История всемирной литературы 36 О мифологии

Сергей Бурмистров
   Почему мифологию называют школой поэтической фантазии?
   Почему советуют сочинять мифы, если стихи по какой-либо причине перестали складываться?
   
   С точки зрения первобытного человека сотворение мифа было грандиозным шагом в развитии воображения. Если в начале человек видел свою пещеру и свой род, и слагал песни о труде ("кто что в данный момент делает"), то вдруг он почему-то задумался об устройстве "мира в целом"! Грандиозный философский переворот - человек впервые увидел нечто большее, чем известный ему лес, сделал обобщение, выходящее за пределы его опыта.
   Далее, что такое миф? Это соединение видимой и выдуманной вещи. Например, видит человек ручей (реальная вещь), а выдумывает духа ручья, русалку или там наяду какую-нибудь.  Это - уже полёт воображения.
   Далее, момент сотворения мира. Здесь уже есть элементы психологии. "И увидел он, что это хорошо". Можно сказать, что психоанализ ЛН Толстого начинался с таких вот замечаний. Также сюда идут и мотивы сотворения: зачем, почему была создана та или иная вещь?
   А споры богов - это уже поэзия в чистом виде. Человек в виде богов показывал силы природы, изобретал их отношения между собой.
   И всё это - за счёт воображения!
   А там откуда всё взялось?
   Очевидно, свои собственные привычки человек обобщал как характеры богов. Каждый бог - это личное отношение человека к окружающему его миру. Бог человека выражает его, этого самого человека, характер. Каков народ - таковы и его боги...
   А поэзия - это и есть выражение собственного отношения к миру.