Структурные парадигмы древнего мира. Древний Китай

Дмитрий Михайлович Николаев
Современная культура - особый вид деятельности, формирующей специфическую картину мира, построенную либо на самообмане, либо на агрессивном невежестве других...



Древний Китай

Хронотопная структура цветовых и музыкальных предпочтений в Древнем Китае.  Пятиступенчатый путь.

Для древнекитайского мировоззрения характерно органическое восприятие Космоса, как иерархически организованной Вселенной, пронизанной связями между подобными разно-уровневыми сущностями. Подобное воздействует на подобное, тем самым человек может воздействовать на Космос, подобием которого он является. И обратно. Вещи подобны, если они подобны (односущностны) нескольким исходным первопричинам-стихиям, участвующим в космогонических циклах взаимных порождений. В Древнем Китае их было пять, например (дерево \огонь \почва \металл \вода). Отсюда и возникал так называемый «пятеричный путь».
Для цветовой символики, в этой культуре (также отражающей пятиэтапный космогонический цикл) естественно характерен пятиступенчатый цветовой ряд, построенный на основе пяти доминирующих цветов:


















Протокитайские 4- частные          Древнекитайские 5-частные
                структуры                структуры.

Зелёный (или синий) цвет в Древнем Китае ассоциировался с весной, женским началом (инь), востоком, деревом, с Зеленым (Лазоревым) Драконом …  Красный – соответствовал лету, Фениксу – павлину, Красной птице урожая, рождения; Правосудию и мужскому началу (янь), теплу и огню, поднятию вверх.  Желтый (золото) связывался с центром сакрального круга, с Почвой (землей), с концом лета и макушкой года, со сладким и плодоносящим, с  Временем, с «Желтым журавлем» бессмертия, со «срединным миром», с  «Желтым» императором – основателем Китая, с «Желтым ключом» обители мертвых (День поминовения предков, их проводы!), с жизненной энергией (ци) и зарождением (инь) в затухающем (янь). … Белый цвет связывали с осенью, с Белым Тигром, металлами, с прощанием… Черный цвет соответствовал зиме, воде, смуте и разрушению, стоку вниз, Змее (чиновнику) или Черепахе, (Воину), женскому началу (инь) … 

Таким образом, четыре цвета напрямую связаны с космологией Срединного царства (желтого Дракона), с периодами годового цикла. Желтый цвет занимал срединное положение, наиболее устойчивое относительно противостояний янь и инь. Это связывалось и со свойствами золота.  По представлениям древних китайцев, Небо и Земля некогда были слиты воедино (как и у шумеров, где  это единство  выражалось в боге Ан-ки, для обозначения такого неразрывного понятия существовало единое слово Хунь-дунь) и похожи на куриное яйцо. Внутри находился зародыш будущего великого божества Пань-гу.  Как родившийся из космического яйца, он считался творцом Неба и Земли.  Это относится и к двум вселенским первоначалам – инь (женское, отрицательное, темное, северное) и ян (мужское, положительное, светлое, южное).

С другой стороны, Конфуций выделял три субстанции: (Ян-красный, мужской \Инь-белый, женский \Инь-черный, мужской). В другой парадигме Инь (желтый, женское начало), Дао (первоначало, белый),  Ци – жизненная сила Космоса – желтый. Третьей базовой космогонической  парадигмой выступала древнекитайская триада: (Дэ – благодать, созидательная сила \Ли – ритуал, первопринцип \Ци – жизненная энергия), во многом совпадающая с Древне-шумерской. 

С пятью основными цветами связаны и пять основных нот в древнекитайском музыкальном звукоряде (если считать  восходящее наклонение): звук Гунн (белый); звук Шан (красный); звук  Цзю (зеленый); звук Чжи (желтый); звук Юй (черный). С этими цветами соотносятся и пять основных эмоций и вкусовых ощущений: гнев, кислое (зеленый); веселье, горькое (красный); желание, сладкое (желтый); печаль, острое (белый); страх, соленое (черный).

 













Древнекитайский 12-ступенный                Древнекитайский
звукоряд, построенный по квинтам.         антрпоцентричный  космогенезис
(порядок Фуси, III век до н.э.)

