Серебряная свадьба

Краснов Валерий
               
    
     - Чтобы дожить до серебряной свадьбы, - слышится голос кого-то из гостей,-
надо иметь золотой характер.
     Это у нас с Наташкой золотой характер? Поймав взгляд жены, я киваю на кар-
тинку, что стоит на книжной полке, и мы вместе беззвучно смеёмся. На цветной
фотографии запечетлена колоритная сцена из жизни львиного семейства. Хищно-
красивая львица, оскалив острые клыки, грозно рычит на мощного гривастого
льва, а тот в бессильном гневе подскочил на задних лапах, подняв вокруг тучи
песка. Картинку вырезали из "Юного натуралиста" наши дети, уверяя, что милые
зверушки очень напоминают им маму с папой в определённые моменты. Что гре-
ха таить, бывают у нас и такие сцены. С годами всё реже и реже, но бывают. Ха-
рактеры у обоих - огого! Правда, чаще дети застают нас сидящими в обнимку или
взявшись за руки, и тогда мы смущённо отодвигаемся друг от друга...
     Гости бродят по квартире, рассматривают картины, фотографии, книги. На-
ташка моя бегает из кухни в гостиную, внося последние коррективы в перепол-
ненный яствами стол, а я исподтишка наблюдаю за ней. Как хорошо, что она
сохранила стройную фигуру, пышные волосы. Как славно звучит её переливчатый
смех! С удовольствием гляжу на её красивые ноги, высокую грудь, нежную шею.
Когда она пробегает мимо, сопровождаемая ароматом духов, не удерживаюсь и
касаюсь её руки. Наташка останавливается на мгновенье, прижимается ко мне и
улыбается так, что теплеет на сердце. Уже четверть века вместе, а всё никак не
привыкну, не успокоюсь. Даже голос, запах жены - будоражит.
     Под громкие возгласы, звуки отодвигаемых стульев, звон посуды - садимся
за стол. Оглядываю гостей. Кто из них был на свадьбе двадцать пять лет назад?
"Иных уж нет, а те - далече..." Друзей мы с Наташкой подрастеряли. Как пока-
зывает жизнь, семейное счастье плохо уживается с дружбой. Редкий человек
 может вынести блаженство другого, особенно, если сам того не имеет.Так что
самые близкие друзья отошли от нас. Зато за столом появились те, кого в свадеб-
ный день и в помине не было - наши дети. Андрюша и Наташа - мальчик и девочка.
 Не трудно догадаться, что дочь я назвал в честь любимой жены. Сын уже кончил
институт, а дочь - ещё школьница.
     Будто уловив мою мысль, Лора, подруга жены, обращается ко мне:
     - Валер, помнишь как мы с тобой пришли в роддом забирать Наташку старшую
с новорожденым Андрюшкой, а ты сказал: "У нас ещё дочка будет, Наташа". Во
нахал!
     - Почему нахал?- заступается за меня жена. - Всё правильно сказал. Вот и до-
казательство,- кивает она на дочь.
     - Помните,- вступает в разговор Юрка,мой старый приятель,- как у Гайдара в
"Чуке и Геке" сторож говорит, показывая на ребятишек: "Вон они документы: си-
дят на печке. Как есть в отца - копия!"
     - Действительно, как дети похожи на папу!- удивляются дружно гости, и с ин-
тересом, будто впервые видят, рассматривают наше семейство.
     Подошло время тостов. Говорит моя кузина Юлька:
     - Легенда гласит, что Бог сначала создал единое существо, потом разделил
его на две половины и разбросал их по разным концам света. С тех пор мужчина
и женщина бродят по земле и ищут свою половину. Найдут друг друга - будут
счастливы, ошибутся - нет им счастья. Так вот наши молодые точно отыскали
свои половины...
     Гляжу на фотографию двадцатипятилетней давности. Я - в первом в жизни
чёрном костюме - смущённо улыбаюсь, прищурившись от бьющего в глаза света
лампы. Наташка - в белом воздушном платье, молодая, красивая, счастливая...
