Прощай, детство!

Гюльбениз Камарли
               

      Закончились выпускные экзамены… Лето  1964 года началось   солнечными , жаркими

днями  и все соседи нашего двора   спешно уехали на отдых. Кто куда. Двор опустел...

Посреди  двора лежала груда  брёвен. Их привёз  муж  Хафизы  ,  что жила на

втором этаже-   на стареньком грузовике с деревянными бортами- выгрузил их во  дворе и
 
забыл о них. ..Так и валялись они – отсыревшие, покрытые мхом  в местах недоступных

солнцу…
          Как выяснилось позже- Муртуз замыслил построить гараж на небольшой площадке

 возле забора-но ему мешало абрикосовое дерево. Подлый план  для устранения  дерева
 
 он осуществлял периодически, заливая его корни кипятком и  раствором  соды с мылом

после кипячения белья…

Бедное дерево со временем засохло...

      Хафиза работала учительницей русского языка в школе,  напротив нашего дома.

Она была одинокой  и очень привлекательной женщиной.Когда она заходила к нам- чтоб

спросить у деда что- то - связанное с методикой преподавания ,или по- поводу плана

работы в школе-то бабушка даже не отходила от них- чтоб поставить  на плиту чайник...

А после её ухода начинала придираться к каждому слову  деда...

   Двухкомнатная квартира  Хафизы на втором  этаже  была опрятной и нарядной по тем

временам. В   детстве, когда я взлетала по деревянной лестнице к ней на второй этаж

-чтобы поиграть на её балконе под тенью веток старого дуба,которые зеленым занавесом

 ограждали его от проезжей части улицы –она угощала меня чем-то вкусным -это был  либо

шоколад, либо миндаль зажаренный в сахарном сиропе. Вынимала она это из буфетного шкафа,

полочки  которого были аккуратно застелены модными в то время белыми салфетками с
 
вырезанным уголком рисунком, края которого плотно прострочивались на швейной машинке.

Называли эту технику вышивки   почему-то»Ришелье». Это был кич тогдашней моды .

Одевалась Хафиза всегда красиво: после работы надевала шёлковый до пят халат и

домашние туфельки на каблуках,которые  громко  и весело  стучали по деревянной

лестнице, когда  она спускалась и поднималась по ней. Меня она  любила - баловала
 
красивыми атласными ленточками, которые вплетала в мои косы, дарила плюшевые игрушки,

 иллюстрированные книжки... Иногда - пока я игралась на балконе – она ставила на

примус(специальное устройство , на котором приготовлялась пища, состоящее из одной

 камфорки и топливного бачка) ведро  воды. Потом она звала меня   лить  ей на голову
 
разогретую воду чтоб вымыть волосы - что я с восторгом делала...

      В  пятидесятые годы прошлого столетия- когда страна только начинала подниматься

после Великой отечественной Войны -не было централизованных коммуникационных систем.
            

Наличие ванной комнаты в чьем – то дворе или в квартире считалось большой роскошью…

 Люди семьями  ходили  мыться в городскую баню.

 Приходилось ждать часами  в очередях на получение отдельного номера-

 который состоял из прихожей с вешалкой, столика и сиденья.

Следующее помещение  состояло из чугунной ванной-сомнительного цвета

 и чистоты и непосредственно душа-воду которого необходимо было всё

 время регулировать:то вдруг -кипяток...а то  вдруг- холодная вода...

 Многие  часто прибегали к тому, что ежедневно мылись дома- подогрев

 воду в ведре или баке для кипячения белья...Мы - с моей подругой

 Асмаркой называли  эти походы в баню-"мыльным  маскарадом"..
 
 Когда необходимо было сэкономить время- то можно было быстро помыться

 в "Общей"
-  где выдавали  талон с номером шкафчика- куда складывалась одежда
,
тазы и кружки для мытья, которые

 ставились внутри помещения  под кран с горячей и холодной водой...

