О снегопаде, метро, защите диплома и многом другом

Екатерина Привольнева
     Обильный снегопад неизбежно вылился в повсеместные пробки. Когда раздался звонок мобильного, я взяла управление автомобилем в левую руку, а правой нащупала в сумке с десятой попытки телефон. Пока искала, он перестал звонить. "1 пропущенный звонок" светилась надпись на экране. Я нажала на кнопку. Максим. Посмотрев на дорогу, чтобы ни во что не врезаться на обледеневшей трассе, я набрала номер сына.
- Привет. Звонил? - привычка задавать такой вопрос осталась еще со времен, когда мобильных телефонов не существовало в нашем обиходе. А сейчас и так понятно, что звонил и менно он, ведь на дисплее высветилось. Но все равно по инерции спрашиваю.
- Да. Ты где?
- В Киев еду.
- Тут сплошные пробки. Площадь Победы стоит, никуда не проехать.
Так. На площадь Победы лучше не соваться.
- Спасибо, что предупредил.  Я  позже перезвоню, дорога скользкая, одной рукой трудно удержать машину.
    Мы попрощались, и я бросила телефон на соседнее сидение. Попыталась сконцентрироваться на управлении автомобилем, но мысли о том, как решить возникшую проблему, усложняли эту задачу. Выехав за два часа до намеченной встречи в Союзе писателей Украины, я была уверена, что мне удастся приехать вовремя. Часы на дисплее показывали полчетвертого. Я подъезжала к Киеву. На улице стремительно темнело и сыпал мелкий снег. Попробую через Печерск, может там удастся прорваться. Союз писателей расположен в самом сердце города на улице Банковой, рядом с офисом Президента. Проехать можно либо с Крещатика, либо с Институтской. Либо на метро. Но этот вариант я всерьез не рассматривала. Пока не подъехала к Автовокзалу.
     Начиная оттуда стояло все. Во всех направлениях. Кое-как дотащившись до Лыбидской, я поняла, что Красноармейская отпадает. Насколько мог видеть глаз, впереди четырьмя непрерывными линиями тянулись красные огни машин.  Включив правый поворот, я свернула на Ивана Кудри, которая поднимается на Печерск. Она была на удивление свободна. Но, когда миновала загружавшуюся на остановке маршрутку, поняла, что и тут все плохо. Через двести метров, уже в одну линию, потому что дорога узкая, неподвижно стояла вереница машин. Все. Приехала. До встречи оставалось полчаса. Придется на метро. 
      Общественный транспорт я не использовала уже много лет, за исключением одного раза, когда оставила машину на станции техобслуживания и, по причине все тех же пробок, решила поехать на метро. В  тот раз у меня так поднялось давление, что сказала себе, больше никогда. И в следующие разы, от техстанции ходила пешком. Пусть долго, пусть тяжело, но лучше, чем в метро, битком забитом народом. Вот говорят, у нас рождаемость падает, и население сокращается. Я этого не заметила.  Попала в метро не в час пик, а поезда были переполнены.  Но сейчас у меня была безвыходная ситуация.  В кои веки выдалась возможность выступить перед публикой и почитать свои произведения.  Посмотреть, как люди на них реагируют. Пообщаться с другими авторами.
      Была не была, сказала я себе, припарковала машину возле здания с надписью «Спортклуб»,  место показалось мне надежным, не на проезжей части и хорошо освещено,  и ринулась к метро.  Спустилась по скользским ступенькам в переход, где в два ряда стояли продавцы всякой всячины, от нарезанного кусочками гарбуза до одежды и цветов.  Зашла в метро, купила два жетона, прошла турникет, не прихлопнуло, спустилась по экскалатору и села в как-раз подошедший поезд.  Народа было относительно немного. Правда меня прижал к двери мужчина с огромным рюкзаком за спиной. Его совершенно не интересовало, что делает этот рюкзак. А он тем временем, приближался  все ближе и ближе. Пока не уткнулся прямо в меня. Я легонько остранила его. Мужчина обернулся и чуть-чуть отодвинулся. Но ненадолго.  Его рюкзак находился в опасной близости от меня всю дорогу. Чем больше набивалось в вагон людей, тем ближе он придвигался. Я периодически клала на рюкзак, больше похожий на монстра, руку, и тогда, мужчина, почувствовав лишню тяжесть ослаблял напор. Затем все начиналось сначала.
