Тучи

Виталий Лайман
В этот жаркий летний день нам предстояло вернуться в райцентр из глухой деревни на краю района. Из транспорта у нас только велосипеды. Мой попутчик заранее оговорил время выезда: часов в шесть-семь вечера, когда постоянный ветер сменится на попутный. Целый день прошел в неторопливых приготовлениях к поездке. Сначала тщательно смазал цепь и протер излишки масла ветошью, подкачал малость колеса и подрегулировал тормоза. Потом оглядел всю конструкцию и остался доволен результатом. А на небе стали появляться редкие облака. Проходя под солнцем, они пускали на землю прохладную тень, которая быстро убегала куда-то дальше, оставляя тебя дальше на солнцепеке. Оставалось еще покидать некоторые вещи в сумку и положить их неподалеку от транспорта, чтобы не забыть. За этой нехитрой работой я ухитрился провести час с небольшим; сладив нехитрый обед, я поел и улегся подремать на тесном остекленном крылечке. Солнышко к тому времени возвышалось где-то над домом, перестав пускать в глаза лучики. По небосводу продолжали ползти облака, самых причудливых форм и размеров. Смотря на них и пытаясь понять, на что же они похожи, я уснул.
 Сон закончился на нетерпеливом стуке в окно. Я привстал с кровати и увидел своего попутчика по ту сторону окна. У калитки стоял его транспорт.
- Давай собирайся.
Я зевнул и посмотрел на часы. Только три часа.
- Не рановато? Вроде в шесть собирались.
- Надо ехать сейчас. Иначе не успееем.
- Не успеем что?
- Глянь на небо - поймешь,-усмехнулся попутчик.
Я, не особо торопясь, поднялся на ноги, подошел к двери и открыл ее. Действительно. Четвертую часть неба уже заняла сплошная черная полоса туч, спешившая занять весь небосвод.
- Ну так ты едешь?
- Думаешь успеем?
- Ежели не будем языки чесать, то успеем,- усмехнулся попутчик.
 На сборы ушло не более десяти минут. На прощанье щелкнув замком на двери, я прицепил пакет с вещами к багажнику, туго примотав его проволокой на всякий случай, вскочил на велосипед и укатил вслед за попутчиком.
 Подъем за деревней дался нам легко - спустя три километра мы уже были на асфальтовой дороге, которая после грунтовки казалась необыкновенно ровным шоссе. Остановившись немного перевести дух, я посмотрел на небо, пока попутчик пил воду из фляжки. Тучи теперь заняли треть неба.
- Точно успеем? - поинтересовался я у попутчика.
- Попробуем,- уверенно ответил тот, пряча фляжку.- Поехали!
Километр за километром мы отмахивали по асфальту. Я каждые пять минут оборачивался, видел продолжавшие надвигаться на нас тучи, и принимался еще быстрее крутить педали, порой совершенно выбиваясь из сил и переходя на медленный ход. Попутчик, увидев это, подал знак остановиться.
 Мы остановились посреди дороги на короткий перекур. Небо позади нас все также продолжали пожирать иссиня-черные тучи. А впереди еще продолжало весело и задорно светить летнее июльское солнышко, играяя лучиками света в редких белых барашках облаков. Тут попутчик обернулся ко мне и кивнув куда-то вверх сказал:
- Знаешь, а ведь и по жизни-то так часто бывает... Бежишь от туч, от грозы, от всей этой суеты - а они за тобой, не отстают...И чем больше оборачиваешься и смотришь на эти проблемы, тем меньше воли к сопротивлению им, больше безнадежности... Оттого наверно и столько проблем сегодня в нашем мире... Но есть люди, вроде меня, которые всегда найдут светлое пятнышко, и держатся за него. Нет, я не говорю, что нужно забывать об мрачном и плохом. Это забыть нельзя, как и заглушить шум приближающегося дождя, да...
Просто когда нависают тучи, я люблю смотреть в другую сторону - он подмигнул и кивнул в сторону солнышка, которое все также игриво блестело и звало за собой...
 Остаток пути преодолевался уверенно, без паники. Но то ли мы долго отдыхали и суетились, то ли попутчик ошибся в скорости ветра - вскоре, когда до райцентра оставались какие-то несчастные пять километров, сверху пулеметными очередями застучал уверенный ливень. Тонкую рубаху эти поначалу теплые капли пробивали насквозь, стекая по мокрой от пота и распаренной от жары коже. Но через полминуты это был уже беспощадный ливень, растворивший пыль в уже появившихся небольших лужицах.
