Раша-Рошер-Ричи

Юрий Осипов-Бивер
Каждый раз, когда вижу на экране сеньора Хворостовского с конфетами "Рошер", вспоминаю рассказы из далёкого прошлого своих дедов, о другом русском певческом гении - Фёдоре Шаляпине.
Первая встреча моего деда по отцовской линии, Осипова Павла Никитича, с
Фёдором Ивановичем, произошла в Москве, в феврале 1924 года, когда он, будучи слушателем Авиавака при Академии ВВС им. Жуковского, слушал русского баса в офицерском клубе. Время было холодное и голодное. После арии тореадора из "Кармен" - " Тост, друзья, я ваш принимаю, тореадор солдатам друг и брат....", - благодарные слушатели вскочили, и устроили овации рускому басу, приподнеся ему вместо цветов - оковалок окорока, чему бас был несказанно рад. В то время, в Москве, у него жили три его дочери: Марфа, Марина, и трёхлетняя Дасия-Даша. В 1927- м, великого певца, решением СНК РСФСР, лишили звания Народного, и права возвращаться в СССР.
 Следующая история произошла уже с моим дедом по матери, Иващенко
Константином Васильевичем. Он рассказывал, что когда он был слушателем
той же Академии им.Жуковского, в 1936 году, во время нахождения в командировке на Дальнем Востоке, произошла встреча с Шаляпиным.
Фёдор Иванович давал концерт в Харбине, во время своего последнего,
дальневосточного турне. В зале, на первых рядах, сидели представители
советской военной миссии в Харбине и офицеры академии им. Жуковского.
Все радостно ожидали встречи с великим русским певцом. Надо отметить,
что слушатели и выпускники военно-воздушной Академии им. Жуковского
всегда были культурной элитой советской армии. Многие сложнейшие знания военно-технических дисциплин у них сочетались с широким кругозором и высокой личной культурой. То, что произошло тогда, вызвало у них - шок.
Великий русский бас вышел на сцену, окинул зал взором, и, увидя в первых рядах сияющий советский офицерский позумент - произнес. " Пока эти, господа советские( тут было весьма грубое выражение, допущенное Ф.И. Шаляпиным) офицеры не покинут этот зал, - я петь не буду".  Офицеры встали, и покинули зал, так и не услышав своего обожаемого певца.
 Почему я вспоминаю именно эти рассказы - не знаю. Может быть из-за некоего сходства судеб именитых русских певцов " на выезде". А, может быть, теперь, действительно есть внутреннее сходство между - РАША, РОШЕР, и быть - РИЧИ.