У дедушки Даля

Екатерина Пионт
Пеку блины для внуков и прислушиваюсь, что творится в комнате. Там Соня и Саня играют в «семью». Сестрёнка старше четырёхлетнего брата на два года.

- Саша, тебе пора на работу, у нас денег нет!
- А, чё я , да я… а ты только играешь с куклами…
- Саша! Это не куклы, это дети!
- Чьи?
- Как, чьи, наши, конечно! Какой бестолковый! Я их воспитываю, а не играю!
- А почему тогда я их не воспитываю?

Тишина.

- А почему тогда я их не воспитываю, а!? – повторяет уверенней Саша, повысив голос.
Соня глубоко вздыхает.
- Да потому, что ты мужчина! Ты сильный! Тебе всегда некогда.
 А я женщина, значит, слабая, уже все давно знают об этом, один ты…
- А ты же меня толкнула вчера, и я упал, помнишь?
- Помню, помню… это один раз, а один раз разрешается быть  сильной всем.

Обдумав Сонины слова, уже через минуту Саша хвастается:
- Смотри, какие у меня мышцы на руках! Видишь?
- Вижу, вижу, - машинально произносит Соня, увлёкшись куклами.
- Ж-ж-ж – доносится из комнаты.
- Соня, я поехал.
- Куда?
- На работу тороплюсь, пока пробок нет.

Является ко мне на кухню в образе мужчины-добытчика, рукава закатаны до локтей, беспрестанно вытирает лоб.
- Ф-у-у,  кафе открыто?
- Садитесь, садитесь, наверное, Вы после работы, очень устали?
- Да, большая куча работы, даже дышать некогда…

Прибегает Соня, недовольная, что нет долго с работы Саши.

- Я так расстроилась, так расстроилась, уже не знаю, где искать тебя, - беря блинчик, сетует она. - Так, Саша, нельзя!
- Нет, льзя.
- Нельзя!
- Льзя.
- Такого нет слова, надо говорить «можно», – учит Соня.
- Нет, льзя!
- Бабуля, скажи ему, что нет такого слова!

Я перевернула блин, обдумывая: вроде встречала... вот попала.         
- Нету ведь, бабушка?
- Подожди, Сонечка,  у меня блин горит…

Через минуту беру словарь Даля: вот оно родимое –  «льзя»!
- Было такое слово – «льзя», но сейчас не употребляют его.
- Вот видишь, я выиграл! Скажи, бабушка, что я выиграл!
- Да ты нас просто поразил! Молодец.
Саша показывает сестре язык.
Я показываю им словарь.

- Это слово я нашла у дедушки Даля.
- Дедушка Даля? Так его зовут? – спрашивает Соня.
- Нет, зовут его Владимир.
- Как президента Путина! Он тоже умный?
- Да. А фамилия его Даль.
- А-а-а,  он далеко, значит, да?
Это такая фамилия. А, вообще-то, он, действительно, далеко, потому, что давно умер, но люди до сих пор пользуются его трудом.

Молча доедают.
Затем наперегонки бросаются  к книге: О, какая большая! И здесь все-все слова, какие есть на свете?
Нет, здесь так и написано, что это словарь живого великорусского языка.
- Живого!?.. – в голос.

Да, и в нем нет тех слов, которые произошли от иностранных, и нет, конечно, нынешних, новых слов, ведь тогда их не было…
- Каких, например, там нет?
- Компьютер, да и оно иностранное…
- Компьютера не было?! – испуганно удивляются, округлив две пары черных глаз.

- Бедный дедушка Даль, он компьютера никогда в жизни не видел, – жалостливо тянет Сонечка.
- И телевизора не смотрел...
- Телевизора?! – еще больше поражаются они.
- Да. А вы думали, что всегда все было, нет, раньше люди жили совсем по-другому, вот будете учиться…

Дети задумались.

- Скучно было, – сокрушается Соня, – да, бабуля?
- Как сказать, каждый чем-то занимался. Книги читали, на лыжах катались, собирали марки, даже открытки…
- А дедушка Даль слова собирал?
- Да, верно. Он ездил в разные места России, расспрашивал народ, кто какие слова помнит, ему помогали и другие люди. На создание этого словаря у него ушла почти вся жизнь, зато мы  и сейчас пользуемся им.
- А почему?
- Потому что в новых словарях многих старых слов нет, они исчезли.
- Как!? – встревает Саня. – Их что ли украли?
- Просто, их перестали говорить.
- И они умерли, как умирают люди, когда с ними никто не разговаривает, и не приглашает в гости?  От одиночества? – печально вопрошает Сонечка.
- Вы не поверите, но так оно и бывает, но…
- А я знаю, я знаю! – они все ушли в словарь дедушки Даля, а не умерли, да бабуля! – радостно восклицает Санёк. - Вот, это я сам придумал, они такие жили, жили и стали никому ненужные, потом… потом дедушка Даль их забрал к себе, построил для них домик, и всё!

