Краткий ликбез по радиолок. ч. 2 Медведи - невидим

Сергей Дроздов
Краткий ликбез по радиолокации ч.2

«Медведи» - невидимки.

Коллега Серафим  порадовал публикацией своей «авиационной были» о том, как ПВО супостатов, якобы, умудрилось «проспать» пролет наших ТУ-95 у своих берегов.
Перед тем, как разобрать степень её достоверности – несколько слов, в качестве предисловия.

Любой приезд группы журналистов в воинскую часть – определённый «геморрой» для командования. Надо определиться с тем, что им показывать можно, а что (и кого) – ни в коем случае нельзя.
Составляется план, как и чем их занять в дневное и вечернее время.  Чтобы они «не маялись дурью», и не бродили где попало по территории, за ними «закрепляются» специальные офицеры. Их обязанностью и является организация времяпрепровождения «журналюг» в ходе их пребывания в части.
 
Безусловно, непременным атрибутом являются и застолья с пресловутыми «наркомовскими» 100, 200 и т.д. граммами, «для аппетиту» и «за дорогих гостей». В перерывах между тостами журналистов потчуют не только разнообразными закусками, но и не менее разнообразными армейскими байками.
Содержание их зависит от таланта и фантазии рассказчика, и объема выпитого «наркомовского» стрессопонижающего напитка.
Не удивительно, что многие хохмочки и байки журналистами воспринимаются, после этого, «за чистую монету»  и так же серьёзно пересказываются, впоследствии,  всем своим слушателям и читателям. Одну из них мы и разберём.

Сначала – непосредственно о «медведях» - невидимках.
«Медведь», по НАТОвской классификации, - это наш стратегический бомбардировщик ТУ-95.
Это был, для своего времени, прекрасный воздушный корабль: носитель ядерного оружия, самолет с огромным боевым радиусом, большой высотой полета, надёжный и неприхотливый.
Но с конца 50-х г.г. (когда его и приняли на вооружение) – «много воды утекло».  Сегодня он, несмотря на все  доработки, увы, уже устарел.
Дело не только в том, что он имеет дозвуковую скорость и легко перехватывается современными истребителями.  Одной из его главных проблем нынче является его огромная  «эффективная отражающая поверхность», (ЭОП). 
Несколько слов  об этом термине.

Обнаружение воздушных целей при помощи радиолокаторов (сейчас их стало модно называть  радарами) основано на следующем: передатчик радиолокационной станции (РЛС) генерирует  сигналы (импульсы) с помощью которых сканирует воздушное пространство. Если импульс попадает на самолет, он отражается и принимается приемником РЛС.
 По  этому отражённому сигналу определяются азимут, угол места цели и дальность до неё. (Это, конечно, ОЧЕНЬ упрощённая схема, но принцип работы РЛС, думаю, понятен).

Подчеркнём: дальность обнаружения целей зависит от очень многих параметров, как самой РЛС: мощности её передатчика, чувствительности приемника, её рабочей частоты (диапазона волн) и т.д., так и СВОЙСТВ цели:
 
- высоты полёта (чем выше летит самолет – тем проще РЛС его обнаружить, на большой дальности), как это ни странным покажется, для малосведущих. Радиолокационный сигнал распространятся равномерно и прямолинейно. На малых высотах дальнему обнаружению целей мешает кривизна земли. (Можно вспомнить хрестоматийный пример из школьного учебника с кораблем, маяком и кривизной моря). 
Так вот, при высоте полета цели 100 метров над землей – дальность обнаружения цели наземными РЛС будет 30-40 км в самом лучшем случае.
На большой высоте полёта цели «дальность прямой видимости» для сигнала РЛС (а значит и дальность обнаружения цели) может быть многие СОТНИ километров. Наши ТУ-95 летают на задания на большой высоте ( до 12 км).
Впрочем, на такой же высоте,  нередко летают и новейшие бомбардировщики супостатов (особенно в мирное время, просто для экономии горючего). А в чем же тогда  их разница с нашими «медведями»?

