О садоводстве и дачной жизни

Путешественник-Публицист
Статьи написаны в период моего сотрудничества с питерской газетой "Садовод". В то время я много времени проводил на даче в Вырице (Ленинградской области) и тема была мне близка.
А главным редактором "Садовода" тогда был Дмитрий (фамилию, к сожалению, не помню), с котором мы хорошо и продуктивно общались. Гонорары, правда, смешные. Но мне был интересен процесс работы, а не результат.

Содержание:

1. Как я спроектировал и сложил печь
2. Самоотопитель
3. Дела клубничные
4. Дачное воровство. Взгляд рядового садовода


КАК Я СПРОЕКТИРОВАЛ И СЛОЖИЛ ПЕЧЬ

Напечатано в газете "Садовод", СПб, 1997
-------

Печной кладкой мне пришлось заняться не из любви к этому древнему ремеслу, а из соображений экономии - деньжата, которые пришлось бы заплатить шабашникам, на дороге не валяются.

Сначала я углубился в теорию.  Пролистав в библиотеке два десятка книг и брошюр, среди которых были, в основном, пособия для начинающих, я столкнулся с неожиданной проблемой: предлагаемые модели печей показались мне слишком громозкими. Их авторы словно пытались перещеголять друг друга в изобретательности. А я искал конструкцию попроще - такую же простую как, например, детекторный приемник в радиотехнике. И вскоре я понял, что должен сконструировать "детекторный приемник" сам.

Мне хотелось совместить в будущей печи две полезные функции: отопительную и варочную. В плите можно иметь всего одну комфорку - чисто для подстраховки, если вдруг закончится газ или вырубится электричество.
Поэтому я взял на основу вариант печи "шведка".

Впоследствии я убедился, что сделал хороший выбор. Печь этой конструкции очень быстро обогревает холодное помещение. В то же время, можно положить на плиту несколько кирпичей, что бы теплоотдача уменьшилась: все тепло запасается в кирпичах. Кроме того, пространство над очагом можно использовать в виде сушилки.

Просидев весь день в библиотеке, я нашел приемлемый вариант "шведки", который, однако, не устраивал меня своими размерами; требовалось немного облегчить конструкцию. Я сделал это, умевшив число дымовых каналов. "Облегченная" печь отлично вписывалась в мою небольшую дачную комнату.
После этого я принялся изучать приемы печной кладки, которые изложены в книгах весьма подробно.  Однако, новичков излишние подробности могут только напугать.
Будучи "технарем" по образованию, я плохо разбирался в строительной терминологии.
Вскоре я пришел к мысли:  разбирая тот или иной прием печной кладки, надо пользоваться параллельно несколькими учебными пособиями.

Потом встал вопрос о приобретении инструмента и это оказалось совсем просто, поскольку большая часть требуемого уже имелась в доме: для отвеса я приспособил тяжелый болт, вместо специального печного молотка взял обыкновенный слесарный, а мастерок вообще не понадобился - расствор удобнее расстилать руками.

С покупкой кирпича дело обстояло сложнее: магазинная цена привела меня в ужас. К счастью, я вспомнил, что печной кирпич можно использовать многократно. Я решил пройтись по соседям и спросить: не осталось ли у них после перекладки печей лишнего материала? Мысль была толковой. Многие дачевладельцы что-нибудь перестраивают, достраивают, а значит им приходится разбирать старые печи и делать новые. При таких переделках порой возникают излишки материала (например, в том случае, когда вместо двух печей строят одну) . Вскоре я нашел то, что искал. Кирпич обошелся мне совсем дешево. Это было важно еще и потому, что я никогда раньше не занимался подколкой и подтеской кирпича, а портить новый дорогостоящий материал мне не хотелось.