Структура протокитайского музыкального звукоряда была пятиступенной, затем 12-ти ступенной (система 12 люй: 6 – иньских и 6 – яньских полутонов, которые чередовались между собой). В двеннадцатиступенном звукоряде путем квинтовых (5-ти ступенных) переходов (по часовой стрелке) были сначала вычленены 5 основных звуков (c\g\d\a\e) с двумя терциевыми и тремя секундовыми интервалами. Такая операция перекрывает в целом интервал, диапазоном чуть больше чем полторы октавы.  К началу новой эры были введены ещё два звука с интервалами в пол тона от уже используемых (h\f#) и все интервалы в звукоряде  были сведены к секундовым (малым и большим),  а вся операция с 6 квинтами перекрывает звуковой диапазон в  2,5 октавы. Особенностью такой структуры является то, что если «светлые» звуки (h, a, g) являются яньскими (разделены тоновым интервалом), то «темные звуки (f#, e, d) –  становятся иньскими. Тогда звук (с: самый низкий в диапазоне звук до-) становится срединным звуком для всего звукоряда. Звуком Первопредков, звуком грома. Из сравнения двух приведенных выше рисунков можно видеть, что в сектор «срединного царства» попадают два звука (g – янь и  f# - инь), подтверждает нейтральность этого сектора относительно оппозиции (инь\янь). На соседнем рисунке приводятся две триады основных музыкальных инструментов, которые реализуют этот принцип: три флейты (большая флейта \средняя флейта \южная флейта) и три колокола (колокол домашний \колокол лесной \колокол откликающийся). Последний примыкает к основному (желтому, эталонному)  колоколу, задающему основной тон всему оркестру и положение которого определяется положением основного звука до-.  В каждый из трех секторов попадает одна флейта и один колокол со звуком янь (или инь).

Если восточно-европейские скотоводы-индоевропейцы придавали особое значение культу огня (роль этого культа сохранилась и в христианстве, где высшим считается крещение святым огнем), веря, что через его посредничество они общаются с богами, с высшими сущностями, управляющими Космосом, то древние китайцы верили, что с помощью правильно организованной музыки они могут влиять на состояние Первосущностей, на структуру Космоса и Срединного мира. При правителях древнекитайских царств были даже министры музыки и обрядов. Человек, сформированный из системы частных (инь\янь) стабилизирует не только эту структуру, но и призван стабилизировать весь Космос, препятствовать энтропии взаимоуничтожения исходных противоположностей. Космогенезис определяет структуры циркуляции жизненных сил как в Космосе, так (по аналогии) и в любом живом организме (китайская теория циркуляции сил по меридианам).  Каждая автономная часть функционирует так же, как и целое. Универсализация основного принципа, кодирование им структур на всех иерархических уровнях – в этом особенность древнекитайского мировоззрения и формируемого им понятийных структур, когда при делении целостной структуры части воспроизводят структуру исходной целостности. В математике это свойство определяется как фрактальность...

Несмотря на то, что древнекитайский звукоряд был привязан к древнему календарю, который изменялся в различные исторические эпохи, исходная пятиступенная структура (пятичастный аккорд – пентахорд) оставалась доминирующей при всех исторических трансформациях звукоряда. Отметим, что весь диапазон основных голосовых звуков в целом не превышает  диапазона в 3 октавы. Древние китайцы это знали и при построении музыкальных теорий исходили из этого. К музыке  у китайцев было особое отношение, т.к. они считали музыкальный ритм – ритмом развертки Космоса из Великого Начала. С Пра-«инь» они связывали низкий диапазон, с Пра-«янь» – диапазон высоких звуков.  Следовательно, средний диапазон ассоциировался у них с диапазоном человеческого голоса, диапазоном Срединного мира. В этом срединном мире, доминирование звуков высокого регистра указывало на его «янь»-нездоровость (гневность, злобность, повышенная возбудимость, металлический удар, свист, детский крик, доминирование мужского начала), доминирование среднего регистра (звуки радости) говорило о здоровом состоянии общественных отношений. Преобладание же низкочастотных звуков (тоски, плача, скорби, грома, землетрясения, обвала берега при наводнении, доминирование женского начала) в музыке говорило о его гибели, саморазрушении.  Во многом, таким  же образом воспринимали музыку и древние греки.

