Хала

Марк Вировлянский
Насколько я заметил, в Израиле, людей оставленных без призрения государства, практически нет. У всех есть крыша над головой и кусок хлеба. Правда, в последнее время, раздаётся всё больше криков о том, что чуть ли не четверть населения находится за чертой бедности, однако, памятуя изречение Козьмы Пруткова – Если на клетке со слоном написано буйвол, не верьте!–  я склонен думать, что это, в основном, борьба "левых" за электорат. Действительно, если в качестве индикатора бедности, включить наличие у ребёнка персонального компьютера, то, возможно, за чертой бедности окажутся США, с их латиносами и афро  бездельниками. Плюс, у нас в стране, арабский сектор процентов на 80, работает "по чёрному",  т.е. доходов не декларирует, и налогов не платит. У массы народа свои трактора, с/х машины и грузовики, а работы выполняются по принципу "ты мне, я тебе". Возможно, это следствие ментальности, а, скорее всего, попустительства государства. Нельзя же воевать и снаружи, и внутри, придёт время, когда политическая обстановка немного успокоится, и тогда, возможно, им смогут объяснить, как  граждане должны платить налоги. Попробуйте, к примеру, сегодня, в 50-ти тысячном Ум-Эль-Фахм, или в 100 тысячном Назарете получить квитанцию.
    Религиозные ребята тоже показатели благосостояния не улучшают. Размножаются по принципу, ;сколько г..сподь даст;, а г..сподь дает, да ещё как... Живут же по принципу ;сначала изучение Торы, а затем работа;. Могут начать трудиться в 28 лет, имея 5-6 детей. Паразитами их тоже трудно назвать, т.к. обучение длится 10-12 часов в день, а поскольку это, практически, изучение философии, то труд каторжный, правда не производительный, отчего статистика в ж…е.
   Так что, посещая мою Афулу, не перестаю удивляться несоответствию того, что слышу, тому, что вижу: стенанию о тотальной нищете, и обилию машин, которые с каждым годом становятся дороже и новей. А перед субботой,  когда народ в основном закупает продукты, иногда создаётся впечатление, что этот день – последний, и надо ловить момент, чтобы завтра ;не было мучительно больно…;  Всё, как по анекдоту,  ;Мне нужен врач - ухо, горло, глаз, а то я слышу одно, а вижу другое…;
    Поэтому, я смотрю на вещи, несколько отлично от СМИ. В Афуле, лично я, зафиксировал двоих нищих. Один, по моему выпивоха, пару раз рассказывал мне историю, что он выписался из больницы и не может добраться домой. Я давал по двадцатке, твёрдо решив в третий раз послать его на.., ну, в общем, долечиваться, но вот вторая, старуха-нищенка меня зацепила. Долговязая, и в холод и в зной одетая, в одно и тоже длинное полу истлевшее платье, она брела довольно часто, волоча за собой несколько авосек. Сумки не касались земли, но производили именно такое впечатление. Старуха тяжело переставляла худые ноги, обнажая хорошо ;прожаренные; солнцем лодыжки, собирая дань почти с каждой лавки. По-моему, у неё было не всё в порядке с головой, но она выглядела вполне согласной сама с собой, ничуть не комплексуя. Везде, куда бы она ни заглядывала, ей давали по шекелю (мелкая монета, сродни американскому дайму – 25 центов). Это я понял, когда она однажды, при мне, вынула из узелка свою выручку. Мы в одном и том же месте решили подкрепиться. Стол оказался буквально покрыт шекелями. Когда я встречал её на рынке, то поражался её поведению. Проходя по рядам, и останавливаясь у прилавка, она выбирала один, но самый лучший овощ, или фрукт и когда хозяин кивал головой, с достоинством продолжала свой путь.
    Как-то, на заходе субботы, перед закрытием магазинчиков, она остановилась у прилавка пекарни. Обычный человек, за неимением времени, покупает халу в магазине, кирпичиком. Те, кто не сильно обременён подсчётами финансов, резанную. На прилавке лежали две праздничные халы. Огромные, заплетённые с любовью, они сами были как праздник. Одна хала была пшеничного цвета, обсыпанная сумсумом (кунжутными семечками, помните, в ;Алибаба и 40 разбойников; - сим-сим, откройся-). Вторая – копия первой, только с изюмом, прошедшая дополнительную обмазку, отчего приобрела тёмно вишнёвый цвет. Старуха указала на ;вишнёвую;. Хозяин показал на светлую и разрешил взять. Старуха опять указала на ;вишнёвую;. Хозяин не согласился. Действительно, это было самое дорогое его изделие, которое брали не многие (как-то раз, мне мама принесла угостить, так как жена, не желая потолстеть, не покупала, так я не заметил, как съел треть…). Тут уж старуха возмутилась не на шутку, указала на ;вишнёвую; и хлопнула ладонью по прилавку. Делать нечего, хозяин махнул рукой…, а старушка спокойно взяла добычу и неспешно удалилась. И тут мы с женой сообразили, что подарить халу, было важнее для хозяина, чем для пожилой женщины. На сколько я слышал, русская халява происходит о еврейского  ;халав; - молоко. Накануне субботы, было принято раздавать молоко в бедные семьи, для детей. В той мере, в какой колхоз похож на кибуц, в той же мере халява, на халав. Это не дармовая жратва и выпивка, а благое дело, пожертвование от души, без наставлений и унижений.  