- Видите, какой добрый и мудрый дедушка Даль.
- Да… и они до сих пор живые,  - задумчиво произносит Соня.  А почему дедушка Даль умер, а они живут?
- Потому, что доброе дело человека живет очень, очень долго.
- Миллион лет! – расщедрился Саня.
- А не доброе быстро умирает, потому, что злое и сидит одно в уголке, и никто с ним не хочет дружить, – делает вывод Соня. – Хорошо, что дедушка Даль спас слова.

 А они помогают людям?
- Конечно. Вот у тебя плохое настроение, и тут тебе кто-то скажет: «Соня, ты хорошая девочка», у тебя настроение изменится?
- Я обрадуюсь.
- Ну вот, видишь…  выходит, слова живые, они очень многое значат для человека. Словом можно даже убить…

- Бабушка, бабушка! я знаю почему, если взять вот… все слова, и стукнуть словарём, например, случайно! - выпаливает Саша.
- Ну, уж ты, Саша, погорячился! Во-первых, бить нельзя…
- Саша! что за глупости ты болтаешь, одним словом можно! да бабушка?
- Умничка, Соня, ты всё правильно поняла.
 Даже обычное слово, сказанное зло, грубо или в паре с другим может стать убийцей, «Не хочу тебя видеть!», «Ты мне не друг!», «Убирайся вон!»… Чувствуете?
Поэтому прежде, чем сказать, надо хорошо подумать. «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»…
- И не попугай! – добавляет Саша.
- Я знаю ещё! – тянет руку  Соня, – семь раз отмерь, один - отрежь! Нам Татьяна  Михайловна в садике на занятиях часто так говорит.

- А слова бывают весёлыми? – переключает нас на мажор Саша.
- Конечно.  Слово «солнышко» - весёлое или грустное?
- Весёлое! – хором.
- А дождик грустное, даже плачет, - роняет Соня.- А ласковые есть?
- Родные мои, лапушки… 
Довольные улыбаются.

- А больные?
- Больные? Есть. Это когда их неграмотно пишут, или произносят.
- Представляете, у нас в группе Алёна говорит «здрасте», это значит слово «здравствуйте» у неё заболело, да? – спрашивает Соня.
- Да оно просто покалеченное всё!
- Бедное, а где для слов больница?
- Подумай, Сонечка.
- Здесь! – открывает рот.
- Верно. Наш язык может все слова вылечить.
- Язык во рту – это, как будто, доктор в больнице! -  догадывается Соня.

- А у меня, слушайте! а у меня, когда я был  крошкой еще, слова часто простывали, и я говорил «коска», «собаська», – потешаясь над собой совсем маленьким, делится Саша.
- А еще я знаю, слово «я» - это зазнайка! – уже из своих запасников достает Соня. - А вежливые - есть?
- Ну, разумеется…
- А! знаю, «спасибо», «пожалуйста»… - А подружки? – не отстаёт она.
- Скажи, как часто начинается сказка?
- Жили-были.
- Вот, эти два слова давно дружат, и часто ходят под ручку.  У слов все как у людей.

- А сестрёнки? – ещё глубже копает Саша.
- Да. Даже есть близняшки. Они похожи друг на дружку, как две капли воды и держатся тоже за ручки, им так веселее, например: ку-ку, уа-уа, ля-ля-ля…
Оба, дурачась, подхватывают, напевая.

- А… а хулиганы слова есть!? – не останавливается Саня. 
- Есть, но детям их нельзя произносить…
- Да, бабушка, я знаю,  нельзя ни за что! –  откликается Соня, приняв грозный вид.
- Гоша в садике их говорит, а я нет… - опустив голову, бормочет Сашуня, вспыхнув ушами.
- Ты тоже, я слышала однажды! – выдаёт тайну сестра.
- Нет, я больше не говорю… и я Гоше скажу, чтобы он тоже перестал. Я ему скажу, чтоб он их… арестовал! 
Все хохочем.

- Да, здорово придумал, их нельзя выпускать изо рта.
- А если они сами выпрыгнут? – В глазах Саши ожидание. – А, бабушка? А, если они непослушные?  Бывает так?
- На этом свете всё бывает...
- А на другом? – не уступает Саша.
- Где инопланетяне что ли? – недоверчиво морщится Соня.
- Бабуль, а слово «ипланитани» есть у дедушки Даля? – опережает Саша.
- Бабушка, он выбил слову передние буквы! – указывая на брата пальцем, негодует Соня.
- Нет, это оно просто чихнуло! - быстро находится он.
- Инопланетяне? А вот мы вместе потом и посмотрим. О, да у меня  все  пригорело уже… ой -ёй…

С этого дня ни одно вновь услышанное слово Соней и Саней не остаётся не проверенным.

Уже с порога несётся:
- Бабуль! Посмотри, а у дедушки Даля…