Ящерицы. Золотое кольцо от 19. 06. 2011

Владимир Макаров 3
 Случилось так, что в детстве в возрасте семи - десяти лет, живя каждое лето в деревне и видя практически каждый день множество всякой живности, мы все же довольно редко встречали ящериц. Может быть, в череде дней, связанных с почти постоянным нахождением на реке, где мы просто обожали купаться, или с небольшими походами по окрестностям и лесам, а также среди ежедневных игр (казаки-разбойники, вышибаловка, лапта, прятки, футбол и многое - многое другое) нам было трудно просто остановиться на полянке и понаблюдать за тем, кто таится у нагретого летним солнцем камня. Разумеется, ребята постарше нас во время вечернего сидения в деревне у кого-нибудь на лавочке, где мы любили рассказывать (как все дети) различные таинственные и загадочные истории, говорили нам о древних животных, живших когда-то на нашей Земле. При этом, конечно, многое придумывалось и добавлялось от себя: так говорилось, что якобы где-то в Якутии люди столкнулись чуть ли не с живым мамонтом, в пещерах Кавказа встречались с необычными животными, которые живут при полном отсутствии света, а в песках Средней Азии обнаружили гигантские ящерицы – сколько в этих рассказах было намешано фантастики, фактов и откровенного вымысла, при чем вымысла самодельного, но достаточно толково изложенного – понять невозможно! Отмечу только, что такие рассказы для меня являлись замечательным поводом для познания окружающего мира и я, приехав осенью в город, сразу бежал в школьную библиотеку, где просил дать мне книги о путешествиях, приключениях и животных.  Однако мне в этом отказывали, говоря, что я еще маленький, в крайнем случаи выдавали книги с довольно примитивным содержанием.  Тогда я просил отца взять интересующие меня книги в библиотеке, где он был записан, что отец и делал к моей радости.
Раз  кто-то из ребят, вероятно вычитав где-то историю о варанах с острова Комодо, решил сымпровизировать и рассказал, что наши местные ящерицы, если их поместить в жаркий климат, тоже могут достичь значительных размеров и представлять опасность для человека. Рассказывалось также, что местные ящерицы имеют уникальную способность в случае поимки за хвост оставлять его в руках человека и тем спасаться от опасности, а самое интересное, что вместо утраченного у ящерицы вырастает новый хвост. Разумеется, после такого рассказа многим из нас захотелось поймать ящерицу и проверить это свойство на практике.
Случилось так, что на следующий день мы пошли на берег Волги, где сидя на камнях и увидали греющихся буквально рядом ящериц. Памятуя, что ящерицы (судя по вчерашнему рассказу)  могут вырасти до значительных размеров, мы с подозрением и даже с опаской наблюдали за ними, но в это время подошел кто-то из более взрослых ребят и в качестве иллюстрации вчера сказанному поймал нам одну из ящериц, хвост она при этом действительно оставила ему!  Скажу честно, мне было жаль эту ящерку!
 Но вот прошли годы и в череде событий и дел, как-то забылась и эта история и многое-многое другое из детства, причем интересное и заслуживающее внимания. Однажды моя теща решила погулять с моей пятилетней дочерью, причем пошли они совсем недалеко от деревни, к речке, туда, где валялось старое сухое толстое дерево, на котором так хорошо было посидеть и отдохнуть. Кроме того, там под соснами, на земле валялось множество шишек, которые дочке так нравилось собирать в небольшое ведерочко и затем играть ими дома. Там совершенно случайно теща и увидела греющихся на солнце ящериц и, конечно, показала их моей дочери, у которой возникло желание их поймать, что и было сделано при помощи бабушки. При этом шишки были выброшены из ведерочка, а туда поместили пойманных ящериц, а чтобы они не убежали, ведерочко сверху завязали бабушкиным платком. Эта зоологические диковинки были принесены домой и помещены в трехлитровую банку, откуда спустя пару дней были, наконец, выпущены у ствола растущей на огороде лиственницы.
Прошло более десятка лет, я спилил ставшую ненужной лиственницу (об этом надо написать отдельный рассказ), а потом, спустя несколько лет, около пня моя уже взрослая дочь решила сделать альпийскую горку из различных интересных камней, набранных ей специально на берегу Волги.
 И вот, любуясь камнями или просто проходя мимо, мы стали наблюдать нескольких ящериц, греющихся здесь на солнце. Конечно, мы предположили, что это потомки тех уже давно принесенных сюда ящериц.  Постепенно ящерицы размножились, и мы стали их видеть в различных частях огорода, особенно им нравится летним днем сидеть в парнике на нагретых солнцем досках - там порой их собирается около десятка.