 Начинались эти помещения с общего коридора с двумя дверьми, на которых

 было написано
" Женская" на другой двери"Мужская"

Народу всегда в этом помещении было много и мыльная пена -составляла

 единственную одежду.   То ли в шутку- то ли всерьёз -в народе ходило

 много
 анекдотов- как посетители  мужской«Общей» якобы «перепутав»- заходили
 не в те
 двери- если дежурная на  время куда- то отлучалась- и получали тазом по голове…

            Мне нравилось    смотреть, как Хафиза  после мытья протирает влажные
 волосы
махровым полотенцем, как разделяет  их на множество прядей и заплетает

меленькие косички,  затем прикрывает голову косынкой.

 Это  было таинством перед её

утренней пышной и красивой  причёской!...
 
Возле входных  покосившихся деревянных ворот

во двор находился общий  туалет и водопроводный кран -  место кратковременной

 тусовки всех женщин нашего двора.Вёдра выстраивались в очередь перед

 уходом своих хозяев на работу.Всем надо было успеть запастись водой,

 которая поступала к 12 часам дня и перекрывали её в 6 часов вечера.

Поэтому задолго до подачи этой жизненно необходимой жидкости, под кран

 надо было поставить ведро- в очередь.

 Хотя вёдра все были одинаковые  и  как один куплены за углом - в маленьком

  магазине смешаных товаров- каждый знал где стоит его ведро.

 Причём старались ведро Хафизы поставить в конец очереди – пока она не

 спустилась со второго этажа, что казалось мне верхом несправедливости !

 Женщины почему- то относились к  Хафизе свысока и она компенсировала

 это своими нарядами , красивыми причёсками.  При разговоре с ними не забывала

 всегда упомянуть , что она «казанская татарка». Говорила она эти слова-

приподнимая брови и расширяя свои  миндалевидные глаза изумрудного цвета - так,

 словно это означало нечто такое,  до которого женщинам нашего двора было

 очень  далеко…

        Муртуза недавно был женат  с Хафизой…    Было   это так: однажды

 вечером мы увидели Муртуза   поднимающимся на второй этаж по  лестнице ,

примыкающей бортом к нашему крыльцу …А спустя несколько дней     на её балконе,

 выходящем на улицу Азизбекова , громко запел Ашуг ,подыгрывая себе на сазе

 (саз- национальный Азербайджанский  струнный инструмент)

Его громкое - на всю улицу - и непрекращающееся всю ночь пение - возвестили
 
 всем соседям о том, что кончилось одиночество красавицы Хафизы...
 
 На следующий день среди мужского населения нашего двора были недвусмысленные

 шутки , а женщины перешёптывались и улыбались… наверное были рады- что

наконец- то красавица вышла замуж!Но  идиллия длилась недолго - в один

прекрасный день приехала семья  Муртуза из соседнего района, в составе его

 жены и четверых детей ...

Разборок не было- времена были не те, да и  у Хафизы не оставалось выбора…

 Младших- сына и  дочь -Муртуз оставил у себя , а жене и двум старшим детям –

 снял квартиру в городе….Говорили, что его жена устроилась в одной из столовых

 поваром... На этом его  план вторжения  в город и поселения в нём своих
 
домочадцев не закончился.
 
 Он устроился работать  бухгалтером на одном из предприятий города .

 Соответственно решил расширить свои владения и у нас во дворе. Место для гаража

  несуществующего автомобиля  он наметил там, где росло моё любимое

 абрикосовое дерево… Весной, когда оно расцветало, я взбиралась  на него.

