Хьарам

Леча Ясаев
Во имя тысяч, сотен тысяч, которые остались лежать вдоль «железки» в морозные дни 44-го.
Во имя сотен тысяч, которых высадили в голой степи.
Сотен тысяч, которые пытались выжить в нечеловеческих условиях... и выжили.
Это – история.
Это наша история.
История народного подвига.
История подлости и коварства, история мерзости «того» – сталинского – руководства страны, когда целый народ в одночасье лишили Родины и имущества, когда целый народ в вагонах для скота – без пищи, без еды – был вывезен за тысячи верст от исторической родины.
44-й... Казахстан... Холод и пронизывающие тело и душу ветра, от которых нигде не укрыться. От голода вымирали целыми семьями. Даже крысы (что говорить о кошках и собаках!) покидали, спасаясь, места, где жили переселенцы. Люди теряли рассудок, были случаи, когда озверевшие, потерявшие человеческий облик, обезумевшие от голода поедали трупы умерших собратьев. Все было... Каждый встречал голодную смерть по-своему. Кто-то шептал слова молитвы, не в силах  подняться с постели... кто-то, как волк, дождавшись темноты, выходил на поиски пищи, чтобы выжить. Выжить любым способом...
В одну из таких ночей, притащив барана, один молодой чеченец собрал всех соседей: он не был из тех, кто тайком съедает свой кусок, не делясь с ближним... Среди приглашенных был некий старик. Его, ослабевшего от голода, привели под руки. «Такой запах может быть только в раю»,– мечтательно произнес он, переступив порог. Затем,  после долгой паузы, тихо спросил: «Заклинаю тебя именем Всевышнего! Скажи мне, Хаджи-Мурат, где ты взял этого барана?»
Хозяин, меньше всего ожидавший такого вопроса, явно смутился, но лгать не стал: «Для меня большая честь принимать тебя в своем доме. Ты заклинаешь меня именем Бога... Я отвечу тебе: я украл этого барана».
Наступило тягостное молчание.
«Прости меня, сынок. Я не могу отведать этого угощения»,– тихо промолвил старый чеченец... Через  несколько дней он умер от голода.
Эту историю мне поведал уроженец села Автуры С-Э.Докуев.