совестью клеймить… Нашей учителке по немецкому, даже пришлось звонить в Немецкое землячество, т.к. "Хорст Весель" помнили только пару антифашистов, да и то не до конца, т.к. воевали по другую сторону "баррикад"… До сих пор помню "Юнген зольдатен, гейн дюрх марширен…"
    Кроме всего прочего в лагере, действительно, было не мало профессионалов знающих, что "праздно шатающийся солдат – почти преступник", и умеющих занять коллектив. Там я первый раз в жизни увидел постановку "Лонжемо". (Таганку увидел после).
    А эти бесконечные конкурсы. Конкурс "Зимний букет", на который было представлено более 150-и работ. Только представить себе, что можно собрать, из под снега, в лесу? Ну что? А "выверты" экибана, получились – просто чудеса.
    А конкурс "Зимняя скульптура". Мы только вернулись с завтрака, а у входа в корпус, уже сидел сфинкс, сделанный Данилой Караготским, сыном того самого… Вероятней всего, у него, за плечами, была Средняя Художественная школа, т.к. сфинкс, как будто "приехал", ну прямо из долины Гиза. Только выглядел поменьше… Нас окружали, не снеговики с морковкой, вместо носа, а настоящая русская княжна в собольей шапочке с муфтой и зверюшки из сказок Андерсена. Скажите, что мы, химики, могли противопоставить технике? Только разум. Решили вылепить руку с факелом, как на Мамаевом кургане. Об авторе идеи, скромно промолчу… Не так сложно по технике, но со смыслом. После основных работ, девчонки притащили ведро алой гуаши, и покрасили "пламя". Монумент был виден метров с трёхсот, причём огонь полыхал! Какие там сказки Андерсона и сфинксы? Их уже с 50 метров было неотличить от кучи снега… Мы уверенно взяли первое место!
    Сегодня, по прошествии тридцати лет, я иногда смотрю на конкурс ледовой скульптуры, и мне становится весело…   
    А конкурс "Ты ленинградец"! Когда Лёшу Баринова спросили про города побратимы, и он назвал, "на вскидку", все пять или шесть, не забыв рассказать, про промышленность Турина и про некоторые особенности  архитектуры Дрезденской галереи. "Экзаменаторы" крутили башками, как туристы в автобусе, пытаясь разглядеть колоннаду в направлении Лёхиного пальца. Кто такой был ВВ, скромный юноша, с хорошей физической подготовкой, и тройкой по химии? Лёха – председатель Менделеевского Химического Общества, и где? В химической 281 школе – орел! Когда шёл по коридору за спиной спорили "Кто круче, Лёха или Саша Вайнер? ",  как говаривали у нас -"Это вам не петушки сосать! "- В 281-ой надо было про ковалентные полярные понимать, а не людей, через причинное место, опрокидывать. Это сейчас -"Вова пописал здесь, да посидел там…"- С ума все посходили, право слово...
   А когда спросили про автора комплекса на Пескарёвке, а я уверенно назвал Вучетича. Перепутал с автором комплекса на, всё том же Мамаевом кургане. Девушка которую посадили проверять ответы, заметила, что это ошибка, а автор Исакова. Тогда я уверенный на все сто, что прав, потребовал, чтобы она пошла и проверила, прямо сейчас... Был бы не уверен, ни за что бы не сыграл, а так чистый Паниковский из 12 стульев, - "Вот вы сходите, и проверьте! Сходите и проверьте! "-, сравните с -"Поезжайте в Киев!"- Кончилось тем, что мы всё выиграли.
   А конкурс плаката. У соседей на двери висел самодельный, полутора метровый постер, на котором был изображён чёрт со здоровенным спирале образным хвостом, направленным на посетителя. Хвост протыкал журнал "Плэйбой", на том месте, где у красавицы должно было быть бикини. Неделю администрация боролась с желанием "снять, к … матери", но не  решилась, справедливо полагая, что мы заподозрим, кого-нибудь из них, в воровстве… Постер был у..у..у…
   А капустники по вечерам, когда за день надо было написать сценарий, провести пару репетиций, а вечером поразить всех! Начнёшь какую-нибудь тягомотину изображать, кто тебя слушать-то будет? Все разбегутся, чихнуть не успеешь… Тем более, тут тебе и танцульки, и красотки, "что не можно глаз отвесть…"
   Вообще заняли,  второе обще командное место – в Питере, не в мухосранске, понимать надо... А Лёха – Первое место по популярности! И это не среди татуированных бычков, с серьгой в носу, а среди ребят, которые сегодня проваливают очередной эксперимент, по укладыванию в спячку, огромного Ваньки - Встаньки, называемого Россией …