 Сквозь нежные лепесточки   цветков, пахнущих медом, под жужжание

 пчёлок,собирающих сладкий нектар и снующих у меня перед глазами от цветка к

 цветку я  смотрела на кудряшки белых облаков на  небе, которые принимали

 причудливые  очертания  или   вовсе растворялись…

В детстве оно было местом –где я пряталась от наказания, убегая от дедушкиного

 ремня. А в 5-м классе- пряталась от репетитора по алгебре- дедушкиного

 племянника Зелимхана.Хотя он  учился тоже в нашей школе- но был в 10м

классе  - мне казалось, что  строже него нет никого на свете… Дерево было

 местом моего отдыха , убежищем от всех проблем…  Когда поспевали его крупные

 плоды и ароматный сок их тёк по руке, налетали пчёлы .. Гармония безоблачного

 неба, медового запаха, радостного цвета плодов ,шелеста листьев с жужжанием

 пчёлок -создавали ощущение  беззаботного счастья, бесконечности бытия.…

  Дерево  росло как раз на самом краю  забора, которым обнёс мой дед  уже

 давно посаженные им  плодовые деревья...

 ...Шестидесятые годы 20 века утверждали принципы основы социализма  .

 Социализм предрекал людям уверенность в завтрашнем дне- тем - кто заканчивал школу-

 открывались двери ВУЗов –учёба была бесплатной...Работающим гражданам

 социалистического общества- в порядке очерёдности - бесплатно предоставлялись
 
квартиры...Люди жили  с  надеждами на лучшее будущее...Лозунг

 " Уверенной поступью-вперёд,  к коммунизму!" - в то время  по крайней мере

 у простых людей ,не обременяющих себя критическим отношением ко всему

происходящему- не вызывал сомнения...Конечно- читателю популярного

сатирического журнала "Крокодил" описывалось  мерзкое лицо Запада и

закреплялось великолепными карикатурами художников Кукриниксы.  Люди ехали

 на целину- не сомневаясь в том- что строят коммунизм ...Дедушка

 мне объяснял тогда- что при коммунизме все будут жить -как в раю...

А когда  я спросила про рай- то он огорчился-сказал,что надо долго

 рассказывать-но он об этом мало знает... Никто не завидовал тому-кто

 достиг большего- чем его ближние .Люди  могли ценить и уважать  труд и
 
достоинства другого... Приобретение  отечественного автомобиля " Победа",

"Москвич", "ЗИМ" или холодильника- модного в то время "ЗИС- Москва"или

 «ЗИЛ –Москва»- расценивалось  как колоссальный труд и не вызывало жгучую

 зависть- как это принято сейчас  - при виде благополучия у соседа.

 Привозилось  это из Москвы по железной дороге...Помню как долго мы ждали

 холодильник и как  много хлопот было по установке его у нас дома.

На весь город был единственный мастер по фамилии Солдатов.

Может другую фамилию и не  запомнила бы... После
 
ухода мастера наш холодильник стал издавать дребезжащие звуки при работе ,

 а при остановке  - словно кто-то два раза несмело притопнул ногой..
 
 Кстати-работал он исправно с 1954года по  2000год!!!А в 2000 году его попросил
 
наш сосед-он открыл ларёк и хотел в нём держать пиво.Соседу пришлось заменить

  только трансформатор. Советское качество!..

          Времена были простые и добрые- бабушка никогда не отказывала соседям

 сохранить в  холодильнике денёк другой пакет с мясом или банку с молоком...

Все желали  друг- другу добра и ничья участь не была безразлична другому...
 
Люди были не чужими , а кем- то вроде родственников. Могли   зайти  и просто
 
посидеть, попить чайку, попросить взаймы  денег,хлеб –если кто не успел

 купить по пути  с работы, соль или что-то ещё…Летними вечерами  выносили

 столы в центр двора-ставили самовар, ужинали вместе, угощая друг - друга ...

               Я  тогда училась в средней школе , в 8 классе.Еще не исполнился

 год- как умер мой дедушка.  То - о чём  мне хотелось бы поговорить с

 ним- я говорила с его другом- Исмаил-беком  - который жил со своей семьёй
 
на втором этаже нашего дома...  Исмаил муаллим давно уже отошёл от
 
преподавательской деятельности, был на пенсии...Было интересно говорить с ним

 на разные темы, вспоминать моего деда, в моём лице он видел слушателя его рассказов

 .Жена его-Фируза ханум- была замечательным педагогом, воспитала семерых

  детей, была добрым  и справедливым человеком писала стихи одной из первых

слушательниц которых была  и я.Близко дружила с моей бабушкой.