- Не дотянем!,- крикнул мне попутчик.- Поднажми, впереди остановка!
 Две минуты гонки под ливнем - и мы на пустующей возле безмолвного перекрестка этой трассы остановке. Закатив под крышу велосипеды, мы опустились на корточки. Сели.
 Этой остановкой мало кто пользовался. Пыли полно, местами трава пробивается через асфальт. Измятые металлические стены в дырках от пуль и ударов. Две узенькие металлические полки на том месте, где должна была быть широкая скамья для ожидающих. Все. И все-таки тут давно не было людей. Израненная дождями и солнцем на стене была приклеена давняя реклама какого-то учебного учреждения, без отрывных номеров, старательно выщипанных кем-то давно. По крыше водопадом гремел ливень, брызги которого часто влетали через некстати сделанное окно в одной из стен. Попутчик, видимо поняв, что мы застряли тут не некоторое значимое время, снял с багажника свой узел и развязал его. Внутри были яблоки.
-На, угощайся.
Время коротать стало малость поинтересней. В принципе, тут можно было бы просидеть сколько угодно, если бы не пришедший вместе с тучами холод. Если бы зубы не были заняты яблоками, они наверняка бы стучали чечетку от озноба. А пока что они методично обрабатывали яблоко, после чего огрызок, словно граната, выбрасывался под ливень, на трассу. Немного развеселил тот момент, когда я выкинул огрызок на середину дороги, и через секунду по нему проехала машина, раскатав остатки яблока в неясную кашицу на мокром асфальте.
-Ловко,- подметил попутчик.
-Угу,- промычал я, грызя очередное яблоко. Откусив небольшой кусок, я выговорил: - Послушай, а ты когда-нибудь попадал в такую же ситуацию?
-В смысле чтобы дождь в пути накрыл?
-Ага.
-Бывало, и не раз.
-И что, всегда тут пережидал дождь?
-Нет, земляк, не всегда. Когда как. Бывает, и на другой остановке ждешь, и где-нибудь в кустарике или здании старом сядешь. Даже под мостом в райцентре как-то раз застал. Но не советую - там у реки сквозняк страшный...
-Наверно, хуже некуда, когда в чистом поле ливнем накрывает?
-Да нет, земляк. Наоборот даже. Когда над тобой бушует ливень, а защищает от него только широкая крона дерева, тогда и ощущаешь - вот она, матушка Природа пришла тебя проведать. И ты ощущаешь себя иначе как-то, становишься больше... человеком ,что ли...И мысли лезут уже не те, суетливые, а правильные, по существу дел. И о жизни рассуждается яснее как-то... А насчет поля - был такой случай. Тоже пошли мы по делам в другое село, семь километров по прямой, и тоже в тучевой приход. Туда дошли хорошо - правда, там дождь уже ранее прошел, но мы все равно в резиновых сапогах были и теплых куртках... Туда дошли, а там ливень как дал потоком! Ну мы с мужиками в посадку, под дикую акацию. Вроде и тепло, и сухо... А ливень не умолкает уже минут пятнадцать, смеркается уже ,ночь через два часа... И молнии хлещут, гром уши долбит. Ну, нам делать нечего, долго не пролежишь под кустом, вот мы встали и побрели по полям назад. Идем, а тут откуда ни возьмись - ручей. Да широкий, хороший. Ну, перебрались кое-как. Потом второй ручей - такой же. Еще труднее перешли. Третий ручей уже по колено оказался, так и пробрели по нему. Делать нечего, по ногам ошметки грязи, лица все в брызгах - трое идут ночью по полям в самом сердце грозы... Как вспомнишь, аж мурашки...
-Заболел поди после этого?
-Нет, земляк. Даже не чихнул. В нашем селе все болячки быстро проходят. Походишь по лугам, травами подышишь, пропотеешь под солнцем, поешь земляники - вот и все лечение... Ну, вставай, поехали.
-Куда?
-Здрасте! В райцентр, куда ж еще! Пока полсумки яблок съели, уже и дождь почти закончился! Поехали!