      Когда объявили мою остановку, вздохнула с облегчением, пролезла к выходу и пошла по направлению в экскалатору. Перейдя на станцию Крещатик, направилась к выходу на улицу Институтскую, в двух шагах от которого располагался Союз писателей. Встала на ступеньку, взялась за поручень и посмотрела вверх. В двух ступеньках от меня маячил знакомый рюкзак. Но, слава богу, мне он уже не угрожал.  Во время подъема по экскалатору я рассматривала рекламу, установленную между экскалаторами. Рекламировали выставку какого-то художника. Постер с картиной и имя. Пока доехала, видела все его картины, на каждом постере была другая. Теперь на выставку можно не ходить.
        Назад возвращалась поздно вечером.  Встреча прошла отлично,  выступала глава ассоциации писателей и поэтов при Союзе писателей западного региона, играл на рояле и пел известный композитор и первый солист группы «Сябры»,  потом слово дали мне. Я прочла несколько стихотворений и маленький рассказ «Дельфины». Правда, пока еще читаю не очень хорошо, запинаюсь, язык от страха заплетается, глотаю буквы и слова. Но содержание всем понравилось. Затем мы плавно переместились в ресторан «Два гуся», где прекрасно провели время, поели, пообщались, обменялись телефонами.
      В полдесятого я вынуждена была попрощаться. Далеко ехать. От мысли, что снова придется  использовать метро, настроение падало. Но я мужественно держала себя в руках и уговаривала, ничего страшного, все будет хорошо.
     Несмотря на поздний час, поезд был забит до отказа. Мне еле удалось втиснуться. Вжав голову в плечи, я взялась за верхний поручень и попыталась абстрагироваться от окружающей действительности. Но, все же, непроизвольно рассматривала пассажиров. С тех пор, как я ездила в метро, люди сильно изменились, стали опрятнее, лучше одеты, выглядели спокойнее, красивее. Некоторые читали книги, другие слушали музыку в наушниках. Но в вагоне, как и раньше, стоял запах перегара. От этого нашому народу, видимо, никогда не уйти.
    Не знаю почему, но вдруг мне вспомнилось, как однажды ехала в метро с четырехлетним сыном, и ко мне подсел мужчина, как две капли воды похожий на ведущего передачи «Поле чудес». Такие же усы, такой же нос, те же хитрющие улыбчивые глаза.
- Как вас зовут? – в упор спросил он.
- Ира, - ответила я.  Настоящее имя называть первым встречным не в моих правилах, не отвечать, начнет допытываться.  Поэтому, Ира.
- А меня Саша.
- Вы на Якубовича похожи.
Он рассмеялся. Мне показалось, что он немного пьян.
- Не вы первая мне это говорите.
- Неужели?
- Да. – он пристально смотрел на меня. – Давайте в кафе сходим? Я угощу вас шампанским.
- Нет. Я с ребенком.
- Ему мороженое купим.
При моих доходах в то время, это было лето 1993 года, я иногда хлеб себе позволить не могла, не то, что мороженое с шампанским.  В конце концов, подумала я, что мне угрожает? Он же нас не к себе домой приглашает.
Мы как раз подъезжали к станции «Дарница».
- Хорошо. - Сказала я. – пойдемте в кафе.
- Чудненько, - обрадовался он. – В гостинице «Славутич» на последнем этаже прекрасное заведение.
- Нет, - испуганно ответила я, - в гостиницу не пойду.
- Не бойтесь. Мы просто посидим в кафе и больше ничего. Я там не живу.
Перед глазами маячило шампанское с мороженым.
- Ладно. Только без глупостей. Если мне что-то не понравится, сразу уйду.
- Договорились.
Вагон был почти пустой, так что нам не нужно было проталкиваться к выходу, как сейчас.  Поезд подъехал, мы встали и вышли на перрон.  Через десять минут уютно устроились в симпатичном, аккуратном ресторанчике гостиницы за столиком у окна, из которого открывался  неплохой вид на окрестности. Я замерла в ожидании шампанского.
- А вы знаете, - сказал Саша, - что шампанское нужно пить со льдом?
- Нееет, - протянула я. – Но я со льдом не могу. Завтра защита диплома. Вдруг горло заболит.
- Да что вы!  Не заболит.
Его голос звучал так уверенно, что я ему поверила. Сделала глоток, потом еще один. Вкусно. Дима уплетал за обе щеки мороженое.  Боже, как хорошо! Сижу в дорогом кафе, с мужчиной, пью шампанское.  Ребенок доволен. Что еще нужно для счастья.  Но все хороше имеет обыкновение быстро заканчиваться.
- Мне пора домой, - я смотрела на него с сожалением. – завтра тяжелый день.
