Взрослым о детях

Эльвира Гусева
Игра  для  ребёнка -  целая  жизнь.

     Я  очень  люблю  наблюдать  за  игрой  своего   малыша.  Игрушек  у  него  много,  он  один  является  их  полноправным  хозяином.  Сам  играет,  убирает,  ремонтирует,  режет,  склеивает – ему  предоставлена  полная свобода,  правда  иногда  плоды  этой  свободы  не  очень-то  радуют.  Вот  он  разобрал  по  частям  новую  дорогую машину.  Вымыл   плюшевого  Мурзилку,  да  ещё  и  с  мылом,  положил  сушиться  на  батарею.  Но,  видимо,  чтобы  воспитать  самостоятельность,  надо  мириться  с  этим.
       Конечно,  мне  было  бы  приятнее  видеть  новые,  чистые,  ровно  уложенные  и  усаженные  игрушки,  но  они  для  ребёнка – целая  жизнь,   с  её  проблемами,  заботами,  радостями  и  неудачами.  Наверное,  поэтому  он  нещадно  кромсает  своего  зайца,  чтобы  затем  вылечить  его,  закапывает  капли  в  нос  большому  медведю,  приговаривая  при   этом: «Надо  потерпеть,  Мишенька,  а  то  твой  нос  распухнет,  как  большая  шишка  и  потом  долго  будет  болеть».
     Любит  мой  малыш  играть  с  конструктором,  строит  разные  сооружения:  мосты,  гаражи,  дома,  да  какие!   О  таком  доме  можно  только  мечтать: светлые  большие  комнаты,  веранды,  балконы.  А  вот  и  новосёлы:  лягушонок  и  зайчонок,  с  которыми  он  никогда  не  расстаётся.  Вечером  я  нахожу  их  в  кармане  его  куртки,  а  утром  под  подушкой.  Он  расселяет  их,  определяя  каждому  свою  комнату.  Вдруг  оказывается,  что  у  них  нет  постельки  и  не  на  чем  спать - непременно  надо  сшить.  Шьём  вместе,  хотя  помощи  мне  от  него  почти  никакой  нет,  но  он  пытается  вставить  нитку  в  иголку,  а это  оказывается  так  трудно. Совместными  усилиями  мы  заканчиваем  работу: сшиты  маленькие  перинки,  подушки  и  одеяльца  для  лягушонка  и  зайчонка.  В  такой  тёпленькой  постельке  его  любимцы    будут  жить  без  забот.
        Как  и  каждый  мальчишка,  он  очень  любит  машины.  У  него  их  столько,  что  хватило  бы  на  весь  детский  сад.  Его  машины  постоянно  в  движении,  но  они   постоянно попадают  в  аварии,  в  результате    которых  отваливаются  колёса,  отлетает  кузов,  после  чего  он  делает  ремонт.  А  вот  его  маленький  автосервис,  здесь  столько  запасных  частей  для  машин,  что  можно  делать  ремонт  без  проблем.  Он  подбирает  детали,  каким-то  немыслимым  образом  их  комбинирует  и  снова  в  дорогу,  навстречу  новым  приключениям.
        В  игре  отражается  вся  жизнь  ребёнка,  его  настроение  определяет  выбор  занятия  на  весь  вечер.  Если  день  прошёл  интересно,  то  он  рассказывает  своим  игрушкам,  какое  было  занятие  в  детском  саду,  что  нового  он  узнал.  Интересно  наблюдать,  как  при  этом  он  дублирует  слова,  жесты,  даже  интонацию  воспитателя  в  разговоре  с  игрушками:  мягкость,  доброжелательность,  а  иногда  и  раздражение  и  усталость.  От  ребёнка  ничего  нельзя  утаить.  Мой  малыш  ещё  не  умеет  читать,  но  своим  подопечным  ежедневно  читает  свои  любимые  книжки,  копируя  меня  или  папу.  Я  неоднократно  замечала,  что  ко  мне  он  подходит  с  одними  книжками,  а  к  папе -  с другими.  Это  очень  интересный  момент,  значит,  ему  нравится,  как  эту  книгу  читает  папа,  а  другую  я.
       Бывают  дни,  когда  настроение  ребёнка  плохое,  тогда  он  берёт   свою  любимую  игрушку  и  может  играть    целый  вечер  только  с  ней. 
        Игра  для  ребёнка – целая  жизнь,  наблюдение  за  его  игрой – открытие  для  взрослого.  Убедитесь  сами.
1990год.
 
Давай  подурачимся,  мама!

    Нечего  греха  таить,  времени  со  своими   детьми  мы  проводим  очень  мало,   а  им  так  не  хватает  нашего  общения.  Вот  почему  своеобразной  формой  отдыха  и  общения  стали  для  нас  с сыном  минуты,  когда  мы  дурачимся.  Началось  это  давно,  когда  маленьким  был  старший  сын,  а потом  передалось  «по  наследству»  и  младшему.  Наверное, это  и хорошо.
    Если  у  меня  есть  хоть  полчаса  свободного  времени,  я  приглашаю  его  к  столу.  Берём  по  листку  бумаги,  я  предлагаю  нарисовать  что-нибудь  смешное.  Он  с  удовольствием  отзывается  на  моё  приглашение,  вот  уж  где  можно  проявить  буйство  фантазии:  мы  рисуем  нашего  кота  с  поросячьими  ушами,  с  колючками  ежа  и  всякую  всячину,  от  которой  смешно  становится  нам  обоим.  Рисуем  дерево,  на   котором  растут  собаки,  верблюды,  видели  когда – нибудь  такое?  Конечно,  нет, это  можно  увидеть  только  на  наших  рисунках.
    В  праздник  общения  превращаются  минуты,  когда  мы  сочиняем  сказки,  да  такие,  которых  не  знает  никто.  Они  получаются  такие  нелепые,  но  мы  хохочем,  потому  что  это  наши  сказки!  Мы  даже  пробуем  сочинять  стихи,  используя  самую  неподходящую  рифму,  помните,  как  это  делает  Незнайка:  пакля,  рвакля,  бякля,  шмякля,  неважно,  что  таких  слов  нет  в  русском  языке,  зато  они  есть  у  нас,  это  мы  их  выдумали  и  потом  долго  смеялись.
    Любим  мы  и  песни  петь,  заменяя  слова  хорошо  известной  нам  песни  на  другие,  совершенно  новые,  иногда  противоположные,  получается  смешно.  Например: « У  леса  на  опушке  жил  наш  кот  в  избушке  и  ловил  мышей  он  в розовой  кадушке,» -   мы  представляем  своего  кота  и  хохочем.
     Наверное,  эти  минуты  общения  нужны  нам  обоим,  иначе  мы  давно  забыли  бы  о  них.  Но  так  неожиданно  для  меня  услышать  от  старшего  сына,  когда он,  будучи  студентом,  приехав  домой,  сказал: «Давай  подурачимся,  мама!»  И  мы  дурачились  втроём.

1994год.