Затруднение вызвал процесс приготовления раствора, где требовалось правильное соотношение песка и глины. По жирности глина всегда бывает разная, требуемое количество песка определяется "на ощупь". То есть, универсальной формулы приготовления глиняного раствора не существует и все делается на глаз - даже бывалые мастера иной раз спорят по этому вопросу.
В одной книге мне попался такой совет: "За несколько дней до начала работы слепите из глины несколько фигурок: одну без добавления песка, другую с добавлением в пропорции 1:4, третью с содержанием песка 1:2.. Когда заготовки высохнут, вы поймете, какое содержание песка вам необходимо. Эталоном станет тот образец, который не трескается и одновременно не рассыпается как пепел"
Скажу честно, фигурки лепить я не пробовал. Раствор делал на свой страх и риск. Пытался растирать глину между пальцами, но ничего не понял. Остановился на том, что раствор должен быть удобным для работы - не расрекаться киселем и не собираться комками.

Печная кладка оказалась, как ни странно, занятием увлекательным. Она напомнила мне детскую игру в кубики, когда в любой момент конструкцию можно разобрать и сложить заново. При разборке, кстати, сохраняются не только кирпичи, но и раствор.  Таким образом можно экспериментировать до бесконечности.

В заключении несколько слов о главном. В книгах пишут, будто при желании печную кладку может освоить любой человек. Возможно, это и так, но нельзя надеяться на скорый успех. Работать надо очень осторожно. Особое внимание надо обратить на подколку кирпича. При недостаточной сноровке и чрезмерном упорстве можно угробить весь материал! Поэтому упорствовать не соверую...
Лучше, конечно, подключить в качестве консультанта бывалого мастера, но не расстаривайтесь, если Вам откажут. Профессионалы очень ревниво относятся к своей работе и не любят, когда кто то посторонний "сует нос в их дело". Хорошую бесплатную консультацию даст Вам тот, кто печной кладкой уже не занимается. Например, какой-нибудь пожилой мастер. Но прежде чем начать с ним разговор, соверую почитать книги. Надор иметь хоть какое то представление о предмете беседы.


САМООТОПИТЕЛЬ

Напечатано в газете "Садовод", СПб, 1996, выпуск 3 (сентябрь)
 -------

 - Сам будешь монитировать отопительную систему? Ха-ха! Отчаянный ты парень!
 Для убедительности он сделал несколько оборотов указательным пальцем вокруг виска и стал нудно перечислять:
 - У тебя сварочный аппарат есть?... А трубогиб?... А прижим?... А лерки на полтора дюйма и на дюйм с четвертью?
 От его профессионального сленга мне стало немного не по себе. Технические термины "падали" на мою голову как гайки из нержавеющей стали.

 Бородатый верзила, с которым я разговаривал, хотел меня убедить, что восемьдесят тысяч рублей за установку отопительной системы: двух батарей, котла и труб является божеской ценой. Меньше берут только дураки и диленанты.

 Многие из нас, петербуржцев, мечтают превратить свои летние "фазэнды" в теплые места обитания. Ведь зимой на даче так здорово! Снегом землю припорошит - и можно прокладывать от дома первую лыжню! А как приятно, вернувшись с прогулки, отдохнуть в теплом доме! Идиллия! Да и летом, учитывая капризы погоды Ленинградской области, водяное отопление не помешает.

 Каменный дом, в отличие от деревянного, плохо протапливается печью. В нем надо постоянно поддерживать определенную температуру, а печь, как известно, для этого плохо подходит. Единственный выход - аодяное отопление. Если пустить трубы по периметру дома, то даже потери тепла через стены будут не так заметны. Хотя, конечно, утеплять стены тоже надо.

 Если верить газете "Реклама-Шанс", строительных фирм в нашем городе развелось немеряно. Можно позвонить и убедиться, что все они предлагают монтаж отопления по одинаковым, довольно высоким тарифам и не всякому "фазендовладельцу" по карману такие расходы. Что бы хоть как то сэкономить на дорогостоящем монтаже, многие начинают монтировать отопительную систему самостоятельно. Я оказался в числе этих многих. Бородатый шабашник, у которого я хотел получить консультацию, пытался убедить меня в безнадежности затеи. Но на поверку вышло иначе.

