6. 7. Между добром и злом нет выбора!

Лев Балашов
6.7. МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ, МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ НЕТ ВЫБОРА!

Некоторые понимают свободу весьма поверхностно, как возможность выбора между чем угодно, например, между добром и злом, между жизнью и смертью. Свобода как возможность выбора имеет значение не какой-то сиюминутной, одномоментной возможности, а возможности, длящейся во времени, длящейся всю жизнь (жизнь не только индивидуальную, а и родовую, всечеловеческую). Если одномоментное осуществление возможности выбора ведет к уменьшению или уничтожению этой возможности, то это не возможность выбора в подлинном смысле.

Рассмотрим два приведенных выше примера.

1. Человек решил предпочесть зло добру, например, совершил преступление. Это значит он обрек себя на существенное ограничение возможности выбирать (в крайнем варианте заключен в тюрьму за преступление). 

2. Или человек решил предпочесть смерть жизни, т.е. покончил жизнь самоубийством. Этим он уничтожил самую возможность выбирать.

Возможность выбирать — это возможность выбирать, выбирать, выбирать… до бесконечности.
Подлинная свобода предполагает не всякую возможность выбора, а лишь такую, которая сохраняет возможность выбора или продуцирует новую возможность выбора, качественно и количественно расширяет пределы выбора.

6.8. ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ЗЛО ОТ НЕДОМЫСЛИЯ

                Сея зло, люди обнаруживают свою глупость, потому что создают
                невыносимый для них же общественный климат, при котором легче
                всего отнять их права, свободу и имущество.
                В. Коровин («Поэт и мудрец». М., 1996. С. 109)

Люди делают зло от недомыслия. И те, кто делает зло по злому умыслу, и те, кто вроде бы хочет добра (и не хочет зла), а в результате делает зло.

1. Делающие зло сознательно (по злому умыслу) ошибочно думают, что их-то зло не коснется. Ан нет. Есть такое явление: бумеранг зла. Зло непременно возвращается к тому, кто его делает. Как аукнется, так и откликнется. Если не в том же самом виде, то приблизительно, примерно…

2. Благими намерениями дорога в ад вымощена. — О тех, кто настроен, нацелен на добро, а в итоге делает зло, не желая этого. Значит, не хватает мозгов. «Глупец не может быть добрым: для этого у него слишком мало мозгов» (Ф. Ларошфуко).