Кодекс современного автора

Геннадий Петров
Уже больше двух лет я наблюдаю на ПрозеРу один непрекращающийся спор. Попытаюсь поставить в нём точку. Хотя, разумеется, как только пару человек после меня поставят ещё по точке, получится многоточие… И опять пойдёт-поедет.

Прежде всего, – определение литературы. Вернее, талантливой литературы (или «хорошей», «качественной», «настоящей», как кому нравится). 

Талант, как известно, это, прежде всего – самобытность, уникальность, неповторимость. А любое определение – это попытка универсализации, обобщения, приведения к общему знаменателю. Т.е. дать определение «талантливая литература» невозможно в принципе.

Лично я считаю, что все определения литературы попахивают откровенной вкусовщиной. И потому предпочитаю самое простое:

– «литература» это тексты, которые достаточно большое количество людей достаточно продолжительное время считает литературой, т.е. чем-то достойным чтения, развлечения и/или размышления. 

Параметры «достаточно большое количество людей» и «достаточно продолжительное время» условны. Они зависят от того, какой мы выбрали масштаб – субкультуры, сословья, общества, нации, государства, цивилизации и так далее.

А теперь – Кодекс современного автора. (Разумеется, проект.)

1. Каждый человек имеет право написать любой текст, который не противоречит его совести.

2. Каждый, кто написал текст, имеет право показать его другому человеку, если это, при здравом рассуждении, не причинит какой-либо вред данному читателю.

3. Каждый, кто готов демонстрировать свой текст, имеет право использовать современные способы публикации и обнародования, если это не противоречит очевидным нравственным и религиозным нормам и действующему законодательству соответствующей страны.

4. Каждый, кто продемонстрировал свой текст, используя современные способы публикации и обнародования,  должен нести за него ответственность. Т.е., в первую очередь хорошо отредактировать текст, уважая читателей. И главное - он не имеет права игнорировать их оценки (тем более, цинично подчёркивать это), и обязан принять во внимание любую их реакцию. Иначе можно будет сказать, что он злоупотребил правом «демонстрировать свой текст, используя современные способы публикации и обнародования».

Слабые места данного проекта мне известны. Это такие понятия как: «…противоречит его совести», «…при здравом рассуждении, не причинит вреда», «очевидные нравственные и религиозные нормы», «…принять во внимание любую их реакцию». По каждому такому выражению можно затеять отдельную дискуссию. Но если у меня с кем-то принципиально расходятся понятия совести, морали, религиозных эталонов, вреда, ответственности, то это уже спор НЕ О ЛИТЕРАТУРЕ, и не о труде писателя. Поэтому я и позволил себе, ради общего лаконизма моей заметки, оставить такие ёмкие, широкие понятия.