 Не скрою, были трудности. В отличие от каменной кладки и плотничьих работ, для которых у всякого хорошего хозяина имеется в доме соответствующий набор инструментов, монтаж отопления требует специальной оснастки.  Отсутствие сварочного аппарата можно, правда, компенсировать использованием на трубах резьбовых соединений, но тогда возникает другая проблема: где взять инструмент для нарезки резьбы? Лерки и леркодержатели можно купить в магазинах или с рук. Стоят они дешево, но вот прижим? Нехитрое, казалось бы, приспособление: напоминает своим внешним видом обыкновенные слесарные тиски, но в отличии от них имеет специальные губки, предназначенные только для зажима труб или других круглых предметов. В силу своей узкой специализации инструмент этот редок. А арсеналах садоводов прижим, как правило, отсутствует.
 Я пробовал зажимать трубы с слесарные тиски, но это чревато. Дело не только в том, что на трубах появляются глубокие царапины, которые могут впоследствии привести к протечке. Главная трудность в другом.
 Труба при нарезании резьбы испытывает слишком большое усилие и норовит вырваться. Вращая по часовой стрелке ручку леркодержателя, вы рискуете в один прекрасный момент вырвать трубу из тисков и ткнуться грудью в острый кусок железа. Что, согласитесь, не очень то приятно для человека, который не считает себя индийским йогом.

 Мне удплось найти прижим у одного пожилого садовода, который давно не занимался монтажом отопления, но обещал помочь дельными советами и сдержал свое слово. Его умная голова и мои сильные руки сдвинули дело с мертвой точки. Сосед даже показал мне электрокотел собственного изготовления, который напрминал по своей конструкции пустую чугунную болванку, куда был помещен огромных размеров "кипятильник". Этот элемент нагревал воду до заданной температуры.
 А включением и выключением кипятильника управляло термореле, которое сосед тоже изготовил сам - потомственный слесарь, золотые руки.
 Таким образом, монтаж отопительной системы обошелся мне только в стоимость материала плюс небольшая сумма, которую я почти насильно вручил соседу.

 Пресловутый трубогиб, которым меня пугали когда то шабашники, вообще не потребовался. В стандартной комнате все углы прямые и если стыковать трубы специальными угольниками, продающимимся в магазинах, то гнуть ничего не надо.

 Бородатый шабашник, увидев мою работу, расплылся в притворной улыбке. Я был доволен: 800 тысяч, которые я сэкономил, игнорируя услуги профессиональных сантехников, пригодились мне для других вещей.
 Но главное, я убедился, что смонтировать отопительную систему можно самостоятельно - занятие чем то напоминает игру в детский конструктор. Хотите я и вам отопление сделаю!


ДЕЛА КЛУБНИЧНЫЕ

Напечатано в газете "Садовод", СПб, 1996
 -------

 От редакции: Речь в этой статье идет, конечно, о землянике. Настоящая клубника на садовых участках встречается крайне редко
 ------

 Мы сидели на веранде и разговаривали. Моя молодая собеседница, владелица соседнего дачного домика, угощала меня превосходной клубникой, собранной только что с грядки. Деревянное "хохломское" блюдо до краев наполнено сладкими ягодами. Разговор шел о выращивании клубники. Соседка охотно делилась со мной своими знаниями, а мне, делитатну в этой области, оставалось только слушать и на "ус мотать". Итак...

 - Большинство моих знакомых ведут хозяйство неправильно - начала она - Усилий тратят много,  а эффекта нет. Почему? Причин много, но главная состоит в том, что люди боятся потратить на посадку лишнюю копейку, по старинке берут рассаду друг у друга, считая такую экономию правильным решением.Зачем идти в магазин, если можно взять тоже самое у соседа бесплатно! Это очень популярное заблуждение, которое приносит садоводам много огорчений. Они не понимают, что в открытом грунте земляничные кусты не только стареют, но и вырождаются. Это, конечно, происходит медленно, годами, но можно сказать с уверенностью, что через несколько лет мы уже имем не тот сорт, котрый сажали. Контакты с окружающей средой (болезни, нежелательные опыления) делают свое дело. Если взять от старого клубничного куста "усики" и посадить их, то успех, даже при самом правильном и добросовествном уходе, сомнителен.

