ЛЮБОВЬ, АЛЬТРУИЗМ, «ДЕЛО ВСЕХ».
Сегодня уже более чем очевидна необходимость нового мировоззрения (учения или курса, направления в жизни «Я» и общества, не в названии суть). Во всяком случае, для россиян – граждан России.
Мировоззрение – это понятие духовное. Что мы имеем сегодня? (взгляд сторонника проекта мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ»). Имеем три вида духовности: светлую духовность альтруистов – романтиков, серую духовность эгоистов – прагматиков, тёмную духовность паразитов. Обо всём этом сказано море слов, в нём тонет разум человека, особенно молодого. Ну, просто «горе от ума». Эту искусственно созданную ситуацию используют, для них успешно, паразиты и «эгопаразиты», а альтруисты и «эгоальтруисты» это, растерявшись перед их цинизмом, в ущерб себе, терпят. Маятник на стороне третьей духовности. Так получилось. Теперь речь не о том, кто виноват, а о том, что делать. БЕЗ ВОПРОСА.
Так хочется услышать пророческое слово, совет инопланетянина - человека с планеты «ЛОРД» - планеты, где живут люди разумной духовности – духовности, изобретённой их честными, добрыми мудрецами, и принятой подавляющим большинством жителей планеты.
Представим его мнение таким:
Земляне – россияне, вы перегружены знаниями жизни, остановитесь, осмотритесь, разгрузитесь – уберите ненужные знания из вашего рюкзака, с оставленными вами знаниями и ценностями стройте свою новую жизнь, думая о себе и о ваших детях, внуках.
Необходимо новое социальное мировоззрение. С чего начать строить это мировоззрение? С ЛЮБВИ. Ваши религиозные и не религиозные философы, поэты, писатели, художники, музыканты за века создали величественный образ её. Этот образ увлекал человека становиться ЧЕЛОВЕКОМ. Вы шли вперёд и выше, шли не всегда по восходящей прямой линии, но, точно, по спирали вверх.
Вы воспевали КРАСОТУ ЛЮБВИ И ЧЕЛОВЕКА, верили в то, что она спасёт мир. Вы были романтиками.
Хороший заголовок у этой статьи. Любовь и Красота – Альтруизм и Совесть - угловые камни фундамента здания «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ». Это здание строилось, перестраивалось, ремонтировалось постоянно. Видимо так будет всегда.
Сегодня вы рушите фундамент, воспеваете, с подачи паразитов (по мировоззрению), животные инстинкты, «секс» - назад, в животный мир сползаете. «Вся жизнь театр, а люди в ней артисты», вдумайтесь в эти мудрейшие слова и играйте положительную роль ЧЕЛОВЕКА. Лучшего пути нет. Как сыграете, так и будет. Паразиты не романтики, они не играют, они живут своей примитивной жизнью – «поиграл в любовь» - «занялся любовью» - «сексом», для продолжения вида, напился крови, спрятался или удрал, но вам, зачем такая жизнь? Она же примитивная. Оставим на время инопланетянина, задумаемся. О любви. Она есть в основе мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ».
Обращаюсь к молодёжи. Понимание ЛЮБВИ было во все времена разным, оно зависело от духовного развития человека, от «общественно – политической обстановки». Приведу выдержки из книги «Философия любви» (Ред. Д. П. Горский, составитель А. А. Ивин, изд. 1990г.) в расчёте на то, что молодые люди прочтут, им же некогда читать такие книги. Выписки черновые. Авторов не указываю, себе не присваиваю чужих мыслей.
= Только в любви и через любовь человек становится человеком. Души через любовь пробуждаются. (И возвышается линия духовной жизни альтруиста – поднимается над плоскостью эгоизма).
= Древние вопросы: когда возникла любовь? Вынес ли человек её из животного царства или она возникла много позже? (вспомнился простой ответ: «секс» от природы, любовь от культуры).
= От мифа к мифу растёт значение любви. (Мифы – явление загадочное, как и любовь). Многие поэты древней Греции писали о любви как о главной радости в жизни. (Есть мнение, что любовь создали именно они).