Как закономерно, что мы встретились! Как случайно мы встретились!  Ну кто
бы мог подумать, что Наташка согласится пойти на свадьбу соседки по квартире,
с которой никогда не была близка и которая пригласила её только потому, что
со стороны невесты оказалось мало гостей?  А как могло случиться, что я, придя
домой в десятом часу вечера, после рабочего дня и вечернего института, вдруг
откликнусь на неожиданное приглашение жениха, приятеля моего старшего бра-
та? Между прочим, именно брат и шепнул мне за свадебным столом: "Смотри,
хорошенькая девушка скучает..." И я пригласил её на танец. Девушка оказалась
очень симпатичной, живой, с хорошей фигурой и умненькими карими глазками.
Но что больше всего поражало в ней - это простота, непринуждённость в об-
щении, полное отсутствие всякого жеманства, ненатуральности. Я с первого
мгновения чувствовал себя с ней легко, расковано, как ни с кем другим никогда
не было. Нас сразу же неодолимо повлекло друг к другу...
     Вскоре после нашего знакомства произошёл один замечательный разговор.
Наташа как-то спросила:
     - А как твоя фамилия?
     - Краснов, - ответил я.
     - Значит, цыганка меня обманула,- с грустью сказала Наташа. - Она нагадала,
что я выйду замуж за своего однофамильца.
     - А как твоя фамилия? - в свою очередь спросил я.
     - Сахарова.
     - Значит, не обманула,- обрадовался я. Дело в том, что если бы я взял фамилию
отца, а не матери, то был бы Сахаров.
      Бывают же такие чудеса!...
     - Что-то там жених размечтался? - задорный голос вернул меня в настоящее.
- А ну-ка давай тост, Валера!
     - На своей серебряной свадьбе,- извлёк я первую домашнюю заготовку,- Лев
Толстой, выслушав хвалебные речи по поводу собственной супружеской жизни,
недовольно проворчал: "Могло быть и лучше." Так вот, я про нашу совместную
жизнь могу сказать: лучше быть не могло.
     Наташка поднимается и целует меня в щёку:
     - Спасибо, милый.
А гости дружно кричат:
     - Горько!
В памяти тотчас возникает наша свадьба, и душу обдаёт теплом. Только любовь
может принести такое счастье. Мы до сих пор спорим, кто из нас кого больше
любит. Каждый считает, что его любовь сильнее. Я говорю: "Спасибо, тебе, что
вышла за меня замуж." А она в ответ: "Это тебе спасибо"...
     За столом стучат вилки, звенят бокалы, гости нахваливают кушанья:
     - Ой, какие вкусные грибочки! Пирог - необыкновенный! До чего же я люблю
салат с крабами!
     - А я люблю свою жену! - неожиданно вырывается у меня, и я чувствую, что
краснею. Но тут же ловлю счастливый Наташкин взгляд, и смущения как не бывало.
     - Между прочим,- кокетливо произносит Лора,- я уже четверть века жду, когда
Валерка перестанет женой любоваться. Но видно, так и не дождусь. И знаете, да-
же непонятно, что их объединяет, ведь они такие разные. Наташка любит класси-
ческую музыку, а муж обожает спорт, Валерка профсоюзный босс, а жена равно-
душна ко всяким общественным делам.И при этом оба властные, самолюбивые, уп-
рямые. А уж как Валера Наташку приручил - это вообще загадка. - Видели бы вы,-
оглядывает Лора гостей,- какая она в институте чистюля и недотрога была! Про-
сто сиамская кошка. Парни к ней и подходить не решались...
     Я поглядываю на жену. Что недотрога - это точно. В первые месяцы знаком-
ства как-то в кино я положил ей руку на колено. Она сердито прошептала: "Не
люблю когда меня ощупывают." Меня, помню, как холодным душем обдало. До
сих пор вспоминаем и смеёмся. Зато на всю жизнь запомнилось, как она впервые
взяла меня под руку. Мы стояли в очереди в кассу метро "Охотный ряд", и вдруг
я почувствовал, как её ладонь скользнула под мой локоть. Очень сладко было...
     Действительно, на чём держится наше супружеское счастье? Как удалось нам
сколотить такую крепкую семью при таких характерах? Оба не терпим лжи, фаль-
ши, не выносим безответственности, лени, неряшливости. А ведь всё это , хоть
в малых дозах, неизбежно присутствует в каждом человеке, в том числе и в нас
самих.
     В чём же причина нашего счастья? Ну на первом месте, конечно, любовь.
Причём и духовная и физическая. Даже представить себе не могу, чтобы моя На-
ташка оказалась какой-нибудь фригидной. Какого счастья я бы тогда лишился!