 - Не может быть! - воскликнул я и назвал примеры из практики моих близких друзей, получивших недавно садовый участок в Радофинниково. Они третий год собирают богатый урожай клубники и, по их словам, "усы" для посадки взяты как раз с соседнего участка.

 - Таое возможно! - ответила моя собеседница, нисколько не смутившись - Новая земля, еще не зараженная болезнями, позволяет в первые годы получать результат даже при не очень грамотном подходе к делу. Сложнее сохранить урожайность в последующие годы... .мнимый успех, кстати, может сыграть плохую роль: новоиспеченные садоволы думают, что они все делают правильно, дают другим бесплатные советы, предлагают рассаду со своего участка...  Не брать их не стоит. Лучше немного потратиться и приобрести чистосортные здоровые саженцы в магазине. Во всяком случае, будет гарантия,  что труд по ухожу за растениями даром не пропадет!

 Я видел, что соседка говорит со знанием дела. Деревянное блюдо, до краев наполненное темно-красными спелыми ягодами, было аргументом. Мне помему то вспомнились споры фанатов-кинологов о том, чья порода собак лучше, чище... Купив в магазине или на выставке породистого щенка, вы можете не опасаться, что он со временем потеряет свою элитную масть. С клубникой все оказалось сложнее.

 - Многочисленные болезни портят растения. Надо помнить, что эти болезни передаются так же через "усы". Да что там! Сама земля начинает со временем заражаться! - продолжает моя собеседница - Говорят, есть новейший способ получения рассады. Ее получают в лабораториях, из отдельных клеток растений. Пусть это обойдется недешево, зато вы будете иметь чистосортный и абсолютно-здоровый материал для посадки. Для такой рассады лучше выбрать место, гдек иникогда раньше не росла клубника, подальше от бывших клубничных грядок.

 - А что Вы еще можете посоветовать начинающему садоводу? - спросил я.

 - Секретов много, обо всем не расскажешь. Страюсь все делать по науке, по книгам. Всегда сажаю клубнику на новое место, осенью засыпаю грядки сухими хвойными иглами, которые ношу ведрами из леса. Получается хорошая защита. А впоследствии, когда хвоя перегниет, получается отличное удобрение. Почва становится рыхлая, рассыпчатая.

 Клубника у моей соседки уродилась, конечно, на славу: ягоды крупные и вкусные, прямо сахарные! Редкая из наших северных культур обладает таким восхитительным вкусом, таким ароматом. А ее целебные свойства!
 Благодаря этим качествам (свойственным, скорее, южным растерим, а не северным) клубника и получила у петерберских садоводов широкое распространение. Устав от городского шума и дымного воздуха, мы вырываемся летом на дачу, где работаем - не жалеем сил и времени на свой огород. И так обидно бывает,если наш труд пропадает даром! Что бы избежать этого, мы начинаем прислушиваться к разговорам в электричках, где незнакомые люди дают друг другу советы, к сожалению, не всегда правильные.
 Обилие предлагаемых в магазинах сортов тоже, как ни странно, создает трудность: новичку сложно сорентироваться и принимает наиболее простое решение - берет рассаду у соседа. Вы уже знаете, почему не стоит так делать.

 На следующее лето ко мне приехали мои друзья из Радофинниково.  Они привезли целую корзину клубники - хотели похвастаться. Урожай, правда, был поменьше ,чем в предыдущие годы, но друзья относили это за счет капризов погоды. Даи кутсты постарели, пора пересаживать.
 - Где возьмете рассаду? - спросил я.
 - Там, где и в прошлый раз, у соседей!
 Я не стал большетни о чем спрашивать, а предложил им прийти в гости к моей соседке, где на веранде, на блюде с хохломкой росписью, как обычно, лежали спелые ягоды.
 Друзья постеснялись идти с пуситми руками и прихватили часть своей клубничной продукции.  Да только "хохломские" ягодки оказались все равно вкуснее!


