Музейный комплекс Северская домна

Алексей Кожевников 3
      

        Северский завод выдал первую продукцию – кричное железо –  15 января 1739 г. До начала 1860 года на нем действовало всего две кричных фабрики, потому он и назывался кричным. Кричное (или сырое, мягкое) железо получали из чугуна, которой гужевым транспортом доставлялся с соседних уральских заводов, имевших домны для выплавки чугуна из железных руд с помощью флюсов (известняка и др.)и шихты.
        Государству это обходилось «в копеечку» и потому в 1759 г. оно продало Северский завод в частные рук, вместе с ближайшими Полевским, Сысертским и  Ильинским заводами, с Гумешевским медным рудником и другими мелкими железорудными месторождениями. Образовался Сысертский горный округ. В 1860-х годах в его состав вошел и новый Верхне - Сысертский завод.
        На основании посессионного права владельцем округа в 1759 г. стал Алексей Федорович Турчанинов.
        В 1860 г. его наследниками на Северском  заводе была построена  доменная печь № 1, сохранившаяся до сего времени. Печь № 2 возвели в 1887-м. Были они совершенно одинаковыми, как по конструкции, так и по производству чугуна.
Сначала объемы рабочего пространства каждой из них составляли 55 куб. м.  Но в 1897 г. доменная печь № 1 подверглась реконструкции, и ее объем увеличился до 82 куб. м.
        Рудами и флюсами для них служили местные рудники и каменоломни – Красногорский, Осиновский, Кособродский, Северский, Полдневской и др. Древесный уголь (топливо) выжигали как в куренях кучным способом, так и в томильных печах, расположенных от завода на расстояниях от 5 до 40 км.
        Производительность северской домны № 1, даже после ее реконструкции и установки на ней водяного охлаждения (1932г.), имела только 40-60 т чугуна в сутки, тогда как современные домны уже давали 1000, 5000 и даже 10000 т чугуна.
        Для нагрева дутья, в цехе были у каждой печи по три воздухонагревателя. Они располагались с западной стороны здания. Для подачи дутья от них в домны, в отдельном помещении была возведена водяная воздуходувка. В начале 1930-х годов все воздухонагреватели, вместе с печью № 2, были разобраны.
        В 1897 г северские и сысертские рабочие своими силами построили вместо водяной паровую воздуходувку большой мощности, но из-за экономических соображений пользовались ею только, когда в пруду было мало воды – засушливым летом и малоснежной зимой. Пар для нее, а также для паровых машинодробилок руды и флюсов и других нужд, получали от двух котлов, работающих на дровах и колошниковом (т.е. доменном) газе. Паровая воздуходувка сохранилась до сих пор.
        Пол литейного двора был выложен из чугунных плит. На нем располагались чугунные изложницы (формы) для получения чушек весом 20-30 кг. Шлак выпускался прямо на пол нижнего этажа («поддоменника»).
        Рядом с разливочной площадкой находилась литейная мастерская, в которой изготовлялись литейные формы для крупных отливок. Формы заливались чугуном непосредственно при очередном выпуске металла из домны. Поэтому на литейном дворе стояло несколько ручных кранов, один из которых – 6-титонный, глагольного типа – был изготовлен по старым чертежам заново и существует поныне, как экспонат.
        Вторым этажом служил рудный двор. Он размещался на земляной части плотины пруда. На рудном дворе находились три дробилки для дробления крупных кусков  руды и известняка (флюса), производилась выгрузка обожженной руды из трех рудообжигательных печей. Рядом с рудным двором, в пристрое, стояла  паровая машина для дробилок и подъемника.
        Третий этаж размещался над рудным двором, на уровне колошниковой (загрузочной) площадки доменных печей. Сюда, по эстакадам, подвозился древесный уголь и сырая руда для загрузки их в обжиговые (нагревательные) печи. Сюда же (т. е. с первого «этажа» на третий) поднимались вертикальным подъемником вагонетки с рудного двора, с подготовленной для плавки рудой и известняком.
        От подъемника на колошник вагонетки подавались по узкоколейке. Там руда и известняк сваливались на чугунный пол и вручную, лопатами, грузились в специальные лотки с «безменом» (вид весов). Известняк загружался в чрево домны по объему - мерным ящиком.
Древесный уголь, как и руда, подвозился на завод зимой – на санях или в плетеных коробах, а летом – на телегах.