Отметим также, что название струн в основном 4-х струнном инструменте (цин) совпадало с названием годовых сезонов, а название ступеней (полутонов) в 12-ступенном звукоряде с названием лунных месяцев (например: d# – полутон одиннадцатой Луны).  Привязка другого древнекитайского музыкального ряда к 24-сезонному годовому сельскохозяйственному календарю приводит к энгармоническому музыкальному строю с интервалом в одну четверть (более подробно см. ниже).

Древние китайцы считали, что все в мире возникло из сочетания пяти первоэлементов (В-вода \О-огонь \Д-дерево \М-металл \П-почва, земля), связанных с пятью планетами и 4–мя сторонами света с сакральным центром. Меркурий обозначал воду и север, Марс - огонь и юг, Венера - металл и запад, Юпитер - дерево и восток, Сатурн - почву и центр «срединного царства» (человечества). Здесь отражена основная трихотомия их сознания (янь – порождение \разделение, структурирование и сохранение (путь, дао, ци) \инь – расслоение, распад, уничтожение). 

С другой стороны, срединное царство (человека), нейтральное, включающее в себя, сочетающее в себе все уровни расчлененных Первосущностей, определяющее пути развития разделенного но целостного Космоса, влияющее на взаимодействие Первосущностей  Инь\Янь, возникает при (и для поддержания) этом разделении и дроблении исходных Первосущностей (Янь\Инь), т.е. на границах их столкновения (на оси середин интервалов между равноденствиями и солнцестояниями). Разделение определяет как начало цикла порождений сущностей (стихий), так и начало космогонического цикла. Это однозначно выделяет ось северо-восток \ юго-запад. Отсюда и определение места срединного царства на сакральном круге: либо у северной, либо у южной  границы метафизического разделения. Включение такого элемента (почвы, земли, жизненных сил, порождающих человека) в круг основных четырех элементов приводит к частичному смещению их на сакральном круге, что и учитывается на втором рисунке выше. Если положение срединного царства фиксировано в юго-западном секторе, то в северо-восточном секторе располагают Первочеловека, Первопредка, определившего основные законы и учредившего существующий порядок  в мире. Не случайно, именно с этим временем года связывают День Предков (Красная горка) во всех архаичных культурах. В Восточной Европе это событие также приходится на начало весны (май месяц).

По представлениям древних китайцев, пять первостихий участвуют в нескольких основных циклах взаимопревращений, совокупность которых и определяет сложную структуру сущностей всех вещей.  Основной цикл – цикл взаимопорождений (по типу разрешения противопоставлений отец\сын), который имеет структуру (Д\О\П\М\В): дерево порождает огонь, огонь рождает пепел (почву), уголь рождает металл, металл превращается в воду (жидкость), вода рождает дерево (растение, жизнь).

Второй цикл – циклы взаимоподчинений (уничтожений) по типу отношений (дед\внук) со структурой (В\О\М\Д\П): вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево рыхлит почву, почва поглощает воду. Именно по этому циклу построен основной древнекитайский музыкальный звукоряд (тип 5-ти конечной звезды).












 






Взаимопорождения.               
Определяется 1-частными (1) «терцевыми» переходами. Полный цикл охватывает диапазон  в 1 октаву. В основе: простой 5-ти терцевый пентахорд. Или три 2-х терцевых трихорда.

Взаимоподчинения.
Определяются 1-частными (2) «квинтовыми» переходами. Полный цикл охватывает диапазон в 2 октавы. В основе: 5-квинтовый пентахорд. Или три 2-х квинтовых трихорда.


Цикл (Д\М\В\О\П\Д*)






 

Структура последнего цикла изменений (Д\М\В\О\П\Д*) последовательно 3-х частна и включает  (если за начало отсчета выбирается Д): сексту(3)- терцию(1)- квинту(2)- терцию(1)- сексту(3), т.е. тоновая (интервальная)  структура такого процесса представима в симметричном виде  (3\1\\ 2\\1\3), где последние фазы цикла повторяет  начальные фазы, но в обратном порядке относительно центральной  фазы цикла \\2\\ – точки инверсии. Весь цикл укладывается в 10 интервалов  (т.е. в  2 полных оборота, в 2  октавы).

