Чехов в Георгиевском монастыре

Геннадий Шалюгин
   
                Документальный  очерк
               
    17 сентября 1898 года Чехов вышел из вагона московского поезда на перрон севастопольского вокзала. Извозчик доставил его в гостиницу Ветцеля, расположенную на Екатерининской улице, близ  Морского собрания. По мнению А.С. Мелковой, известного чеховеда, думы писателя были заполнены размышлениями о Толстом. В дороге Антон Павлович читал статью Толстого «Что такое искусство?». После отдыха в гостинице Чехов вышел на Приморский бульвар. Стоял теплый сентябрьский вечер, по бульвару гуляла нарядная публика. На скамейке Чехов приметил молодого человека в форме армейского врача. Вскоре они познакомились, разговорились. Дмитрий Малышев – так звали нового знакомого – был младшим врачом Белостокского полка. В разговоре выяснилось, что молодой человек окончил медицинский факультет того же Московского университета, как и Чехов. Нашлись общие знакомые. Говорили о поэзии Бальмонта, с которым Малышев учился в Шуйской гимназии. В Шуе же у Чехова были родственники по материнской линии.
      Чехов собирался ехать в Ялту на следующий день, и Малышев предложил писателю развлечься поездкой. Антон Павлович не возражал. Наняли извозчика, который согласился за три рубля доставить их в монастырь, ждать их в течение двух часов и потом доставить обратно. Всю дорогу Дмитрий Малышев развлекал  спутника севастопольскими новостями. 
       Чехов, слушая в пол-уха, размышлял о вещах более грустных... Осенью прошедшего года во время обеда в ресторане у него пошла горлом кровь. Профессор Остроумов диагностировал притупление верхних частей обоих легких. Стало быть, туберкулез в открытой форме… Чехов припомнил, в каких мучениях уходил из жизни его старший брат Николай, сгоревший от скоротечной чахотки десять лет назад.  «Ты калека», - сказал Антону Павловичу профессор и настоятельно посоветовал как можно скорей расстаться с Москвой и любимым Мелиховым… Жизнь круто поменялась… Где теперь жить? Придется  перебраться либо за границу, во Францию или Италию, либо в Крым… Если Крым – то куда? Конечно, на  Южный  берег…Либо в «дамско-парикмахерскую» Ялту, которую иногда называли русской Ниццей, либо в Гурзуф, который именовали не менее помпезно - «маленькой Италией». Подъезжая к мысу Фиолент, Чехов подумал, что есть и третий вариант…
     Георгиевский монастырь был одним из древнейших в России. Основан он был, кажется,  еще в девятом веке греческими монахами, бежавшими из Константинополя из-за гонений, которые начались в Византии после запрещения икон. Современный   вид он приобрел в начала Х1Х века   благодаря пожертвованиям известного мистика князя Голицына, бывшего министром  духовных дел. Тогда и  отстроили Георгиевскую церковь. На протяжении века – это  было известно самому  Чехову – в монастыре  отдыхали после морских плаваний  корабельные священники. Святой Георгий, кстати, был покровителем моряков. В 1891 году  здесь «отлеживался» иеромонах Ираклий, с которым Чехов познакомился на  пароходе «Петербург» при возвращении с Сахалина. Ираклий писал Чехову о своих поездках в Иерусалим, на святую гору Афон… Он, кстати, подарил Чехову кипарисовый  крест, который  ныне хранится в ялтинском Доме-музее писателя. Чехов  не без волнения вдыхал  морской воздух, настоенный  на  полыни… Условия тут, конечно,  спартанские, но зато какая  тишина, какой простор… Сам Чехов с младых лет имел склонность к затворничеству, частенько называл себя «старцем», «Иовом под смоковницей». Бунин, с которым Антон Павлович   часто встречался в  Ялте, записал фразу о том, что Чехов  хотел бы жить в монастыре, если бы не надо было молиться… Молились в  монастырях  с уставом, подражающем  Афонскому, истово…Заутреня начиналась еще затемно… Чехову с  его болезнью такой жизни не выдержать…Нет, не выдержать…Да  и лестница к морю такая, что легочному больному  не осилить – более 800 ступенек. Жить у  моря – и  не потрогать волну…
