Оками - хай-хай - да-да, Белая Волчица вернулась

Алекс Ким 3
Оками (яп. ;) — японское слово, обозначающее волка. Как с лисами и кошками, с волками в Японии были связаны особые верования. Два местных подвида волка, ныне вымершие, уступали континентальным волкам в размерах и силе. Вместо опасного хищника японцы видели в волках полезного и немного хитрого зверя, контролирующего популяцию вредителей.
Оками - это общее название для двух подвидов волка обыкновенного, населявших острова Страны Восходяшего Солнца: Хондосского волка, или Шаману (Canis lupus hodophilax) и волка Хоккайдо, или Эдзо (Canis lupus hattai), обитавшего севернее. 
Японский хондосский волк или Шаману (Canis lupus hodophilax) (яп. ;;; или ;;;;;;;, Nihon ;kami) — название подвида вида волка обыкновенного (Canis lupus). Японский хондосский волк обитал на островах Хонсю, Сикоку и Кюсю Японского архипелага. Представлял собой очень небольшой подвид. Полагается, что подвид вымер из-за бешенства, которое было впервые зафиксировано на Кюсю и Сикоку в 1732 г., и из-за истребления людьми. Последний известный представитель подвида умер в 1905 году в префектуре Нара.
Из-за своего маленького размера (японский хондосский волк является самым маленьким из известных подвидов волков) выделение его в отдельный подвид оспаривается. 
Надо сказать, в отличие от сибирских волков, эти были существенно меньше - около сорока сантиметров в длину, чуть больше тридцати сантиметров в высоту, да и весили они немного - килограммов десять, от силы. У него были сравнительно короткие, но мощные лапы и маленькие ушки, а тело было покрыто редкой коричневатой шерстью.
В книге «Фауна Японика» (опубликованная в 1842 году на французском в городе Лейден, в Голландии) описывается волк из гор и лесов, которого японцы называют Джамаину, что означает «горная собака» (другое японское название «Шаману» является всего лишь искажением Джамаину). Автор книги осторожно и внимательно измеряет размер разных частей тела волка и делает вывод, что из-за своего маленького размера японский волк не может быть причислен к европейскому волку. Вместо этого, он считает его дальним родственником североамериканского волка.
На данный момент известно о существовании восьми шкур и пяти чучел японского хондосского волка. Одно чучело находится в Нидерландах, три в Японии, а волк, пойманный в 1905 году, хранится в Британском музее. 
Японский волк или волк Хоккайдо (Canis lupus hattai), (;;;, Ezo-;kami), также известный как волк Эдзо, обитавшему на острове Хоккайдо.
По размерам волк Хоккайдо был больше волка Хонсю, приближаясь к параметрам обычного волка. Подвид вымер в период Реставрации Мэйдзи в 1889 году из-за усиленного освоения территории острова под фермы. Правительство Мэйдзи назначило награду за каждого убитого волка и организовало кампанию по их отравлению.
В период эдо врагами волков Эдзо стало считать развивающееся коневодство острова Хокайдо. Кроме того, проблему представляло занесенное с материка бешенство. Волки гибли от рук людей, из-за бешенства или просто с голоду, так как вырубались леса и уменьшалась кормовая база. Однако свидетельства о встречах с волками Эдзо продолжались вплоть до 1952 года. В то время как официальная наука и не признает этого, можно быть уверенным, что хотя бы один волк Эдзо выжил, по крайней мере, до 1950 года. Такой вывод сделан исходя из того, что в святыне была обнаружена датируемая этим годом шкура волка – подношение шкуры волка считается священный действом. В 1970 году ученым на идентификацию было предоставлено тело животного, предположительно волка. Тело не было возвращено, также не последовало никаких пояснений, о том, что это было за животное. С тех пор японские ученые рассматривали множество похожих на волков животных, но статус вымерших с волков не снимали. Энтузиасты говорят, что ученые просто боятся пересекаться с ортодоксальными убеждениями и официальной историей. Культурные особенности не позволяют противоречить утверждениям авторитетов и даже порождают стремление уничтожать доказательства, им противоречащие. Со временем сообщений о встречах с Эдзо становится все меньше. Если волк и не был в середине ХХ века действительно вымершим, то в начале ХХI века это пожалуй уже факт.