- Давайте еще посидим, - он был явно расстроен.
- Нет, простите. Рада бы, но не могу.
- Хорошо, - нехотя сказал он, расплатился , мы вышли на улицу, сели в метро и поехали на станцию «Лесная», где я тогда жила.
Отсановка приближалась, а я начинала нервничать. Как от него отделаться? 
- Давайте пойдем пешком? – предложил он, когда мы вишли из метро.
- Ладно, - почему-то согласилась я.
По дороге мы больше молчали, я не люблю когда навязываются, даже если перед тем поили шампанским  и  кормили всякими вкусностями. О себе Саша говорил как-то спутано. Он не киевский, приехал то ли к друзям, то ли к родственникам.  Я так и не поняла, где он живет. Но это и не имело  значения. Он мне просто не нравился. С этим я поделать ничего не могла.
    У парадного он долго уговаривал меня оставить сына дома и пойти еще куда-нибудь. Но я, ссылаясь на защиту диплома, категорически отказывалась.  Когда ему , наконец,  надоело, он распрощался, взяв мой номер телефона, и ушел, а я вздохнула с облегчением. Он так никогда мне и не позвонил.
       На следующее утро я проснулась и сразу поняла, что-то неладно. Мой голос. Его не было! Горло не болело, но голос совершенно сел. Я могла только шептать. Меня охватила паника. Вчерашнее знакомство и поход в кафе, казались какими-то неральными вещами, а вот севший голос был на самом деле. И этим голосом мне предстояло защищать диплом. Когда я шепотом поведала бабушке, гремевшей кастрюлями на кухне, о шампанском со льдом и севшем голосе, со слезами на глазах, она отругала меня.
- Ты соображаешь! – кричала она. – Шампанское со льдом! Оно же газированное. Кто так делает!
Их моих глаз хлынули слезы.
- Так. А ну не распускай нюни. Выпей горячего чаю  с малиной и иди. Как уже будет, так и будет. Сама виновата.
Да, моя бабушка умела успокоить. Напившись чаю, который совершенно не изменил ситуацию с голосом,  я, совсем поникшая, оправилась в университет.  Мало того, что в тот год, когда я заканчивала, ввели обязательный украинский язык, и диплом нужно презентовать именно на нем, мало того, что мне пришлось переводить его, потому что все книги, материалы  и диплом, который мне дала подруга, закончившая на год раньше, ( оказалось, что мы с ней выбрали совершенно случайно, одну и ту же тему) были на русском, и мне пришлось долгими часами, чуть не плача, сидеть над огромным словарем  и мучиться от сомнений, правильно ли я употребила то или иное слово, так еще и придется делать презентацию шепотом!
- Здравствуйте, - прошептала я, входя в аудиторию. – Извините, но у меня сел голос.
Члены комиссии смотрели на меня без жалости.
- Становитесь вон там, - сказал мужчина лет пятдесяти, который, как мне показалось, был главой комиссии.
Я послушно стала в указанном месте за небольшую трибуну и застыла.
- Начинайте! - скомандовал кто-то. От страха я не разобрала, кто.
Презентация прошла скомканно, сомневаюсь, слышали ли они меня вообще.  Закончив, я замолчала, готовая в любую минуту расплакаться.
- Спасибо, - сказал председатель. - Теперь мы дадим слово вашому оппоненту.
    Он назвал фамилию представителя кафедры уголовного процесса. У меня душа ушла в пятки. Это был тот самый человек, о котором мне рассказывала подруга, который завалил ее. И после критики которого, многим не удавалось защититься вообще. В итоге вместо пятерки она получила четверку.
- Это мне еще повезло, - сказала она, отдавая мне диплом,  - четверка у него – это очень выскоая оценка.
    Я совсем упала духом.  Мой оппонент неспеша встал с места , поклонился присутствующим в театральной манере, глубоко вдохнул воздух и начал разносить мой диплом в пух и прах. В принципе, я была к этому готова, подруга же предупредила, что так будет,  я больше боялась, что он заметит похожесть наших дипломов. Но этого, как раз, не произошло. Перевод на украинский сделал мой шедевр совершенно неузнаваемым. Вначале я не понимала, о чем он говорит. Но, отойдя от шока, стала прислушиваться и вникать в суть. Комиссия просто не отрывала взглядов от умелого оратора , который раскладывал по полочкам недостатки моего диплома, коих оказалось гораздо больше, чем достоинств.  Внутренности сковало холодом. Все. В лучшем случае при таком раскладе мой диплом тянул на тройку, в худшем меня могли и вовсе отправить. Оппонент закончил, и на мгновение мне показалось, что сейчас раздадутся бурные аплодисменты. Но комиссия сдержалась,  ее глава обратил на меня свой взгляд и холодно сказал:
- Вы можете быть свободны.
Как это свободны? Я застыла. Это был полный провал. На глаза навернулись слезы. Но вдруг откуда–то изнутри начала подниматься злость. Я столько работала, а потом еще и переводила 50 страниц на украинский язык, не для того, чтобы вот так просто сдаться. Если бы только не севший голос!  Но мне уже было все равно.
- Подождите, - уверенно прохрипела я. – Мне бы хотелось ответить. Я не согласна с выводами опонента.
Убийца дипломов оторвал глаза от листа бумаги, который внимательно изучал, и удивленно посмотрел на меня. Затем криво ухмыльнулся и снова углубился в чтение.
- Не согласны? – глава комиссии удивился не меньше. В его практике, похоже, такое было впервые.  Я его явно заинтересовала. – Мы вас слушаем. Прошу.
Быстро справившись с охватившей меня паникой, потому что представления не имела,  о чем говорить, я тихонько одкашлялась. И начала. Не помню, как долго говорила, и на какой минуте прорезался голос, но присутствующие смотрели на меня, не отрывая взгляда, и внимательно слушали.  Моя работа называлась «Роль состязательности в судебном процессе».  То есть, роль прокурора и адвоката. Я, несколько лет работавшая в судах, не по-наслышке знала, к чему сводится роль последнего.  Короче, я выдала все, что думала о состязательности и праве на защиту в нашей, еще не привыкшей к независимости, стране. Исчерпав свое красноречие, замолчала.
- Вы закончили?  - вежливо спросил кто-то из членов комиссии, -  если да, то можете идти. Спасибо.
- Вам спасибо, что выслушали.
Я слегка наклонила голову и, собрав остаток сил, гордо вышла в коридор. 
- Ну как? – взволнованно спросили сокурсники, ожидавшие у двери. – Ты так долго.
- Не знаю, - я пожала плечами и грустно улыбнулась, - пришлось отбиваться. Хотели завалить.
Мои слова были восприняты сокурсниками как сигнал, что нужно собраться и выступать как можно убедительнее.  Не знаю, как я выдержала до конца защиты.  Когда вышел глава комиссии и начал зачитывать оценки, мне казалось, что сердце выскочит из груди.  Он назвал мою фамилию, сделал паузу и сказал:
- Пять.
Я не верила своим ушам. После выступления молилась, чтобы не отправили на пересдачу. Мой севший голос, моя наглость, когда начала возражать оппоненту, то, что говорила, по смелости не уступая дисидентам,  позволяло надеяться разве что на маленькую троечку.  Но «отлично»… Фантастика.
Вечером мне позвонила подруга. Сама я не решалась, ведь это по ее диплому получила пять, а она всего четыре.
- Привет. Ну как, сдала? – спросила она.
- Да.
- Что получила?
- Пятерку.
На том конце провода повисло молчание. Подруга приходила в себя от услышанного.
- Не-воз-мож-но. – по слогам сказала она, - как тебе это удалось? Был другой оппонент?
- К сожалению, тот же. Все получилось только благодаря тебе. Я была готова к его козням и потому не растерялась. И разбила все его доводы.
- Ну ты даешь! Молодец! – голос подруги заметно подобрел и повеселел. Еще бы! Такая похвала.
- Спасибо большое. Если бы не ты...
Лыбидская, услышала я и оторвалась от своих воспоминаний. Наконец-то приехала. Как можно быстрее, насколько позволяла толпа, вышла из вагона, стараясь никого не толкать,  затем на улицу. Снег прекратился, вокруг светло и тихо. Светло от снега. Он был такой белый и чистый, что не мог не радовать взгляд. После жары в метро, где я чувствовала, как по спине медленно ползли капли пота, а колготки, надетые под джинсы, прилипли к ногам, минус триннадцать показались мне раем.  На улице я постепенно остыла до нужной температуры, стало легче дышать, и поскакала к своей машине.  Она, слава богу, была на месте. Я с удовольствием уселась на водительское сидение любимого "Лексуса", включила зажигание, подождала несколько минут, пока машина прогреется, улыбнувшись при воспоминаии, что один из поэтов нашей ассоциации, очень пожилой мужчина, предложил переночевать у него. Он пошел провожать меня к метро, и вдруг сказал:

-          Зачем вам так далеко ехать? Оставайтесь у меня. У меня здесь недалеко квартира.  Я уйду, не волнуйтесь.  Вы будете одна.

Я вежливо отказалась:

-          Спасибо за заботу, - взволнованным голосом сказала я, делая вид, что не понимаю, к чему он клонит, - но мне нужно домой. Как-нибудь доеду. У дочери завтра утром концерт. Я просто не могу не поехать.  Очень ценю ваше предложение, но это невозможно. Еще раз от всей души благодарю.

-          Я обязательно прочту вашу книгу, - с воодушевлением сказал он, прерывая повисшее молчание, -  и позвоню, чтобы рассказать свои впечатления.

Книгу я дала ему еще на встрече.

-          Спасибо, буду очень признательна.

- Вы точно доедете?

- Конечно, - уверенно сказала я.

Быстро попрощавшись, я поспешила к выходу из перехода возле станции метро «Университет».

Да…Жизнь спешит вперед. Поклонники становятся все старше.
    Медленно выехав с парковки, я подождала, пока пройдут люди и вырулила на дорогу. Впереди переливался всеми цветами радуги недавно открывшийся торговый центр «ОкеанПлаза», подмигивал мне, как будто говоря, не расстраивайся, будет и на твоей улице праздник. Когда нибудь. Обязательно будет.  Мне оставалось верить ему на слово.