- Тут то и надо поподробнее рассказать об этой самой  ЭОП. Эффективная отражающая поверхность (ЭОП) тоже зависит от многих факторов:

- размера самолета (впрочем, размеры ТУ-95 сопоставимы и с его ровесником  В-52 и с более современными американскими «стратегами»: В-1В  и В2). А вот дальше и начинаются проблемы;

- Очень важна ФОРМА корпуса самолёта: чем больше в ней прямых углов, том легче отражается от него сигнал РЛС, а значит -   тем больше его ЭОП, и тем дальше он будет обнаружен. Все современные самолеты имеют характерную «зализанную поверхность, это сделано и для того, чтобы РЛсигнал от неё не отражался, а рассеивался. Таким приёмом  ЗНАЧИТЕЛЬНО уменьшается ЭОП, а значит -  и дальность обнаружения цели.
Желающие могут сравнить формы ТУ-95 с В-1В и уж тем более – В2 (на снимке). Обратите внимание, но то, как «зализаны» все детали самолётов американцев. Никаких прямых углов, все сделано для уменьшения ЭОП.
В 50-е годы (когда создавались ТУ-95 и В-52) об этом и речи не было.  Тогда важно было обеспечить большую  грузоподъемность, высоту и дальность полёта, что и было сделано конструкторами.

Для примера, того, того, какую роль играют прямые углы в радиолокации:  В 1985 году наш дивизион получал (в Капьяре) зенитно-ракетный комплекс С-125 М2 (новой модифицации). Последним этапом приемки была боевая стрельба (пуск ракеты) «по уголкам».  Это значит, что  на полигоне с самолета на парашюте сбрасывается мишень «уголковый отражатель».  Это - несколько сваренных под прямым углом небольших полос металла,  (конструкция  немного  похожа на противотанкового ежа). Этот самый уголковый отражатель спускается, имитируя цель, а мы должны его поразить ракетой.
 Так вот, на экранах наших РЛС и станции наведения ракет (СНР) эта мишень выглядела в виде большой отметки и была уверенно поражена;

- чтобы закончить с ЭОП, отметим, что она у одного и того же самолёта будет РАЗНОЙ, для разных типов РЛС противника. Наибольшая ЭОП (а значит и дальность)  будет для РЛС с метровым диапазоном волн, чуть поменьше – для РЛС дециметрового диапазона и ещё меньше для сантиметровых РЛС. Но и они будут «видеть» летящий на большой высоте  ТУ-95 за сотню  километров минимум.
Ещё в 70-е годы наши советские РЛС П-14 (метрового диапазона) уверенно обнаруживали высотные цели  с ЭОП стратегического бомбардировщика за 400 – 500 км и более. У супостата и тогда тоже  были  неплохие РЛС, а уж за последние 40 лет ТАМ приняты на вооружение куда более мощные и совершенные радары.
 
ЭОП зависит также и от материалов, из которых сделан самолёт. Современные композитные материалы – поглощают сигналы РЛС и уменьшают ЭОП самолета. Есть и новейшие лакокрасочные покрытия, также рассеивающие сигнал и слегка уменьшающие ЭОП.

Все эти технические подробности – для того, чтобы было понятно, могли ли В ПРИНЦИПЕ НАТОвские «вояки», не увидеть на экранах ДЕСЯТКОВ своих РЛС (размещённых там и на континенте,  и на кораблях) медленно плывущих в небе наших «медведей». При том, что они прекрасно знали о сроках учений, традиционно решаемых на них задачах и т.д.

Вспомним, для сравнения, как  пару лет назад на Венесуэлу был организован перелёт двух наших сверхзвуковых (и куда более современных) ТУ-160. Они уверенно обнаруживались и дважды учебно перехватывались НАТОвскими истребителями.
(Разумеется, без идиотского касания крыльями о них, описанного Серафимом).

