Нерусское Радио России

Николай Тимофеев
Я – радиослушатель с 40-летним стажем. Хорошо помню передачи Всесоюзного радио.
Для маленьких слушателей – «Радионяня, есть такая передача». Всегда по воскресеньям – «С Добрым утром», где регулярно выступал главный юмористический гуру СССР Аркадий Райкин, лучшие писатели-сатирики и комедийные артисты; там правили бал несчастный студент кулинарного техникума Геннадий Хазанов и остроумные Маврикиевна с Никитичной... Вечерами – программы радиостанции «Юность», откуда граждане СССР узнали «Юнону и Авось» и «Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты», где можно было услышать музыку «Спейс» и Барбару Стрейзенд.

Каждый час шли 15-минутные «Последние известия», начинавшиеся позывными «Родина слышит...». Здесь дикторы, служившие эталоном русской речи,  рассказывали об урожае зерновых и  добытых миллионах тонн полезных ископаемых, о строительстве ледоколов и космических кораблей, а равно – о безработице в странах капитала и демонстрациях против роста цен в США...

Субботняя «Встреча с песней», где Виктор Татарский доставал из небытия позабытые мелодии. Была его программа «Музыкальный глобус», рассказывавшая о зарубежной эстраде. В передачах Татарского пели Карел Гот, Лили Иванова, Дин Рид, Бони-М и Абба...Тогда он еще не обличал «кровавую эпоху сталинизма» и в своей «Встрече» охотно ставил довоенные советские патриотические песни.

Шли замечательные радиоспектакли, трансляции опер и оперетт. До сих пор старшее поколение по первым звукам узнает музыку Чайковского, Глинки, Верди...

На Всесоюзном радио не было рекламы.

На Всесоюзном радио очень часто звучала музыка народов СССР с преимущественным уклоном в русскую народную песню. Очень мало было англоязычной музыки.
Всесоюзное радио объединяло нас, граждан СССР, воспитывало, учило. Во многом благодаря ему мы осознавали себя обладателями и носителями русского духа, русской культуры. Чувствовали себя русскими, советскими – не делая разницы между этими понятиями. Как не делал их и весь мир, называвший всех советских – русскими.
 
Сейчас на волне Всесоюзного радио, на главной радиокнопке страны выходит в эфир «Радио России». Его дикторы частенько картавят и спотыкаются, ведущие программ мычат и «экают».

Его новостные программы в подробностях рассказывают о грабежах, насилиях и убийствах. Основа – московские новости, будто и правда «за МКАДом жизни нет»...

По радио России идут передачи для уголовников и об уголовниках.

По воскресеньям Борис Гребенщиков усердно прививает россиянам англоязычную музыкальную культуру, а мутный умник Михаил Веллер отвечает на вопросы россиян, приняв на себя роль всероссийского справочного бюро: нет темы, в которой бы он не имел своего мнения.

Передача поэта Андрея Дементьева на этом фоне выглядит чужеродной, включенной по принципу «чтобы было» или «чтобы не говорили, что такого нет».

В перерывах идут вызывающие рвотные позывы медицинские рекламы. Их обилие и вызывающая настырность ставят в тупик: мы что,  действительно такие дебилы, что нуждаемся в зомбирующей информации?

В рубрике «Музыка на радио России» звучит иностранная попса.

«Встреча с песней» охотно пинает советское прошлое, из которого вышла.

Радиопостановки идут в половине шестого утра по будням.

 «Поэзия на радио России» давненько не цитировала Пушкина, Есенина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева.  М.б., это я так попадаю на эту передачу, но складывается впечатление, что сейчас в чести другие поэты...

Классическая музыка почти исчезла. Зато есть прайм-таймовские передачи Предтечинского о бродвейской культуре. Не сильно ошибусь, если оценю соотношение русскоязычной и англоязычной музыки на радио «России» примерно как 30 на 70. При этом русская народная песня практически не звучит. А если звучит, то в исполнении тех, кто официально «популярен»: Золотое Кольцо, Бабкина. Новых имен нет – их действительно нет или не пущают? Откуда возьмутся новые Воронец и Зыкина?

Словом, на мой взгляд, это совсем не русское радио. Только название.

(первая публикация в сети состоялась в Гайдпарке http://maxpark.com/community/8/content/1667070)