ДАЧНОЕ ВОРОВСТВО. ВЗГЛЯД РЯДОВОГО САДОВОДА

Напечатано в газете "Садовод", СПб, 1997, №19, Май
 -------

 Как и всякий горожанин, проводящий летний сезон на даче, я наслышан о воровских налетах. Беседуя с разными людьми (и дачниками, и теми кто живет в дачной местности постоянно) я понял, что никто не знает универсального спасительного рецепта. Каждый выкручивается по своему.

 - Чаще всего мы имеем дело с воровской мелюзгой, которая влезает в дом в наше отсутствие и уносит все, что попадается под руку! -  сказал один из обитателей поселка Вырица, где дома местных жителей соседствуют с дачами горожан - Вот, например, возвращаюсь я однажды осенью с работы и вижу у соседской дачи постороннего: парень лет семнадцати, невысокий и щуплый, ходит возле забора и что то высмартивает. Увидел меня и скрылся. Я только крикнул вдогонку "Еще раз появишься - спущу собаку!". Больше я этого типа не видел. А соседа в скором времени обокрали. Влезли в дом с чердака. Сорвали с петель дверцу люка и забрались в комнату. Все переворошили, а взяли то единственную вещь - старую надувную лодку, которую сосед не успел перевезти в город. И что самое интересное, дверь дачи была не заперта! Сосед специально оставил ее так, что бы воры не ломали замки. Но эти идиоты почему то вошли через чердак.

 Ситуация простейшая. Молодчики подсмотрели, что дом остался без хозяев, и проникли туда привычным для себя способом.

 Многим дачникам противны не столько потери материальные, сколько сакм факт появления чужаков в их доме. Извините, кому понравится, когда двери выломаны, а вещи разбросаны? И они хотят защитить свое жилье от непрошеных визитеров.
 - А если вмонтировать в окна железные решетки и поставить укрепленный дверной блок? - спросил я
 - Это не решает проблемы, поскольку воры все равно найдут лазейку. А решетки на окнах могут только послужить дополнительной приманкой! - вздохнул мой собеседник.

 Так что же делать рядовым гражданам, как спасаться от расхитителей? Для инженера с месячной зарплатой в 500 тысяч потеря даже старого велосипеда или, допустим, масляного радиатора столь же огорчительна, как для богатого человека - угон "Мерседеса".
 В среде садоводов считают, что самое надежное - прятать ценные вещи, а переезжая на зиму в город, обязательно перевозить их с собой. Начало осени, когда дачники и садоводы не успеывают это сделать - золотое время для воровских налетов! Воруют все, имеющее хоть какую то материальную ценность, включая мелкий ширпотреб и домашние "готовки" (варенья, соления и т.д.). Раньше счтали, что вламываются только туда, где есть чем поживиться. Сейчас так уже не думает никто, в том числе и сами воры, которые удовлетворяются всем что попадается на глаза. Неколторые владельцы загородных домов, уезжая, заколачивают окна и двери досками. Однако и такая защита не спасает.

 Прекрасный сторож - собака, но она, к сожалению, требует постоянного присмотра: каждые дань-два приходится ездить на дачу и кормить ее. К тому же, одна собака, посаженная на цепь, не гарантирует вашему дому полной безопасности: налетчики могут влезть в окно с противоположной стороны дома... Те, кто живут в дачной местности постоянно, заводят по две или даже три собаки - популятными сегодня являются немецкая овчарка и московская сторожевая.

 Если же Вы, имея одну собаку, не будете сажать ее на цепь, то есть вероятность, что животное сбежит, заберется в чужой курятник или покусает случайных прохожих. То же самое может случиться, если ваш "сторож" сорвется с цепи. В общем, с собаками есть свои сложности.

 Люди защищают дома от воров сами неожиданными способами. Одна моя знакомая, например, поступает так: регулятно приглашает для помощи по хозяйству (колоть и пилить дрова, убирать мусор и т.д.) парнишку ихз местных. За помощь она всегда подкидывает ему немного денег. По ее словам, парнишка дружит с теми, кто "шарит" по дачам.
 Расчет прост: парни знают, что в доме и на участке нет ничего ценного.