Чуфут-Кале... Бахчисарай-1

Галина Римская
 
Бахчисарай, Чуфут-Кале. Bahchisaray Crimea
http://www.youtube.com/watch?v=5QqgyWNYffs   

Скоро Новый год.
Я посвящаю свои стихи тем поэтам, поэтессам, моим друзьям, кого давно знаю и очень люблю, а также вновь прибывшим, с которыми напишу ещё немало лирики.
Спасибо Вам всем!

Недавнее посвящение:

Леонард Исмаев: “Тоска по Эвридике” http://www.stihi.ru/2012/11/09/1164
Александр Булынко: “Конечно, будет день” http://www.stihi.ru/2012/11/19/8118
Александр Булынко: “Душа моя нагая” http://www.stihi.ru/2012/11/21/4644
Александр Февральский: “Роман...Гурзуф_1” http://www.stihi.ru/2012/11/24/1707
Эдуард Лиляк: “Кожа правосудия” http://www.stihi.ru/2012/11/26/73
Александр Булынко: “И я хотела пить” http://www.stihi.ru/2012/12/01/5143
Александр Булынко: “Вода из родника” http://www.stihi.ru/2012/12/02/114
Эдуард Лиляк: “Ты со мною, мой нежный” http://www.stihi.ru/2012/12/07/4251
Виктор Погорелов: “Камертон” http://www.stihi.ru/2012/12/10/1354
Александр Февральский: "Твой поцелуй и духи... Алупка_1" http://www.stihi.ru/2012/12/12/1616
Эдуард Лиляк: “Белые-белые голуби”  http://www.stihi.ru/2010/12/25/2715
Александр Штурхалёв “ Воронцовский дворец... Алупка 2 ”
http://www.stihi.ru/2012/12/17/6259
Данута Рексць “С подругой в парке… Алупка-3” http://www.stihi.ru/2012/12/18/1889
Александр Токарев 19 “Большой каньон Крыма. Ванна молодости” http://www.stihi.ru/2012/12/21/1346

Этот стих я посвящаю моей подруге, Учителю Света Еммилии: http://www.stihi.ru/avtor/emmilija16  Рекомендую, заходите в гости к ней




В глуби, почти-то в центре Крыма – Бахчисарай, Чуфут-Кале.
Потянет в мир, такой старинный, в пещерный город на скале.
О, чистый воздух, много света! Мелькнёт из глубины веков
Рассказ из дебрей Интернета: здесь жизнь была, и чей-то кров.

И жить хотели, и молили… Безводье, жажда и грабёж…
И было всё: они любили, и кровь играла… невтерпёж.
Мечеть, и мавзолей, и церковь, у караимов и татар
Переплетение навечно, в горах дружны и мал и стар.

Татары после депортаций вернутся в Крым,  к себе домой
А караимы растворятся среди народов, с ними боль.
Нет, нет, никто из них не лишний, но так бывает иногда –
На кладбище во имя жизни снята еврейская звезда.

23.12.2012   


========
Караимами были великая балерина Анна Павлова, маршал Родион Малиновский, хирург Александр Вишневский, Наталья Кирилловна Нарышкина, жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I, имела караимские корни.

************
Средневековый город-крепость в 3,5 км к востоку от Бахчисарая. Возник на горном плато предположительно в V—VI вв. как укреплённое поселение на границе византийских владений. Основное население составляли аланы, затем кыпчаки. С XIII в., взятый татарами после длительной осады и названный Кырк-Ор, город входил в состав Крымского ханства (был резиденцией хана). В XV в. здесь поселились караимы, дав городу имя Чуфут-Кале ("Еврейская крепость"). Оставлен жителями к нач. XX в., в последнее время стал популярным туристическим центром. Сохранились три крепостные стены с воротами и башнями, мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым (1437 г.), две караимские кенасы (в одной из них караимский музей, кафе), усадьба историка А. Фирковича, другие сооружения. У входа - уникальный осадный колодец.

http://www.doroga.ua/poi/Krym/Bakhchisaraj/Chufut-Kale/192

До сооружения Ханского дворца в Бахчисарае, Чуфут-Кале была резиденцией крымских ханов. Сама природа здесь подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.
В XIII в. в крепости жили аланы, однако татарские войска Золотой Орды захватили крепость. Татары разместили здесь свой гарнизон и назвали его по-своему - Кырк-Ор ("Сорок укреплений"). По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.
После переселения крымских ханов в новую столицу - Бахчисарай, - Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников.
С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость". И караимы прожили здесь еще более двух столетий. После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство предоставило караимам привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В конце ХIХ века с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1901

Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь находится в ущелье Марьям-Дере.
Возникновение монастыря, как и других пещерных монастырей Крыма, связывают с наплывом иконопочитателей в конце VIII века. Однако, если другие монастыри после турецкого вторжения в Крым в 1475 году пришли в упадок, Успенский монастырь сумел остаться центром христианской церкви в Крыму.
Внизу под монастырем находятся остатки греческого города Мариамполь (город Святой Марии). Успенский монастырь имел немалое влияние на греческое всей округи и пользовался авторитетом у местных татар, что сыграло свою роль в сохранении островка христианства под самым порогом резиденции хана, тогда как все население Южнобережья было обращено в мусульманство.
Русские цари Федор Иоанович и Борис Годунов оказывали покровительство монастырю. Посылали ему материальную помощь. Пленники-христиане допускались сюда на богослужение. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778г. эти места пришли в запустение. Кстати, именно эти переселенцы основали город Мариуполь, сохранив название своего крымского предтечи.
В 1850г. по инициативе архиепископа Иннокентия (Херсонского и Крымского в Севастополе) Успенский монастырь был частично восстановлен.
Сейчас после периода запустения здесь вновь действующий мужской монастырь. Имеется источник со святой водой, которая не цветет. Есть комплекс храмов. В монастыре находится список чудотворной афонской иконы XVII в. Вадопедской обители - образ Божией Матери, именуемый "Пантанесса" ("Всецарица"), имеющий благодатное Божие дарование приводить к покаянию и вразумлять чародеев, колдунов, экстрасенсов, а также исцелять тяжёлые болезни.
 

Чуфут-Кале (укр. Чуфут-Кале, крымскотат. ;ufut Qale, Чуфут Къале) — средневековый город-крепость в Крыму (Украина), расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая.
Чуфут-Кале: название переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость» (;ufut — еврей, qale — крепость), это же название используется в советской научной литературе, а также в русскоязычных работах караимских авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи, включая основоположника деиудаизации караимизма С. М. Шапшала;
Религия караимов, населявших город в последний период его существования, рассматривалась крымскими татарами как форма иудаизма.
История
Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.
В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.
В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживания в других городах крымского ханства.[13][14].
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. В крепости остаются жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков [15]. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком)[14]. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.
После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.
Археология
В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.
В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. В одной из усадеб, постройки XVIII века, жил до конца своих дней известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чуфут-Кале