        Каждый спуск в печь определенной порции («калоши») угля, флюса и руды фиксировался тем, что засыпщик опускал железное кольцо по вертикально натянутой проволоке вниз (с третьего «этажа» на первый) к старшему горновому рабочему. По числу  колец и составу «калоши» учитывался расход материалов, подсчет выхода годного чугуна, насчитывалась заработная плата рабочим.
        Шлак использовали при строительстве насыпных домов, покрытия улиц и т. д.  А колошниковый  (или доменный) газ – для нагрева дутья в воздухонагревателях, в топках котлов, в сушильных и отражательных печах, в прокатном цехе для нагрева слитков и изготовления валков.
        В 1914 г. печь № 2 была остановлена из-за истощения лесных запасов и недостаточного обеспечения   работы двух печей рудой.
        В 1930-1932 г.г. она была разобрана. В 1921 г. была остановлена и печь № 1. По причине отсутствия лошадей для перевозки древесного угля с мест его выжига, она с  большими перебоями проработала до весны 1932 г. Во время ее простоя была капитально отремонтирована горновая часть печи и впервые выполнено водяное охлаждение горна и заплечиков.
        С осени 1933 до июня 1934 г. доменная печь № 1 продолжила выдавать чугун, а в июле ее остановили навсегда. Почему?
        1. Из-за большой потребности в гужевом транспорте (в зимнее время количество рабочих лошадей достигало 2000), Им обеспечивали жители населенных пунктов – Северска, Косого Брода, Полдневой, Кенчурки, Курганово. В голодные 20-30 годы XX века основная масса лошадей была заколота для питания населения.
        2. Из-за отсутствия механизации тяжелых работ, что снижало производительность (мощность) печи. Ведь производство чугуна требовало очень больших затрат рабочей силы на единицу веса выплавленного металла.
        Северская печь № 1 в лучшие сутки давала 40т чугуна при количестве 150-170 рабочих (не считая работающих на подвозке материалов с мест их добычи на завод). Таким образом, выплавка на одного рабочего-доменщика составляла
                40 : 160 = 0, 25т,
То есть в 3 раза меньше, чем в Нижнем Тагиле, где каждая доменная печь давала до 1000т. и более чугуна в сутки.
        Чтобы конкурировать хотя бы с подобными уральскими заводами, северчанам нужно было полностью перестроить доменный цех, ввести механизацию транспортных и других видов тяжелых работ. Но рудной базы для этого не было. Поэтому домна № 1 в июне 1934 г. тоже прекратила свою деятельность.
        В 1970г. она стала филиалом заводского производственно-технического музея, расположенного в здании бывшей Свято-Троицкой церкви. Однако в связи с передачей его верующим, в июне 1996г. все экспонаты из него были вывезены в соседнее с домной здание бывшей механической мастерской. После его значительного ремонта, весь старинный промышленный узел стал называться «Музейным комплексом «Северская домна».
        Ансамбль зданий северского доменного производства был взят под охрану государства Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г., как памятник промышленной архитектуры республиканского значения. На основании решения облисполкома от 25 ноября 1988 г. за № 446, п. 3 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использовании памятников истории и культуры», ансамбль с помощью ученых Уральской архитектурно - художественного института был подвержен частичной реставрации.
        Спасенный от разрушения, благодаря хлопотам ветеранов и молодежи Северского трубного завода, областной газеты «Уральский рабочий», собранным от населения города в большом количестве экспонатам, музейный комплекс был открыт для экскурсий 16 июля 1989 г. – в день празднования  250-летия предприятия.
        Со времени входа ОАО «Северский трубный завод» (2001г.) в Трубную Металлургическую Компанию, музейный комплекс претерпел очень большие изменения – похорошел, расширился, значительно увеличил количество экспонатов, в том числе и крупногабаритных (паровоз с вагоном на рельсах, грузовик военных лет, чистовая клеть прокатного стана со станиной, мартеновские ковш, изложницы и пр.), установленных на бывшем рудном дворе.
        По своей прекрасной сохрнности, северская домна, наверно, не имеет конкуренток  во всем мире. И потому известность музейного промышленного комплекса растет год от года. Не сосчитать количество стран мира, представители которых побывали в музее. А уж про соотечественников - и говорить нечего. Не налюбуются. Захвалили. Приезжайте в наш город  Полевской и сами убедитесь в этом.

               Степан Петрович Кузнецов, последний  начальник доменного цеха (ныне покойный),               
Алексей Николаевич Кожевников, заведующий музеем  с 3 мая 1996 по 31 декабря 2009гг.