Да и ей, наверно, не подошёл бы муж с темпераментом амёбы. Лучшие моменты
нашей жизни - когда мы вместе. Я ужасно горд, что такая женщина принадлежит
мне и только мне. А душу её, как сказал Пушкин, ещё больше люблю. Не знаю
на свете человека чище, честнее, благороднее моей жены. Совершенно уверен,
что, хотя нам обоим повезло, но мне повезло больше.
     Ещё один важный кирпичик нашего счастья - вера в друг друга. За двадцать
пять лет я не помню случая, чтобы она не только предала, а даже подвела меня.
В любых ситуациях - с друзьями, родителями, детьми - мы всегда заодно. Потом,
наедине, мы можем поспорить, поправить друг друга, но на людях - никогда.
     Ещё один момент: жена дала мне большое счастье - чувствовать себя насто-
ящим мужчиной. Это касается всего - и интимных отношений и положения в се-
мье. Я знаю, что в доме без моего согласия не будет принято ни одно серьёзное
решение. Видимо, поэтому при моей властной натуре мне ничего не стоит сказать
жене: " Я не сторонник этого, но не обижусь, если ты сделаешь по-своему." И к
собственному удивлению, действительно не обижаюсь, когда она "ослушается".
Надо сказать, что и я делаю всё, чтобы моя супруга во всех ситуациях чувство-
вала, что она - женщина, и женщина необыкновенная.
     - Наташ, Валер,- теребит нас неугомонная подружка жены,- скажите честно,
кто у вас глава семьи?
     Пока мы собираемся с мыслями, сыпятся анекдоты, все на один манер: о том,
как жена утверждает, что глава - муж, но тут же выясняется обратное. Наконец,
вспоминают, что задали нам вопрос, и тогда, переглянувшись с женой, я говорю:
     - Мы всё решаем сообща.
     - Нет, вы не хитрите,- протестуют гости,- так не бывает.
     - Ну некоторые вопросы решаем поочереди,- уступаю я.- Помните как в анек-
доте: я решаю основные проблемы - международные отношения, сохранение
окружающей среды, борьба с наркоманией, а жена всякие мелочи - на что по-
тратить деньги, в какой институт поступать сыну, где провести отпуск...
А если серьёзно, то у нас за годы совместной жизни масса вопросов  естествен-
ным образом поляризовались: одни отошли ко мне, другие к Наташке. Но в бо-
лее-менее важных делах мы всегда советуемся.
     Гости на время оставляют нас в покое. Жена берёт мою руку, и её тепло бе-
жит ко мне. Я тихонько, только для неё, напеваю:
                - Представить страшно мне теперь,
                Что я не ту открыл бы дверь,
                Другою улицей прошёл,
                Тебя не встретил, не нашёл...
     Если бы четверть века назад знать, какое счастье меня ожидает, да я бы вце-
пился в неё мёртвой хваткой. А тогда - тянул с предложением, будто чего-то
опасался. Стыд какой...
     - Ты что-то загрустил, милый,- услышал я Наташкин голос.
     - Нет, всё в порядке,- улыбнулся я жене и обратился к гостям:
     - Хотите, я прочту стихи, которыми поздравил свою спутницу с юбилеем?
И после одобрительного гула начинаю читать - о нашей встрече, о первом поце-
луе, о моём первом подарке любимой, символическом сувенире - царевна лягу-
шка со стрелой Ивана-царевича. Наташка тогда была в восторге. А кончались
стихи так:
                Двадцать пять счастливых лет,
                Двадцать пять различных бед,
                Двадцать пять крутых витков -
                Вновь пройти с тобой готов!
     Тост сделан, можно поразмыслить ещё. Вспоминая прожитые годы, очень
важным видится наша постоянная готовность уступить друг другу, взять самое
трудное на себя, порадовать чем-то. За право самопожертвования бывают даже
жаркие схватки. Но тем не менее, в семье все годы господствует установка: в пер-
вую очередь наряжать и украшать маму. И вообще, я горжусь тем, что в доме
создан культ матери, на мой взгляд, необходимый каждой семье.
     Дети знают, что папа может даже встать перед мамой на колени. Он демонстри-
рует это после своей несдержанности в ссоре - полушутя, но всё-таки серьёзно.