Все  их дети со временем переехали в Баку и тётя Фируза часто ездила  к ним в гости.


 Квартира эта была мне такой же родной, как  и моя собственная. Всё моё детство

 прошло рядом с этими замечательными людьми…Во время тех бесед  дедушка Исмаил

  рассказывал о своей учёбе в Горийской семинарии, показывал свои фото,

интересными из которых я находила его фотографии во время охоты на природе.

Нравилась одна из них-где  он   рядом с подвешенным на дереве вниз головой

кабаном …Он  был очень грамотным ,образованным человеком.   Обладал  большим

 чувством юмора .Как-то ,во время рассказов об  охоте сказал: «  Я столько

 гусей на охоте  перестрелял...Перья от  них летели от нашего дома-до

 вокзала- ветер гонял их не раз туда и обратно…Но  так  я и не дождался

от моей родной женушки подушки  из гусиного пера!"-на

 что тётя Фируза находила смешные ответы, парируя его шутки...

      Однажды  дедушка Исмаил  меня спросил:-  а как  будет множественное число

 слова «дно»?!Я долго ломала голову и говорила невероятные  ответы .

        Прошли годы …Как-то- будучи на стажировке в

 Москве, в одном из НИИ союзного значения- я спросила это слово у коллег..

Никто из присутствующих в отделе строительства-куда я была прикомандирована-

не знал правильного ответа.И тогда я подумала о том, что в 19 веке, в Горийской

 семинарии были настоящие преподаватели , высококачественные педагоги -

вложившие в своих студентов свою душу и любовь к Русскому языку,выпустивших из

 своих стен настоящих носителей грамотного  языка . 

    Но вернусь опять к лету 1964 года. Приехала из Баку   моя тётя Закия-

 «Биби» -(сестра  отца) . Спросила- куда я собираюсь поступать.Я сообщила ей о

 своей мечте поступить в  МГИМО.Написала реферат, учила английский.

На выпускном экзамене в школе получила пятёрку по русскому-что считалось очень

 важным тогда.Тетя на меня посмотрела как на инопланетянку.-  -«Ты не поедешь в Москву!

 Нечего молодой девушке одной делать в Москве.И вообще туда принимают только

 детей  дипломатов и  "шишкарей"…Если бы был жив  твой отец или дед- другое

дело...А так- поедем в Баку- будешь сдавать экзамены в   медицинский…»Я

объяснила,  что  читала недавно книгу Иванова «Прокажённые»,  что никогда не

пойду  работать- допустим- в лепрозорий…   Аргументы против медицинского

 института показались моей тёте убедительными .Тогда она   сказала-«Ну как

 хочешь"...

Никакой альтернативы насчёт другого места учёбы мне  предложено

 не было… Зато она забрала бабушку ,увезла её к родственникам  в Кедабек,
 
предварительно заполнив холодильник  на мой отказ  от совместной поездки.

Некоторое время  я пребывала в оцепенении - рухнули разом все мечты…Настенные

 часы  с маятником   остановила- в знак

траура по моей мечте.. казалось- всё кончено.  Готовить не хотелось...