= Деление любви на плотскую и духовную было уже в пятом веке до новой эры. Любовь и красота были тогда неотделимы. (Мнение: одухотворено – значит поэтизировано – очеловечено, духовность - человечность).
= Входя в жизнь человечества, любовь меняет весь строй его ценностей.
= Часто именно любовь делает человека личностью.
Гегель: «Настоящая любовь – это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом человеке. Настоящая любовь самоотверженна. Она включает в себя и элемент жалости, и сострадание к предмету любви».
Древние греки о нравственном содержании любви: тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь, никакая родня, никакие почести, никакие богатства, да и вообще ничто на свете, не научит лучше, чем любовь.
= Каков главный вклад христианства в человеческую культуру? Христианский Идеал всеобъемлющей любви как основы человеческого бытия. (Я не агрессивный атеист, и это мне в христианстве нравится).
= Любовь людей друг к другу способна вывести из рабского, униженного состояния, в которое ввели их ненависть и вражда.
= Истинная любовь сопровождается радостью, духовным наслаждением…, не на разумно – рассудочном уровне, а на каких – то иных, более высоких духовных уровнях.
= Человеколюбие – «милосердие, или человечность», гуманность, сострадание, сопереживание, любовь к людям – вот область чувств и нравственных принципов, открытая христианством и поставленная им в основу построения новой культуры. (Не зазорно перенять это новому мировоззрению, рождающемуся сегодня).
= В истории культуры настал момент, когда человек осознал себя настолько высоко, что смог осмыслить любовь в качестве двигателя человеческих отношений, и он начал внедрять эту идею в практику социальной жизни. Тогда это было возможным только религиозно. (А теперь?)
= Разум связан с умом, любовь связана с сердцем – с чувствами, с человеческим духом.
Под сердцем понимался некий духовно – душевный центр человека.
= В акте любви наш ум преобразуется, он становится мудрым, благим, человеколюбивым, долготерпеливым. А отлучившийся от Бога ум (Бог есть любовь) становится либо погрузившимся в сластолюбие, либо побуждающим к нападению на людей ради удовольствий. (Грубоватая, но в основе своей верная мысль).
= Много видов любви называли и называют люди.
= Любовь – пьянящее устремление духа к лучшему, которым исключается чувство внешних связей.
= Душа человека подобна светильнику: маслом в нём являются добрые дела, а фитиль – любовь.
= В 12 веке у византийских писателей на первом месте любование красотой юности, описание и выражение лирических переживаний героев, любовного влечения и любовной игры. Византийцы на первый план выдвигали любовь духовную во всех её аспектах. (Кто бы сказал, как сегодня?)
В эпоху возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого интереса ко всему земному и человеческому, освобождающемуся от контроля церкви. (Сегодня в России, якобы, в ходу новый девиз - «У нас нет любви - у нас секс», вместо устаревшего девиза - «У нас нет секса – у нас любовь»).
= Будущее любви – в её соединении с разумом, в распространении среди людей разумной любви.
(Разумной духовности в мировоззрении «ДЕЛОВСЕХ»).
Паскаль: «К тихой жизни привыкнуть не возможно, и в своём бегстве от пустоты абсурда и от скуки человек ищет прибежище в страстях, а главнейшие из них – честолюбие и любовь между мужчиной и женщиной. Именно такая любовь развивает человеческую чуткость и делает сердце способным на более высокие порывы, выходящие уже за пределы отношений между полами».
= Подлинная любовь означает стремление к совершенству, и она заложена в самых сокровенных глубинах нашего «Я», развиваясь тем сильнее, чем более совершенен объект нашей любви или хотя бы кажется нам таким.
(Надо нам менять мировоззрение и при этом опираться на любовь).
= Для возрастания и распространения любви необходимы знания и действия в их единстве – познание общих идеалов человеческого рода и деятельности ради укрепления дружбы и гармонии между людьми. Мешает этому сила самосохранения и любовь к самим себе.
= Последнее десятилетие перед французской революцией любовь в придворных кругах превращалась в изощрённое искусство флирта, бездушное, бессердечное, холодное. Любовь и верность в любви сделались чем – то старомодным. (Ба, не то же ныне?)