Аналогичную структуру можно получить, используя 2 «тройных квинтовых шага», со структурой (2.5\2.5\2.5), т.е. 2 трех-квинтовых тетрахорда, каждый из которых  охватывает  диапазон в 6\5 октавы.  Выбор тех или иных аккордовых предпочтений определялся прежде всего представлением музыканта о доминировании тех или иных 5-ти стихийных (субстанциональных) процессов. Этим, по представлениям древних китайцев, устанавливалась «гармония (резонанс)» музыкального строя с «музыкой (ритмами)  Неба».














         
 
Цикл (Д\О\М\П\В\Д*)
С симметричной тоновой (интервальной) структурой  (1 \2 \\ 4 \\2 \1), если интервалы отсчитывать от  точки  Д по часовой стрелке. Цикл укладывается в 2 октавы. Данная  структура  состоит из начального (Д-О-М) и  конечного (П-В-Д)  тетрахордов и срединного 4-ступенного интервала.. 

Универсальный.
Определяется последовательностью 5-ти трихордовых  «терцево-квинтовых» \т.е. (1-2)\ переходов типа (Д-О-М)-(М-В-О)-…. Полный цикл реализуется в 3-х  октавах (за 3 спиральных витка). На каждом витке номера звуков всегда идут по возрастающей.


 

В первой из двух указанных структур  конечный тетрахорд инверсен к первому относительно разделяющего их срединного 4-х ступенного интервала. Структура этого цикла трансформаций первостихий (первосущностей) во многом напоминает позднее возникшую структуру ритуального обхода ветхозаветного Храма, обнаруженную нами ниже.  Это легко обнаружить, если перейти от 5-частных структур к 6-ти или 8-ми частным. Вероятно, такого рода структуры были наиболее тайными, связанными с сакральными ритуалами.

Третий тип циклов – циклы преображений.  Эти циклы определяются структурной последовательностью основных стихий (М\Д\В\О\П).
Восточные ворота в Пекине были выкрашены в сине-зеленый цвет; южные – в красный; западные – в белый; а северные – в черный.

Древнекитайская пятиступенчатая парадигма распространялась на все виды человеческих ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание), на основные эмоции, которые четко структурировались в соответствие с годовым кругом. Это была культура, в основе которой закладывался математически выстроенный календарный хронотоп.
 
Пятицветовая традиция  лежит и в основе японской культуры: (черно-фиолетовый (куро), север, Первооснова \сине-зеленый (ао), восток, творение \красный (ака), юг, гармония, агрессия \белый (широ), запад, синтез, преображение \желтый (Ки), Единство, энергия,  центр Мира).

Для культуры горного Тибета, на протяжении всей истории противостоящего Китаю, характерна инверсия (как результат долговременной культурной оппозиции к китайской традиции) китайских символик. В тибетской символической традиции закрепилась иная пятиступенчатая цветовая парадигма: белый (восток, тигр), голубой (юг, дракон), красный (запад, птица),  зеленый (север, черепаха),  а в ритуальной символике жертвоприношений Властелину Земли сохраняется более архаичная 4-х членная структура типа: восток (белый); юг (желтый); запад (красный); север (зеленый).

Отметим, что средневековые и современные систематизации цветовых (звукотональных, вкусовых, эмоциональных состояний) восприятий практически сводятся к модификациям  (в рамках различных парадигм) структур, открытых еще в Древнем Китае. Цветовые тона и ритмы в китайской традиции – это ритмы живого, прекрасного, обращенного к священному прошлому, к циклам Космоса, в котором нет высшего начала. Они отражают позыв к жизни ритмами космоса. Китайское искусство – некая декорация, скрывающая жесткие ритмы «поднебесной империи» и управляемого  ею Космоса.   

Отметим и элементы триадологичности в древнекитайском антропокосмизме:
Три плана мира – (Небо\ Человек \Земля). Небо ¬– (солнце\ звезды \луна). Человек – (отец \дитя \мать). Земля – (горы \равнины \реки).
Инь – прошлое,  чжун – настоящее, срединное, янь – будущее…

Представленная слева формула может рассматриваться, как космогонический код древнекитайского антропогенезиса. Полученный код совпадает со средиземноморской структурной парадигмой.