 Соседей во дворе не было- жара  разогнала всех в более прохладные места…

Даже моя бабушка оставила меня одну и капитулировала…

       Абрикосовое дерево было зелёным..Плоды ещё набирали силу, чтоб

наполниться мёдом , раскраситься, налиться соком…

                Прошло несколько дней и моя подруга –Асмарка- пришла ко мне

 с папкой –скоросшивателем под мышкой.  Она собирается

поступать  в сельхоз. институт ,что у нас  в городе, на Агрофак- там работает

  её дядя.
…Я удивилась- ведь она раньше всегда говорила , что поедет в Баку и поступит в

 АзИНХ -там работал старший брат её отца...«Не грусти, возьми документы и

пойдём сдавать их в Аз СХИ" . Она  увлекла меня тем, что будем опять вместе

учиться,что потом  в любой момент я могу перевестись в другой ВУЗ.И вообще-

 она не позволит мне целый год грустить..."Я твоя должница..Помнишь -как ты

 мне в 4 –м  классе  спасла жизнь?!  Одевайся- пойдём».Она засмеялась и

 потянула меня за руку...

 Вспомнилась давнишняя история нашего детства… Было это во время летних каникул.

 Асмарка вернулась из Сухуми- где отдыхала  с Зинаидой Петровной- нашим класным

руководителем, которая приехала работать в нашу школу из России и жила в общежитии

 педагогического техникума. Оно было в одном дворе с квартирой, в которой жила

 Асмар с родителями. Тем летом я отдыхала с тётей и  двоюродной сестрой в

 Кисловодске.     До начала  учебного года оставалось 10 дней . Асмарка  предложила

 пойти в школу и решать на классной доске задачки из учебника.Мы поднялись на

 3-ий этаж 4-х этажной школы.Первые два этажа- занимала средняя школа, а 3й и4й

 этажи- Педагогическое училище- где преподавал мой дедушка , а отец  Асмар

работал бухгалтером.  Школа была построена   на совесть :  высокие потолки,

 крепкие  дубовые двери, большие окна- добротно и на века- что присуще  стилю
 
пятидесятых годов . Незаметно сгустились сумерки  и мы стали дёргать дверь- чтоб

 выйти наружу.Но не тут-то было- её заклинило- она не открывалась...А может и
 
силёнок не хватало .Все наши усилия были тщетны .Тогда Асмарка отчаялась-
 
направилась к окну- чтоб прыгнуть оттуда  вниз и отрыть дверь снаружи ….

Мы посмотрели вниз.

Из-за верхушек пихтовых деревьев- плотно посаженных вдоль стен постройки-

 земля не была видна. Но  Асмарка уже взобралась на подоконник-готовясь

 к прыжку. Помню  как трудно было удерживать её за подол платья,
 
как долго я просила её не делать этого-несмотря на её убеждения-

 что  успешно приземлится. Я  еле оттащила её от подоконника...

 К счастью подоспел отец Асмар  с  моим дедом: наше долгое отсутствие

показалось им странным и объединило их  поиски ...Но то что Асмарка

 вспомнила  именно этот случай из наших с ней приключений,который всегда мне

казался кошмаром –немного  меня удивил.  Я  послушно оделась и мы пошли в
 
главный корпус института- где находилась приёмная комиссия. Выстояли длинную

 очередь перед специальным окошком приёма документов.  Асмар благополучно

 освободила  руку от серой папки на которой была записка- от кого она. Когда я

 протянула в окно свою папку- человек внутри  вернул мне её обратно со словами,

 что я не из района , а городская. "Принимаются только документы у сельских

  жителей". Окно закрыли. Нацепили  бумагу со словом «Перерыв»!...Так  впервые в моей

 жизни  я встретилась несправедливостью… Дома было  неуютно..грустно и одиноко..

 Я вышла во двор и села на  бревнах,уткнувшись лицом в колени, под своё любимое

 абрикосовое дерево..

Было жарко, тихо и только чириканье  птиц напоминало о жизни…

Вспомнилось   холодное восковое лицо дедушки- когда я пыталась поднять

 его голову и  тщетно просила открыть глаза..

В горле стоял ком, душили слёзы.. Вдруг сверху прозвучала фраза:

 «это почему моя внученька сидит одна ?»Я подняла голову и увидела  на балконе

  второго этажа  дедушку Исмаила. Его длинные седые волосы были гладко
 
зачёсаны со лба и взгляд его излучал безграничное сочувствие.