= Любовь века Рококо – это уже не любовь, уже нет различия между животным инстинктом совокупления и человеческими чувствами. Граница между добродетелью и пороком вообще стёрлась у де Сада. Назревала революция.
= Были попытки облагородить страсти человека буржуазного общества чувством альтруистической «симпатии», наравне с эгоизмом. На этой основе утверждали «счастье человечества, общий порядок, семейную гармонию, взаимную поддержку друзей».
Э. Шефтсберн пошел дальше: он вновь использовал Платоновские мотивы единства любви, красоты, добра и истины и снова придал любви вселенскую окраску.
Потом наступила полоса романтизма. Любовь как могучая творческая сила сначала была приращена к мистическим идеям, а затем стала сама превращаться в новую мистику. Вернулось разделение любви на чувственную и на «платоническую», духовную, интеллектуальную. Затем пришла «благородная» любовь в среде дворянства и «низменная» в подлом сословии.
= Что же такое любовь? Это значит вчувствоваться в существование, в движение сердца другого существа и без всякого принуждения (свободно), но одновременно с наслаждением, в состоянии радостной интимности переживать себя в другой жизни. (Сколько хороших слов было сказано, и будет сказано на эту тему!).
= Любовь преодолевает раскол между сообществами людей. Как чувственно – сверхчувственная сила она выполняет незаменимую роль в объединении человечества средствами искусства, воспитывает и возвышает людей. (Не потому ли её до уровня плинтуса сегодня довели?)
= В прекрасной душе чувственность и разум, долг и влечение находятся в гармонии и грации.
= Апогей гуманистического толкования любви её роли в жизни человечества по Гёте –
Любовь формирует личность, окрыляет её и вселяет в неё мужество, делая её способной идти наперекор всему, даже собственной жизни, бросая вызов ханжеству и предрассудкам, губит в своей роковой судьбе, но и спасает и очищает. «Вечно - мужественное» и «Вечно – женственное» стремятся друг к другу навстречу. У Гёте все в романтическом единстве.
= Абстрактно всеобщее недостаточно и надо найти такое всеобщее, которое объединило бы всех конкретно - единичных индивидов, а обрести такое всеобщее может только любовь.
= Потеря своего сознания в другом, видимость бескорыстия и отсутствие эгоизма, самозабвение, когда любящий человек живёт не для себя и заботится не о себе, находит корни своего существования в другом, и всё же в этом другом наслаждается самим собою, - это и составляет бесконечность любви. (Мне кажется, что альтруизм сильно похож на любовь).
У Л. Фейербаха «Любовь находится вне сферы веры, а вера – вне сферы любви», у него сама любовь человека к человеку – религия.
= Началось удаление любви в разных формах, корни этого в самой жизни, последние полтора столетия отличаются господством пессимизма, развенчивающего человека и отбрасывающего его вспять к животному состоянию. Наступила пора без духовности, место любви начал занимать «секс» (начало 20века).
= Человек в состоянии преодолеть и слепоту биологических устремлений, и эгоизм расчётливой меркантильности, при условии, что он преобразует половое чувство в сострадание, а его – в чувство всечеловеческого альтруизма.
У Шелера (1923г.) взгляд на любовь как на социальное чувство симпатии: желание помочь другому и облегчить ему жизнь, при этом оно соединено с сохранением «собственной самости». Три основных ступени развития любви: любовь к добру, любовь к высшим обретениям культуры, любовь к чему – то священному (и тут просматривается альтруизм).
Э. Фромм бросил в лицо всей современной цивилизации справедливое обвинение в девальвации любви капитализмом, заявил, что полное господство товарных отношений и рыночной экономики неуклонно стимулируют узко эгоистичные чувствования, что буржуазное царство случайности подстерегает индивидов своими опасностями на каждом шагу. Он убеждал в том, что любовь должна вновь утвердить себя как творческая сила, обогащающая и поддерживающая человечество, и в основу её должны лечь общечеловеческое чувство любви. Он, заметим, апеллировал к гуманизму К. Маркса, к его разоблачениям тлетворных последствий отчуждения, и к его мыслям о будущем обществе, где труд сможет в полной мере стать «самоутверждением индивида». Считал, что в таком обществе любовь сможет беспрепятственно раскрыть свою потенцию и выполнить функцию могущественного самоосуществления человеческой личности. Он почувствовал, что человечество устало жить в атмосфере без духовности, видел, что она губит целительные, оживляющие силы любви.