Что касается ссор, то когда до них доходит, жена чаще всего уступает, зная мой
горячий характер. Особенно это было заметно в начале нашей супружеской жизни,
когда Наташа была ещё совсем молодой, с нерасшатанными нервами. Теперь уже
не то - укатали Сивку крутые горки. Материальные трудности, неустроенность быта,
детские болезни и бесконечные сумки с продуктами - сделали своё дело. Нынче же-
не не всегда удаётся сдержаться. И глядя на неё - издёрганную и измотанную - мне
становится стыдно: как же я допустил, что эта замечательная женщина, достойная
царской жизни, влачит существование домашней работницы! Под влиянием таких
мыслей я всё чаще уступаю жене.
     Конечно, Наташка делает для меня гораздо больше, чем я для неё. Особенно она
оберегает мою персону после случившегося со мной инфаркта. Но на моём лицевом
счету имеется несколько подвигов, которые не позволяют довести наш счёт до раз-
громного не в мою пользу.
     Однажды, впервые попав за границу, ценой жестокой диеты удалось сэкономить
некоторую сумму и привезти жене дублёнку. Это была её первая дорогая вещь.Какой
же радостью, благодарностью, гордостью засветилось её лицо, когда я развернул
подарок...
     Или ещё один номер. Жена моя очень огорчалась, что наша квартира в плохом
состоянии. И вот, когда она уехала в командировку, я разыскал рабочих и к её
возвращению отремонтировал наши апартаменты. И вновь - драгоценная радость
на её лице.
     Но сама Наташа больше всего ценит другой мой поступок. А дело было так. Мы
долгое время стояли в очереди на гарнитур из мягкой мебели. И надо же такому
случиться, что открытка пришла как раз, когда жена с дочкой были в санатории.
Пришлось выбирать гарнитур самому. Когда Наташа позвонила с юга, я гордо со-
общил о покупке. "Какого цвета?"- поинтересовалась она. "Зелёного"- отвечаю.
"Зелёного,- грустно повторила жена.- У нас итак вся мебель зелёная. Мне так на-
доел этот цвет." На следующий день я поехал в мебельный. С большим трудом
договорился о замене. Потом неделю ловил подходящий гарнитур, занял денег,
и привёз новый набор мебели шикарного синего цвета. Об этом моём подвиге
жена не перестаёт вспоминать.
     Между прочим, дети постоянно смеются над нами: мама и папа всегда доволь-
ны собой. Ну и что? Это ведь здорово помогает жить. Да и есть чем гордиться.
Хотели иметь сына и дочь - получили. Задумали вырваться из коммунальной ква-
ртиры - "построили" кооператив. Решили делать диссертацию, и вот Наташка -
кандидат наук.  Да и я не подкачал - выбился в начальники. Откровенно говоря,
представить себе не могу своё самочувствие, если бы отстал от жены.
     Вот бы ещё и дети оправдали надежды. Но пока (держусь за дерево) и здесь
неплохо. А до чего порой тяжко приходилось! Вспоминаешь и удивляешься -
как только выдержали? Первенца, Андрюшу, растили тяжело. Зарплат не хватало.
Питались и одевались скудно.Постоянно занимали деньги, зато каждый год сни-
мали дачу для ребёнка. До ночи гладили пелёнки с двух сторон, в коммунальной
квартире ежедневно купали сына, натаскав вёдрами воды в ванночку, установлен-
ную на двух табуретках в десятиметровой комнате. А потом - дочка. Родилась с
патологией в почках. Только бывало поест - тут же всё обратно. Бесконечные
хождения по врачам, анализы, больницы. Потом операции: одна, вторая...
   Но несмотря ни на что, даже в те времена я просыпался с ощущением ожидания
счастья. С юности моим девизом было: "В пустыне нет красоты, красота в сердце
бедуина." Прекрасные слова! Если их слить воедино с Блоковской жемчужиной:
"Сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен", то получится полный
оптимизма гимн жизни. Под звуки этого гимна я и живу, потихоньку напевая его
своим ближним. А в тяжёлые минуты вспоминаю молитву, вычитанную у Курта
Воннегута: "Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, что я не
могу изменить, мужество - изменить, что могу, и мудрость - всегда отличать одно
от другого." Надо сказать, что насчёт мудрости - самый тяжёлый пункт. Вроде,
не дураки мы с Наташкой, а тьму глупостей наделали. Сколько раз рвали на себе
волосы, ругали себя последними словами! Кстати, самобичевание очень помогает
- потом бываешь осмотрительнее и, как говорится,делаешь уже другие ошибки...