Я вытерла слёзы и рассказала о своей обиде.

 Он  сказал:

-Возьми документы и жди меня у ворот.. .
 
Через пол- часа дедушка Исмаил вышел при полном

параде: в очень модном -белом костюме из«чесунчи»- так назывался материал из
 
которого он был сшит . Он  с  моим дедом заказали костюмы в »Ателье мод»перед
 
 юбилеем профессора Кулибекова...Из под ворота пиджака выглядывала белая- так

 называемая- «украинская» шёлковая рубашка- косоворотка-с вышитым крестиком
 
орнаментом  из разноцветных ниток вдоль разреза горловины.На голове -   шляпа

  из соломки . Обут он был в белые парусиновые туфли- у моего деда были такие же.

 Обычно эти туфли чистили зубным порошком- так незаметными становились
 
загрязнённые места и они выглядели как новые! В руках у дедушки Исмаила была очень

 красивая трость. «Идём» сказал он мне.. «Я им покажу- как не принимать  твои

документы!»Мы гордо пошли по направлению к одному из корпусов института, зданию –

где разместилась приёмная комиссия. По пути я всё время оглядывалась на  белые ,

 от зубного порошка ,следы - которые оставляли  туфли дедушки Исмаила…

они напоминали мне следы туфель моего деда…

         Перед приёмным окном  и входной дверью стояла огромная толпа.

Исмаил- бек победоносно направился к двери и толкнул её. Мы вошли в комнату

заставленную серыми скоросшивателями- документами поступающих.Напротив сидел за

письменным столом председатель приёмной комиссии- Пириев, который при виде

 Исмаил- бека поднялся и подошёл к нему с протянутой для приветствия рукой.
 
У Исмаил бека в правой руке была трость и он  слегка стукнул ею Пириева по

  плечу.   «Ты почему не взял документы моей внучки?!»

 Пириев улыбнулся- приняв шутку уважаемого учителя.

«Исмаил муаллим,меня здесь не было- ребята – что у приёмного  окна-

 не знали от кого она».

 « А знаеш, Пириев,что её дед- работал в этом институте-когда тебя ещё

 здесь небыло.  А ещё раньше- её дед

ездил по деревням и агитировал селян- чтобы те отпускали своих детей на учёбу в

институты?»Пириев начал краснеть…После недолгих нотаций дедушка Исмаил взял мою

 папку  и передал в руки Пириеву. «Смотри ,Пириев,  моя трость ещё снова может

 пригодиться для твоего плеча-шутливо попрощался дедушка Исмаил. «Не забывай- что

я здесь в своё время проработал зав.кафедрой русского языка.Вспомни- как ты
 
краснел на экзамене-когда склонял падежи..."

      Мне  предстояли вступительные экзамены. Можно было бы попытаться осуществить

 свою мечту на следующий год.Но не было жизненного опыта, смелости...  На экзамены

 пошла без шпаргалок ,выбрала самый сложный по количеству и списку сдаваемых
 
предметов факультет ...Написала сочинение на свободную тему: "Молодёжь в

 изображении Советских писателей"...Прошли годы…  Свет  от этих добрых людей

 идёт и по сей день,перемежаясь с воспоминаниями о детстве.. Этот свет напоминает

 лучи солнца при закате- когда  багровый  небосвод медленно  уступает место сумеркам

 ...пока не наступит темнота...

        Время  это  было необыкновенным ...Люди  были- скромные,отзывчивые,
 бескорыстные...

       Обитатели  маленького дворика  жили в эпоху«развитого социализма»

 семидесятых годов 20 века…Быть может это было  время дефицита

продовольственных и промышленных товаров,дефицита денег в кошельках простых
 
тружеников и высокопоставленных чиновников…Но время это никак нельзя было назвать

 временем дефицита духовности , благородства и бесконечно добрых человеческих
 
взаимоотношений.