Надо сказать, что делать истребителю такой смертельно опасный цирковой номер нет НИКАКОЙ необходимости. Обстрелять ракетами «воздух-воздух» и уничтожить воздушную цель современный истребитель может с расстояния 40 -60 км ( и более) даже не входя в зону визуальной видимости бортстрелков бомбардировщика.
К чему же приближаться вплотную (!!!) к нему, да ещё касаться его крыла, рискуя угодить в его мощнейшую спутную струю?! Может быть, КОГДА-ТО нечто подобное и случилось (по дурости и недисциплинированности лётчиков), но говорить, что это в порядке вещей…
«Закусывать надо!» - учил в таких случаях незабвенный Бунша из «Иван Васильича»…

Сам по себе удар (какое уж там «касание», да ещё  ночью, когда «темень глаз коли»)  многотонного истребителя о крыло бомбардировщика (на скорости 800 км/ч) смертельно опасен для обоих самолётов и может привести к мгновенному разрушению их планеров.
Много ли дураков на свете для ТАКОГО риска?!
Во имя чего это будут делать?! 
Чтобы потом хохмочку за столом рассказать?!

Теперь ещё несколько перлов из этой статьи.
Порадовали, естественно супостаты, которые «… подходят, крадутся, мигая огнями, истребители-перехватчики». КАК мигают ночью огни самолётов все, наверное, видели. Даже с земли их видно. А эти – «крадутся» стало быть. Хорошо хоть геройский кинооператор И. Похмельный их засек, а так – быть беде.

Ещё один душещипательный момент из «были»:
- «Их провожают, как в последний бой. Они – с ядерным оружием на борту!»
Полеты стратегической авиации (ни нашей, ни американской) с ядерным оружием на борту НЕ ПРОВОДЯТСЯ с конца 70-х годов прошлого века. Было даже Соглашение на сей счет подписано тогда. Могли взять объёмно весовые макеты, не более того.
Не надо народ  пужать.

И ещё немного «деталей». Помимо радиолокационных станций сейчас полеты стратегической авиации   контролируются многочисленными разведывательными спутниками супостата, которые имеют возможность  осуществлять визуальную и инфракрасную разведку.
Четыре турбовинтовых двигателя нашего Ту-95 «медведи» дают вполне приличный инфракрасный  «засвет» на тепловизорах.

Не менее экстравагантно предположение Серафима о применении нашими «медведями» неких «особо секретных» средств РЭБ, которые, якобы, и  одурили неприятеля .
Применение средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) в мирное время лишь повредит скрытности перемещения самолётов, демаскируя их лишь самим фактом включения генераторов помех.
Вкратце – поясню: помехи бывают 2-х типов:
 
1. Пассивные. Обычно сбрасывают пачки с тонкой алюминиевой фольгой. Они раскрываются в воздухе и медленно спускаются на землю, имитируя сильную облачность и отражая РЛсигнал. Под их прикрытием самолёты и пытаются прорваться к цели. Так действовала авиация Германии и союзников ещё в годы ВМВ.  Сейчас это крайне неэффективно по ряду причин.
2. Активные помехи различных типов. Это – ОЧЕНЬ серьезный способ радиолокационного противодействия. Они бывают многих типов: прицельные (поставленные по конкретной частоте РЛС), заградительные (по всей гребёнке частот данного диапазона), уводящие по дальности, по углам и т.д.
Обычно их называют АШП (активные шумовые помехи). НО все они хороши (и эффективны В БОЮ). В мирное время, включение генераторов АШП приведет лишь к увеличению дальности обнаружения «крадущегося» самолёта.

Привет несравненной Ирине Песецкой и героическому Ивану Похмельному!!!


На фото стратегический бомбардировщик ВВС США В-2 Spirit


Продолжение темы: http://www.proza.ru/2013/02/17/821