Именно по этому, частенько по домам, ходят люди с квитанциями для пожертвований - физиотерапия против огрубления души. Лично я, чувствую себя значительно лучше, после совершения акта пожертвования. Само преодоление жадности и эгоизма, уже кое-что. ;Умники;, объясняют мне, что те, кому я жертвую, довольно часто ;ломают комедию;, на что я неизменно отвечаю, что – Мне так будет спокойнее -. Для того, кому ты помогаешь важнее другое. ;Гораздо важнее подарить человеку сети, а не накормить рыбой…;, так что дарение важнее для дарителя, а не для получателя. Моя жена, не желая чувствовать себя обманутой, никогда не даёт деньги, а всегда идёт с нуждающимся в магазин, или аптеку, и покупает необходимое. Однажды, в Москве, её даже обматерила профессиональная попрошайка, за ;гнусное; предложение купить набор продуктов. Каждый выбирает, что ему ближе. Мы, например, религиозных ортодоксов не очень жалуем. Мало того, что обучение оплачивает государство, так ещё жить на пожертвование и не служить в армии, это уже через край. Б..г, если в него веришь, должен быть в душе, и уж ясное дело, не субсидирован. Моя семья жертвует на армию. Это не покупка патронов, а отправка на отдых и помощь солдатам-одиночкам. Мы также жертвуем на детей, больных раком, т.к. далеко не все лекарства субсидируются правительством. Мои соседи помогают армии и художникам, без обеих рук, людям, которые, вместо того чтобы хныкать, зажимают зубами кисть, и творят. И без всяких оговорок на отсутствие рук. Трое моих соседей помогают стране делами, работая раз в неделю, в вечернюю смену в полиции. Предварительно, окончили курс и сдали экзамены. Наша дочка, пока жила в Израиле, работала санитаркой, на скорой помощи. Пару месяцев работала официанткой, а на заработанные деньги окончила 2.5-ой месячный курс. Что интересно, для того, чтобы попасть в бригаду, приходила загодя, т.к., обычно, выстраивалась очередь‚ и можно было ;пролететь;. Одна наша знакомая берёт, на субботу, домой солдатика, который приехал в Израиль один, обосноваться, а затем, привезти родителей. И так делают не мало людей, по всей стране.
   Временами я пытаюсь сравнивать мою историческую Родину и настоящую, ту, где родился. До 36-и лет я успел посмотреть Прибалтику, Крым, Северный Кавказ. Побывал в Карелии, на Кольском полуострове, в Казахстане и Красноярском Крае, и даже на, б..гом забытом, Южном и Центральном Урале. Я не говорю про Москву, и родной Питер. Огромная страна, почти континент, и маленький Израиль без Эрмитажа и прочих чудес света, без полезных ископаемых. Нельзя же, в самом деле, полезными ископаемыми назвать известняк и соли Мёртвого моря. В Израиле, даже пресная вода - государственная проблема, а за сбор дождевой воды и слив её в канализацию, можно получить солидный штраф. И, несмотря ни на что, Израиль выигрывает соревнование по большинству параметров: отношению к детям, инвалидам и старикам, отсутствию брошенных детей и стариков, голодных и бездомных, отсутствию дедовщины в армии, наличию больших зеркал в лифтах, отсутствию запахов мочи в парадных, и карболки, в больницах, разбитых лампочек и убитых тысяч милиционеров, отсутствию не мощёных дорог и воин, в которых, с обеих сторон, воюют собственным оружием, а на заработанные деньги, строят дворцы генералам-кровопийцам и т.д., и т.д., и т.д. И ещё глаза: в Израиле - весёлые и грустные, смеющиеся и скорбящие, мечтательные и озабоченные, всегда живые, готовые поймать сигнал прийти на помощь, и в Москве – почти всегда сердитые, стеклянные, смотрящие сквозь тебя в собственный пуп…
    А начинается всё с пустяка, с ХАЛЫ, правда праздничной, с изюмом и … ну очень красивой.    

                Марк  Вировлянский,
                Посёлок  Ган-Нер, Израиль.
                10.02.2007       
                markvir@zahav.net.il
 
   
P.S. Два года назад мои друзья всей семьёй съездили в Россию. Стараясь не выделяться, т.к. чёрт его знает, на что можно нарваться, тем более в сегодняшнее России, да ещё идентифицируя себя с Израилем. Пришлось договориться с сыном чтобы тот говорил только по-русски, благо мальчишка, несмотря на то, что родился далеко от Москвы, говорил на великолепном языке и совершенно без акцента. После того, как в Москве, их третий раз остановили для проверки документов, жена приятеля  поинтересовалась - В чем причина? – Ответ был поразителен – Вы не похожи на местных, всё время улыбаетесь …-