       В мелиховской библиотеке Чехова хранилась книга московского журналиста Сергея Филиппова «По Крыму. Отражения». В книге подробно описывался Георгиевский монастырь и его живописные окрестности: « Берег в несколько сот футов бросился в море, бросился с высоты страшной, отвесной, прямой … Море кинулось ему на встречу и разбилось в мириадах сверкающих брызг о скалы, черное, едва держащееся. Не безумие ли это? И, наконец – о, верх безумия! – Крохотная церковка и постройки монастыря повисли в воздухе над самым обрывом, где идет эта безумная борьба воды и камня».
    По преданиям, православный храм был построен на месте храма Артемиды; ее культ был создан Гекатой, сказочной царицей Таврии. Царица была женщиной с характером: отравила собственного отца и любила охотиться на людей. Родом она была, по утверждению Овидия, из Скифии. В 1820 году встреча с  Фиолентом навеяла Пушкину мифы о храме Девы с его ужасными жертвоприношениями. Некоторые  исследователи полагают, что именно из уважения к  Пушкину  Антон Павлович и посетил Георгиевский монастырь.
      Долго стояли Чехов и Малышев над шумящей бездной… Очнулись, когда к вечерне зазвонил колокол. Попросили у монаха чая. Тот отказал за поздним временем.
«- Если бы вы были бы генералом, то нам подали бы! – сказал Чехов Малышеву.
-  Если бы вы сказали, кто вы, то мы получили бы чай! – ответил Малышев».
     Потом, как вспоминал о встрече с писателем молодой врач, они пошли в сад и наткнулись на «мрачную, любовно-трагическую сцену:
-  Нет, ты меня не любишь! – кричала какая-то женщина монаху».
        Спутники еще какое-то время постояли над обрывом. У Чехова на плечи был накинут плед. Невольно  залюбовались луной, от которой  протянулась до самого берега живая дорожка из серебра. Вид был фантастический, и Чехову пришло на ум, что именно в такой вечер знаменитый маринист К.Айвазовский писал картину «Георгиевский монастырь в лунную ночь». С Айвазовским Антон Павлович был знаком по Феодосии, где десять лет назад отдыхал на даче Суворина…
      Вскоре пустились в обратный путь. Малышев запомнил, что при взгляде на маяк Чехов спросил о том, что чувствовал бы ребенок в  такую ночь, если бы жил на маяке. По приезде в Севастополь Чехов оставил плед в гостинице и вынес книгу Толстого об искусстве. Попросил Малышева по прочтении переслать ее в Таганрогскую общественную библиотеку. Затем они поужинали в ресторане. Чехов почти ничего не пил, приговаривая: «Другой раз хорошо и похворать: ограничиваешь себя и не выпиваешь».
    Уже из Ялты  Чехов описал сестре Маше   впечатления от поездки: «… в лунную ночь  я  ездил в  Георгиевский монастырь и смотрел с  горы вниз на море, а  на горе  кладбище с  белыми крестами. Было фантастично». Упомянул он и о бытовой  сценке возле келий, когда женщина с  плачем  уговаривает монаха уйти из монастыря.  Этот эпизод, пожалуй, ярче всего показывает, что  не мифология, а  реальная  жизнь с ее житейскими драмами  была в поле зрения  писателя.   
     Чеховеды попытались найти отзвуки этой поездки в  его творчестве. Юрий Турчик предположил, что  такая  перекличка имеет место в  рассказе «Архиерей», написанный в  Ялте: и в рассказе, и в  монастырском эпизоде  человеку, посвятившему  себя Богу, приходится отказываться от радостей жизни… Можно предположить, что писателю припомнился и его же собственный рассказ «Без названия», написанный  десятью годами ранее в жанре исторического анекдота. Монахи отдаленного монастыря  наслушались  гневных обличений своего  настоятеля о разгульной  жизни горожан – и дружно ринулись в город, навстречу соблазнам…
     Все это – предположения. Но точно можно утверждать, что  поездка   заставила Чехова вспомнить о рассказе старшего брата Александра «На маяке» (1887). Там была описана  жизнь  на отдаленном маяке смотрителя Луки Евсеича и его 17-летней дочки Ольги. Как жизнь в  глуши могла сказаться на девочке? Александр Чехов писал о «нелепой» душе  ребенка…