Деревце

Альжбэта Палачанка
Деревце

***
В пятнадцать часов напала на меня какая-то странная тревога, до конца рабочего дня оставалось ещё почти два часа, а мне невыносимо захотелось домой. Казалось, что там творится что-то неладное, и не просто какие-нибудь мелкие неприятности, а нечто смертельно опасное нависло, и неуклонно надвигается. Стала себя успокаивать: ну, что там может быть? Всё в порядке.
…Когда я вечером вернулась домой, обнаружила, что цитрусовое деревце в общем коридоре, которое вырастила моя соседка, упало на ящик для овощей. И было видно, что не само упало, а ему помогли: почва была рыхлой, как будто там кто-то копался, и часть почвы оказалась на полу.   
***
...Живу я со своим сыном Сашей в малосемейном доме, в котором всего один подъезд, и на каждом этаже по двенадцать квартир: шесть квартир справа от лестницы и шесть квартир слева.
Длинный узкий коридор, как в общежитии, один конец которого выходит на лестничную площадку, а второй – на пожарную лестницу, и в коридоре, справа и слева по три квартиры.
Шесть квартир, а я, практически, ни с кем из них не общаюсь.
Слева, возле пожарной лестницы, живёт Нина, душевнобольная. Она периодически проходит курс лечения в Новинках. Я с ней «пообщалась» как-то раз, непосредственно после заселения двадцать два года назад. Столкнулась я с Ниной перед входом в  общий коридор:
- Проходите, - сказала я. – Я закрою.
Она прошла, и вместо предполагаемого «спасибо» я услышала:
- Все вы тут…. Одна я, девочка честная. Мужики к вам толпами ходят… - и так далее. Я быстро сбежала домой и больше никогда не пыталась с ней заговорить.
Напротив её жила Люда, здоровая, дебелая, красивая женщина, очень хозяйственная и аккуратная, но, при этом, грубоватая и бестактная. Это она вырастила деревце. В ноябре прошлого года она умерла.
За деревцем стала смотреть Катя, которая жила слева коридора, по центру, со своим незарегистрированным мужем.
Катя умерла в феврале этого года.
Напротив Кати жила Галя. Она продала свою квартиру, и уехала в Индию на заработки. Справа, от входной двери, живу я со своим сыном Сашей, а слева Машка, с мужем и дочкой Светкой.
***
Спустя неделю после Катиной смерти я подумала, интересно, а кто цветы поливает? Подошла и посмотрела: земля в горшках засохла и потрескалась. Тогда я стала их поливать. Через несколько дней цветы в горшках кто-то забрал, и осталось одно цитрусовое деревце. Его не стали забирать, наверное, из-за тяжёлого горшка. И оно осталось на моём попечении. Я его немного боялась. Мне казалось, что его тень несколько гуще, чем у обычного дерева, и вокруг, как будто, был ещё ореол густой тени. И как будто души умерших женщин поселились в его ветвях, и я не знаю, нравится им это, или нет.   
***
Как-то перед моим выходом на работу Сашка говорит:
- Там, в коридоре, крыса.
- Дохлая? – спросила я.
- Отстань. – сказал он.
Выхожу в коридор. Никакой крысы не вижу, а вижу кучу мусора, как будто кто-то нёс мусорное ведро, зацепился за Машкин ящик для овощей и просыпал часть. И я подумала, что крыса – это какая-нибудь алкоголичка-бомжиха, которая пришла немного отдохнуть в наш коридор и оставила после себя мусор. Я, очень злая, убрала всё, и поехала на работу. Когда я вечером вернулась с работы, опять обнаружила в коридоре рассыпанный мусор. И подумала, что это Нина бесится. Опять убрала: что мне оставалось делать, не идти же скандалить к больному человеку.
***
…А теперь деревце. И кому оно помешало? Я подняла его, кое-как закрепила, полила водой, и повернула горшок, чтобы оно опиралось на стекло, и не падало. Когда я была уже в своей квартире, я услышала грохот, как будто пластиковая бутылка упала, и покатилась по полу. Выглянула в коридор: никого, бутылка стоит на месте, где я её поставила, и деревце на месте. Потом снова слышала грохот, выглядывала, и опять ничего не видела.
***
Утром выхожу, деревце опять лежит, а бутылка валяется за ящиком для овощей. Видно, что в горшке кто-то копался. «Ну, Нина,» - подумала я. «Надо спасать от неё дерево, а то доломает…» И я пошла по другим этажам, и нашла, и уговорила нашу бывшую уборщицу Свету забрать деревце к себе.
***
На следующий день был выходной, и я собралась на Комаровский рынок. Выхожу из квартиры. На Машкином ящике для овощей лежит какой-то серый треугольно-угловатый предмет. Я не обратила бы на него особого внимания, если бы он вдруг не соскользнул бесшумно за ящик. Тогда я заглянула туда: там ничего не было. «Уж, не завелась ли у нас какая-нибудь барабашка?» - подумала при  этом.
Когда я вернулась с Комаровки, и открыла дверь в общий коридор, от моей двери метнулась маленькая чёрная тень и скрылась под Машкиным ящиком. Тогда я положила возле ящика несколько маленьких кусочков хлеба, и поставила воду в баночке. Когда я выглянула через некоторое время, хлеба уже не было.
***
...Теперь деревца у меня нет, зато есть некто под Машкиным ящиком для овощей...