= Свести любовь только к сексу невозможно, тем более, когда она просветлена разумом, но им не иссушена и не превращена в бессердечную рефлексию. Всюду нужна мера.
= Красота, которая, по мнению Достоевского, должна спасти мир, спасёт его не сама по себе, а посредством сердца и любви. Сначала сердце должно обрести способность к выделению красоты, а уже потом красота зажжет в сердце спасающую любовь.
Основной, ведущей идеей его была вера в любовь и бесконечную силу живой человеческой души, которая способна возвысится и торжествовать как над всяким внешним насилием, так и над любым внутренним падением.
Юркевич: только лишь любовь способна внести в мир и единство в сердце, и во взаимные отношения людей.
= Этический принцип: жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех.
= Любовь, прообраз какого – то нового типа связей существ этого мира, существует в человечестве зачаточно, как и в мире животных – разумное начало. Осуществление смысла любви должно быть поставлено человечеству как сознательная задача, как его главное ДЕЛО: реально, а не только во временном и исчезающем чувстве. В. Соловьёв.
= Сущность любви: сложность и важность любви в том, что в ней соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общественное, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое; нет такого развитого общества и нет такого человека, кто не был бы знаком с любовью хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. (Снова альтруизм вспоминается).
Л. Н. Толстой: «То, что ты не любишь, не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе есть нечто, мешающее любить. Твоя душа полна любви, но она не может открыться, ибо твои грехи мешают ей, освободи душу от того, что её очерняет».
= Не перечислить мудрых мыслей о любви!
= Любовь и альтруизм в своей основе сестра и брат. (У альтруистов – альпинистов).
Счастье в любви самое альтруистическое счастье, потому, что только в любви, получая счастье, ты даёшь его другому человеку.
= Гармония «Я» и «МЫ», которая бывает в настоящей любви, стремление к «слиянию душ» - одна из самых глубоких загадок любви.
(Я вижу купол духовной жизни альтруистов и в нём слияние линий жизни в шпиль, устремлённый к свету разумной духовности!)
= В обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, переживать их. И только в апогее сильной любви есть странный психологический мираж, когда разные «Я» как бы исчезают, сливаясь друг с другом, делаются психологически единым.
( Так, духовно, люди объединяются не только будучи влюблёнными, но и в трудном совместном походе, в общем трудном деле).
Ощущения, которые даёт им любовь (духовное единение) невероятны. Обычная забота о себе как бы вдруг меняет место жительства и переходит в другого человека. Его интересы, его заботы делаются вдруг твоими. Переносясь на другого человека, эта забота о себе как бы проходит сквозь усилитель и делается куда сильнее, чем обычно.
(Возникла мысль: тут много от альтруизма, возможно альтруизм – это неосуществлённая мечта - любовь).
= В любви чужое «Я» как бы входит в ощущение человека, и чужая боль делается такой же большой, как своя, а чужие радости – такими же радостями. Вырастает как бы «эгоистический альтруизм» - совершенно особое чувство, в нём соединяются лучшие стороны эгоизма и альтруизма - сила заботы о себе и сила заботы о других. А их худшие стороны – принижение других и принижение себя – ослабляют, растворяют друг друга в этом сплаве. Можно сказать так: любовь - это чувство, основанное на «эго альтруизме», это дорожение другим человеком, как собой.
(Мысль: любовь – это альтруизм в высшей его форме).
(Не случайны любовь и альтруизм лежат в основе мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ»).
(Обычно мнение: эгоизм и альтруизм – два нравственно – психологических двигателя человека, но возможно, что в эго альтруизме выражается тяга к равновесию между моим «Я» и другим «Я»).
= Отношение к другому человеку, как к себе – это один из главных идеалов человечества, и это не случайно. Почвой первобытного гуманизма было равенство и единство людей общины. Такой дух помог нашим предкам выстоять в борьбе со стихией, а главное, стать людьми.
