8. В. Агошков. Орловщина - союз племён и народов-3

Василий Иванович Агошков
8.В.Агошков. Орловщина - союз племён и народов

часть-3.


АНТЫ – ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ. Вместо городов у них – болота и леса, пишет о славянах и антах Иордан. Прокопий Кесарийский говорит, что «эти племена, славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим».

Правда, «все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступать другому». Антам присуще исключительное гостеприимство, но «ничем лишним открыто не владеют», дабы не вызывать у других зависть и агрессивность.

У антов были рабы – пленники, которые по определённому времени за выкуп возвращались домой или оставались на положении свободных и друзей. Анты не верят в судьбу, в трудную минуту обращаются к Богу. Владыкой над всеми анты считают творца молний, в котором можно увидеть древнерусского бога Перуна. Ему они приносят в жертву быков.

Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества... Славяне и анты выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Они предпочитали сражаться в лесах и болотах, среди теснин. Славяне очень высокого роста и обладают огромной силой. Образ жизни у них грубый, без всяких удобств… но они не плохие и совсем не злобные, писал Прокопий Кесарийский.

После 602г имя антов в источниках не встречается. Шестой – седьмой века, времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро расселялись по обширным просторам Восточной Европы, поглощая славянским неславянские языки не только в лесной, но и в лесостепной полосе. Летописи отмечали, что «а словенский язык и рускый одно есть». Сохраняет культура славян своё единство и в средние века.

В последний раз упоминаются под 944г поляне, под 992г – хорваты, под 984г – радимичи. Только упорно боровшиеся с Киевом и защищённые непроходимыми лесами вятичи сохранили свое старое имя, да и то вскоре за ними закрепилось название рязанцы. Последний раз слово вятичи упоминается в 1197 году.
 
 
ОРЛОВЩИНА – СОЮЗ «ПЛЕМЁН И НАРОДОВ».
Орловский край принадлежит к числу территорий, где сошлись несколько племён; с юга – северяне, с запада – радимичи и кривичи, севернее – вятичи. О соседстве трёх племён говорят и названия населённых пунктов, В Кромском районе есть с.Кривчиково, в Дмитровском – Кричино, в Троснянском – Редогощь (Радогощь), что говорит о том, что основали их кривичи и радимичи. В формировании кривичей, пишут учёные, приняли участие и пришлые славяне, и местные балты.

В Литве есть предания о Великой Криви, о верховном жреце Кривее-Кривейто. Не исключено, что славяне воспринимали Криви, как несущего «кривду»!

На юго-востоке Кромского района есть село Вендерово, которое, на наш взгляд, образовано вятичами-вентичами. Обратим внимание на то, что начальное ВЕН- не перешло в «У» или «Я», поскольку есть на Орловщине и населённые пункты Удерево!

Радимичи в основном селились на востоке Беларуси и Украины, но отдельные поселения обнаружены и у с.Обоянь Курской области. Весьма типичными для вятичей являются семилопастные височные кольца, которые напоминают радимические семилучевые височные кольца, отличаясь от них лишь тем, что лучи радимических височных колец книзу суживаются, а вятических, наоборот, расширяются.

Видимо, не случайно летопись приводит предание о двух братьях – Радиме и Вятко. Наши предки делятся на два типа. К первому относились люди «с длинной головой, с узким лицом средней высоты», к другому «с длинной головой, низким лицом, широким носом».
 

КУЛЬТУРА. Некогда в Поочье (на р.Оке) и сопредельных областях древние индоевропейские языки фатьяновцев и близких им племён были поглощены финно-угорскими, а затем финно-угорская речь сменилась балтской. В VII-IX вв. балтийские языки юхновцев и других уступили место языку восточных славян.

Культура вятичей наслоилась на восточно-балтскую мощинскую культуру, кривичей – на культуру штрихованной керамики, древнелитовскую, северян – на юхновскую, восточнобалтскую. Вклад балтов в язык и культуру восточных славян очень велик.

В.В. Мавродин пишет, что вятичи мирно расселялись среди финно-угорцев.
В то же время есть мнения учёных, которые говорят и о локальных стычках славян с аборигенами. Тем не менее среди северян и вятичей распространяются мордовские вещи (ножные браслеты, застежки, проволочные перстни, подвески и др.).

Видимо, от мордовского племенного названия эрзя произошло название Ердзянь, русская Рязань. Наверное, можно поддержать подобную точку зрения. Так, северо-восточнее Рязани и южнее Нижнего Новгорода находится старый г.Эрзямас – ныне Арзамас. Эрзянь-Рэзянь-Рязань.

Среди данников Руси – и загадочная норома (нерома, нарова), и либь (ливь, ливы) – племя, жившее у берегов Балтийского моря.

Некоторые утверждают, что ливы дали название орловским Ливнам!
М.Н. Покровский переоценивал роль финно-угорского населения в формировании великорусской нации. Он писал, что «в жилах великороссов течёт 80% их крови».

Д.К. Зеленин, наоборот, утверждал, что славяне почти полностью оттеснили коренное финно-угорское население. В составе славянства немалая часть населения принадлежала когда-то финно-угорским, балтийским, фракийским и иным племенам, однако никто из славян не причислит себя к какой-либо другой этнической группе...

Для всех должно быть очевидным, что со сменой языка происходит и смена этнической принадлежности населения, писал Ф.П. Филин.

см. далее.

(С) В.И. Агошков.