     - Послушай, Валерик,- зовёт меня жена,- Юрка читает стихи.
                Любовь, любовь - гласит преданье-
                Союз души с душой родной.
                Их съединенье, сочетанье,
                И роковое их слиянье
                И... поединок роковой...
     Да,да, всё именно так - их съединенье, сочетанье... Порой просто диву да-
ёшься,как мы с Наташкой одинаково мыслим. Сын спросит о чём-нибудь сперва у неё,
потом у меня и смеётся: слово в слово повторили друг друга. Я иногда только
рот открою, а жена уже знает, что я скажу. Порой мне кажется, что мозги наши ка-
ким-то необъяснимым образом объединились. Но и насчёт "поединков роковых"
Тютчев тоже прав. Всё, вроде бы хорошо, хорошо, но вдруг, словно пламя, выры-
вается острое противоречие. И спорим, и кричим, и доказываем друг другу - кто
умней, кто складней, кто больше читал... Вот в такие моменты мы и напоминаем
ту самую львиную парочку. Но недаром говорят: гнев влюблённых - возобновле-
ние любви. Я бы даже сказал не возобновление, а обновление. Сколько же раз
она у нас обновлялась! Помирившись после ссоры, как-то и любим друг друга
больше. Словно встретились вновь... 
     За столом тем временем слово берёт муж моей кузины.
     - Давайте выпьем за тех, за кого ещё сегодня ни разу не пили,- он делает паузу
и все с интересом затихают. -За Наташу и Валеру,- заканчивает он под бурный смех.
     - Помнишь,- шепчет Наташка,- как ты хорошо сказал мне на нашей свадьбе: "Я
очень рад за тебя, что ты выходишь замуж"?
     Я обнимаю жену за талию и привлекаю к себе.Волнение охватывает нас обоих.
и я живо представляю себе, как, когда мы ляжем спать, я скажу Наташке: "Мышка,
мышка,выходи за меня замуж."
     - И всё-таки, молодожёны,- слышится голос Юльки,- не может быть, чтобы вы
никогда не ссорились, не ругались. Сознайтесь, бывает такое?
     - Ещё как бывает,- подтверждает жена. - И всё-таки мы живём душа в душу. Ну
подумайте сами, можно ли долго злиться на мужа, если он в разгар ссоры вдруг
грозно приближается ко мне, и в тот момент, когда я ожидаю самого худшего, гро-
зит мне пальцем и с серьёзным видом произносит:
                - Ты, Марусь, меня не зли
                И конфликт со мной не дли,
                Мне намедни из Парижу
                Гильотину привезли.
     - Это из сказки Филатова,- поясняет жена. - Ну как после этого ругаться?
     Надо сказать, что с юмором в нашей семье всё в порядке, и это нам здорово по-
могает жить.
     - Мам, - вступает в разговор наша дочь,- а помнишь, как папа заставил меня ле-
карства принимать?
     - Было дело,- улыбается Наташка и рассказывает:
     - Мы долгое время не могли решить одну проблему: у девчонки обострение с
почками, врач прописал лекарства - три раза в день до и после еды - а она, пар-
шивка, то и дело забывает. И бранили её, и наставляли - ничего не помогает. Так
папа что придумал: над её местом за столом прикрепил плакат с такими словами:
                Шляпой уж совсем не будь,
                Принять лекарство не забудь.
                Порошок перед едой,
                Порошок после-
                Ритуал такой простой,
                Запомнит даже ослик.
     - С тех пор,- закончила жена,- дочь никогда не забывала про лекарства.
     - Давайте танцевать - предлагает Лора. Гости поднимаются, сдвигают столы,
стулья, освобождая место для танцев.
     - Поставь нашу любимую,- говорю я Наташке.
     И вот уже издалека, из юности - даже не нашей, а наших родителей - доносится
голос некогда очень популярного певца:
                Наш уголок нам никогда не тесен,
                Когда ты в нём, то в нём цветёт весна...
     Старинная сентиментальная песня, но она нам очень дорога. Под неё мы с На-
ташкой танцевали на нашей свадьбе. Мы прижимаемся друг к другу и плывём в
задумчивом танго, ощущая на себе чуть насмешливые взгляды наших друзей...