(Ныне новые опасности: кризисы, управляемые хаосы, крайне важно оставаться людьми, и духовное единение на новом уровне – необходимость).
= Термины «эгоизм» и «альтруизм» недавние – их ввёл в 19в. философ Огюст Конт – основатель социологии. Они прижились.
(И термин «эго альтруизм» может прижиться, прижился ведь термин – «альтруизм альпинистов», альпинисты идут в горы не для потребления материальных благ, не ради выживания, не для «бизнеса» - получения прибыли и не эгоизм движет ими).
(Рая любви и альтруизма видимо не будет никогда, но стремиться к этому надо, человечно, жизненно необходимо: духовное единение людей поднимет их на новую ступень развития).
Наша психология сегодня враждебна любви и альтруизму, потому что идёт она от «Я», а не от «МЫ», тяготеет к разладу, а не к ЛАДУ между людьми.
= Многое привязывает нас к жизни, но вдохновение жить даёт нам только любовь. Но не было, и пока нет, такого общества, в котором существовал бы культ человеческой любви, и воспитывалась бы высокая культура любви. (Почему? Читатели, разгадайте сами эту загадку).
(Надо мечтать о любви, альтруизме, справедливости в нормировании, оценке, оплате труда всех россиян, о духовном единении людей; о «светлой религии мира»!).
= Не так давно философ Фромм указывал на большое число людей на Западе, функционеров с «рыночным характером» и «манипулятивным инстинктом», бездушная рассудочность которых неминуемо приводит их к эмоциональной ущербности и нравственной деградации, подчёркивал, что любовь для них ничто. (Сегодня этого «добра» уже много и в России).
= Любовь – часть фундамента человеческого мира, наряду с милосердием, совестью, верой, надеждой. (Добавим: состраданием, сопереживанием).
= Любви не надо поклоняться. Любовь – деятельность. Это интерес, забота, познание, душевный отклик, изъявление чувства, наслаждение. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс, процесс самообновления и самообогащения. (Добавим: и альтруизм тоже любовь – деятельность - процесс).
= Тот, кто любит по – настоящему одного человека, тот любит весь мир. Сила любви превосходит силу ума, ибо её природа глубже природы ума.
= Сила любви утверждает на земле правду, добро и красоту. Любовь - нравственно – эстетическое чувство, направленное на идеализацию, поэтизацию и романтизацию любимого, оно связано с глубочайшим уважением и преклонением перед ним.
= Любовь – связь между людьми. Она – глубинный зов природы, зов к гармонии, единству, целостности, согласию. (Так в мировоззрении «ДЕЛО ВСЕХ» понимается духовное единение).
= Любовь – гениальное дитя природы. А гений и злодейство – две вещи не совместимые.
= Любовь не сводится к инстинкту размножения ( к сексу, как ныне «со всех утюгов» говорят СМИ), а возвышается над ним, как храм возвышается над фундаментом. (Этот Величественный Храм Любви в сознании людей поэты, художники, писатели, философы мира создавали веками, но сегодня люди, за «тридцать серебряников», его разрушают: уже приучили молодёжь не любить, а «заниматься любовью»).
= Любовь человеческую нужно воспитывать, творить, она не передаётся по наследству.
(Как это будут делать нынешние альтруисты, в общем, ясно, как эгоисты, паразиты - нет).
Видов любви несколько.
О любви к родине несколько слов.
Ж. Ренау: «Что соединяет людей в одну нацию? Общая слава в прошлом, общая воля в настоящем; воспоминание о великих делах и готовность к ним; слава и раскаяния, впереди: общая программа действий».
Утратить свою историю для нации всё равно, что для человека потерять память.
= Единение – космическое чувство, оно присуще не только человеку и всему живому, но и не живому.
О справедливости.
Ф. Энгельс: «Справедливость до сих пор была ничем, но она должна стать всем, законом бытия и сознания человечества». (РППП/Н – партия справедливости в труде).
Заключение: мне было жаль расставаться с книгой, я выписал выдержки из неё, моего здесь нет ничего, разве что то, что в скобках. Тем, кто всерьёз займутся созданием проекта нового мировоззрения, или доработкой предлагаемого, эти выписки могут быть полезными. В. Лоб.