                Посёлок  Ган-Нер, Израиль.
                25.11.2004
   












Резолюция


    Политика – штука грязная, особенно в России. Не по части решений, совсем нет. Сама по себе, это игра, в которой честь и совесть – понятия очень относительные, по определению.
    Проблема в другом: в политику, во всяком случае, так было раньше, вовлекаются дети, чей неокрепший разум, да ещё при отсутствии полной информации, не даёт возможности выбрать осознанно. Отсутствие морали, или двойная мораль у граждан – губительна для страны.
    В 1969 году, в СССР повсеместно принимали резолюцию осуждающую Израиль. За два года до этого в 1967 году, арабские страны, взяли маленький Израиль в кольцо, сосредоточив на границах,  огромное количество военной техники и закрыли выход в Индийский океан. По требованию Египта, с Синайского полуострова, были выведены миротворцы из ООН. Объединённые силы арабских стран, превосходя Израиль в два с лишним раза по вооружению, и в восемь, по живой силе, готовились к победоносной войне. В приграничном районе, Египет полтора месяца вёл спорадический обстрел территории страны. Если у Египта война была средством, для достижения руководства в арабском мире, эдакая идея Пан-арабизма, то для Израиля вопрос стоял по другому: "Жизнь или смерть?".
    Чем кончилось, всем известно, да не о том речь. По моему, у кого-то в правительстве СССР, того времени, просто "замкнуло". Зачем надо было выделять часть населения собственной страны, и провоцировать его на выступление? Помню унизительные посиделки на центральном ТВ, когда, взятые "за горло", Райкин и Быстрицкая, должны были, прилюдно, клясться в любви к Родине. Своих граждан!, служивших  стране верой и правдой, "вывели" на сцену, как дрессированных собачек из театра Дурова, отделив от основной части населения, как бы подвергнув сомнению их верность. Всей жизни было не достаточно…
   Не миновала сия чаша и мою - 281-ю школу. Мы принимали резолюцию, в которой "гневно осуждали агрессора???" (после резолюции про меня, за спиной, иногда рассказывали анекдоты – правда, здорово?). И тут произошло просто чудо: трое десятиклассников отказались голосовать… Я сидел в задних рядах, поэтому не видел их лиц. По-моему, один был Яша Тув. Что тут началось, не опишешь в словах. Усердствовала парторг-историчка-истеричка,  которая, кстати,  предмет знала так себе… Их обвинили во всех мыслимых и мнимых грехах, потребовали, чтобы они вышли на сцену, и объяснили своё поведение, прямым текстом угрожая плохой характеристикой и невозможностью дальнейшей учёбы в институте. Потом у кого-то в голове родилась спасительная формулировка, что дескать ОНИ не поняли, за что поднимали руки… Второй раз голосование прошло "благополучно". Слава Б..гу, я об ту пору был сильно инфантилен по части политики. Да и по правде сказать, было страшновато, так что старался особенно не вникать (засранец!), и не думать… Коллективная ответственность, а точнее безответственность штука удобная, подходит на "любой размер". Знай, я про Израиль, десятую часть того, что знаю сегодня, я бы  почти наверняка, поломал себе жизнь. А, что ещё более вероятно, подбил бы пару, тройку ребят, и сломал бы жизнь директору школы (сидел всё время в президиуме, не поднимая головы), т.к. организованное выступление ему бы наверняка не простили…
    Главное дело, никто, до резолюции, никуда не собирался. Кто думал о Палестине, гуляя по Эрмитажу? Почти у каждого кто-то лежал на Пескарёвке… После – призадумались все… Резолюцию принимали против Израиля, а разрушили кусочек России… Те, кто уехал, - сегодня "капитаны" производства в США, Германии, Израиле, Канаде и т.д. 281-я давала толчок будь здоров. Только зачем была нужна эта резолюция?  Потом у премьера заболит нога, а оперировать будут в Швейцарии…
   И как же я, до сих пор, благодарен трём юношам, которые преподали мне тогда, тот - основной урок в жизни. Смельчак Райкин прогнулся, а наши… (Хотя я не знаю всего. Легко языком "делать ветер", когда ничего "не стоит на кону"…)
   Я был патриотом своей страны, а посему, "сидел" до 1990 года, пока одни Ленинградцы не обещали мне погромы, а другие, в это время промолчали… Как писал Евгений Клячкин:
                Я ушёл, не от тех, кто кричал,
                Я уехал, от тех, кто молчал…
                Когда – эти кричали… 
А в России, по сю пору, ищут виновников собственных промахов - "на Луне", так и не уразумев, "То что допустимо в большой политике, не приемлемо, для отдельных граждан".
      Похоже, моему Ленинграду, не хватает ТЕХ трёх…
               

                Посёлок  Ган-Нер, Израиль.
                25.11.2004