Для японцев волк не был просто животным, а созданием с трансцендентальными способностями, лесным духом (йама но ками), который был хорошо настроен к людям. Впрочем, как и многие другие демоны, оками мог озлобиться, если ему не оказывали должного почтения, и в таком случае, мог стать опасным.
В отличие от кицунэ, тануки и всех прочих животных-оборотней, волк в Японии считается хоть и демоном, но, в то же время, довольно честным, не находящим особого удовольствия в том, чтобы морочить людям головы, а потому заслужил название "екиджу" - "мягкого чудовища". Во многих легендах он представляется как защитник и помощник бедных и уязвимых, а также предупреждающим людей о грядущей природной катастрофе - скажем, оползне или землетрясении. В частности, волка называли "охранителем дороги", который защищал путников в горных лесах, провожая их до дома. Впрочем, тут истории расходятся: кто-то говорит, что волк просто следовал за путником, отгоняя от него демонов, а другие - что только ждал, когда же тот упадет, чтобы наброситься на него - для этого путешественнику всегда стоило носить с собой соленый рис с бобами, дабы прикормить духа и завоевать его расположение. Есть даже одна история о слепом флейтисте, который заблудился в горах и был выведен из лесу, как он считал охотником. Достигнув деревни, он обнаружил, что охотник был волком, который, едва завидев людей, тут же скрылся в лесу, и больше не показывался.
Сельские жители же рассматривали волков (особенно обитающих в священных местах и храмах) как своих покровителей, во многом благодаря тому, что клыкастые хищники контролировали численность зайцев и оленей, которые нередко подъедали посевы крестьян.
В японском фольклоре миссией Оками была защита лесов и гор. В случае опасности, например пожара или избыточной вырубки, волк должен был доложить верховному ками этого места. Также волки служили посланниками богов. Только одна легенда говорит о волке-бакэмоно (монстре), который съел человека и обратился в него, чтобы занять его место в семье. В остальных сказаниях волки не обладают способностью превращаться в людей. Некоторые легенды придают оками особую стыдливость: он прикрывает хвостом свой срам, а если человек застанет его в момент любви, то должен будет сам открыть одежды, чтобы волк не чувствовал себя пристыженным.
Оками не зря приписывали роль защитника природы. Когда японские волки вымерли, экологический баланс островов был нарушен: популяции оленей и кабанов многократно увеличились и быстро истощили растительные ресурсы.
Впрочем, не так давно профессору одного из японских научных институтов Хидеаки Тодзё и его коллегам удалось восстановить геном японского волка. Он был получен в результате проведения эксперимента по клонированию, в ходе которого использовался сохранившийся небольшой (площадью примерно 3 мм;) фрагмент кожи хищника. Все это является частью проекта с целью восстановить японского волка и вернуть его в Японию. Это выглядит как национальное раскаяние за вымирание Эдзо и Шаману, но так как теперь больше нет экологических условий в густо заселенной Японии для того, чтобы обеспечить волкам нормальные условия для существования, то все планы о восстановлении национального волка обречены на провал, и в лучшем случае, волки вернутся в Японию исключительно как экспонаты для зоопарка или в качестве маленькой, регулируемой человеком стаи на выделенной им "заповедной" территории. И, если когда-нибудь будете в Японии, обязательно посетите святилища синто, чтобы увидеть статуи оками - безмолвные изваяния, которые до сих стерегут людской покой, не зная о печальной судьбе своих живых собратьев. А если и знают - то кто же увидит слезы на их глазах, и не подумает, что это просто капли тумана, осевшие на холодном камне...