ВАН ИохАнн ШАРон - как ИВАН ИВАНовмч ШАРов

Крыленко Владимир
ФОТО ТЕХ ВремЁн: ЛЁЛя Калинченко-ВладИмирская - подрУга Эммы НАЙДух
                (а Эммы я НЕ нашёл) и моя сестричка
                (а ЕЁ СЫНу - СЁДНИ 74!)
    ВСЕ опИсанные (мнОю!) ЛЮДи, собЫтия и местА - абсолютно РЕАЛЬНЫЕ -
       в 3-20-ти минутах ходьбЫ от моЕй родной - из ДУБа РУБленой ХАТы!

ВАН ИохАнн ШАРон - как ИВАН ИВАНовмч ШАРов

Я - ВАН ИохАнн ШАРон -
ПочтИ ВСЮ Жизнь прожмл -
Как ИВАН ИВАНовмч ШАРов.
И вот уже под саму СТАРость
(НеМНОГо мне уж  ЖИТЬ остАлось!) -
РешИлся я ВОТ Эту Опись - ВАМ остАвить,
Чтоб и ВЫ тоже ЗНАЛи,
Что  в ЖИЗНи - ВСЯКое бывАло,
Что в ВойнУ - ВСЯКое случАлось,
И КТО ТУТ ПРАВ,
И КТО, - неПРАВ, - наПРОТив,
Иль ДАЖе виновАт и, ДАЖе - ОЧчень, -
ТРУДно ужЕ МНЕ - Это сказАть,
И ВОТ ЧТО я ВАМ предлагАю прочитАть

   А ДЕЛо Это было ТАК:
Я - ВАН ИохАнн ШАРон
(Но НЕ ШаРОН и НЕ аРОН!) -
Был НЕМЦем-пОлу-ЧЕХом рождЁн -
В городОчке Рот-ЛАБен - МЕКлен-БУрг. -
В 1919-том ЖУТКом годУ, -
В разрУху САМую -
В ГраждАнскую войнУ.

НеСЛАДКо в ЖИЗНи получИлось, -
БЕДА - ТРАВМа со мной случИлось,
Я СИЛЬНо захромАл, -
Я с дЕрева в дЕтстве уПАЛ,
Когда ТАМ ГРУШи поспелЕе выбирАл, -
Ведь бЕЗ отЦА (поГИБ в 18-том годУ!) -
НедоедАл-голгдевАл,
А БОГ - МАЙН ГОТТ, -
НАМ, ЧЁ-т, - НЕ Очень помогал.
Да й ГЛАЗ я повредИл
И плохо ИМ я ВДАЛЬ виДАЛ.
И плохо слоВА я говорИл и промовлЯл.
ТАК ЧТО НИКТО со мной - и подруЖИТЬся НЕ жеЛАЛ!
И САМ обычно я ВСЕГДА скучАл.
И аж ДО 1943-го - меня на ФРОНТ ФЮРЕР НЕ БРАЛ!
НО ТУТ ПАулюс НАМ подкачАл-подосрАл, -
САМ в окружЕние-"коТЁЛ", -
КАК КУР в оЩИП попАл, Армию СДАЛ, -
ВОТ ТУТ уж и меня - на ФРОНТ ФЮРЕР заБРАЛ
И к ВАМ СЮДА в ДонбАсс приСЛАЛ! -
НАШ батальОн - ТУТ - в ВИЛЬХах -
В РОЩе у КАДЬевки стоЯл -
ВРОДе, КАК оборОну ТУТ держАл:
ДерЕва ЖУТЬ выСОКи и гуСТЫ куСТЫ,
ОТ ВАС остАлись (с 41-го аж!) блиндажИ.
РучьИ чистЕйши с минерАл-водОй,
И ПРУД - глубокий и большой,
И с РЫБою неплохОй, -
Ну, - МНОГо КРАШе, ЧЕМ ДОЙЧ-ЛЯНД -
Мой ФАТер-ЛЯНД - любИмый и роднОй!

Но ГЛАВНое - НЕ ЭТО! -
Я КАК-то ШЁЛ по ХУТору к себЕ - уж СПАТЬ,
И за послЕдним дворОм - СТАЛ под плетЕнь - поССАТЬ,
А ТУТ менЯ - СКВОЗЬ густЫ ПРУТЬя-кустЫ - ХВАТЬ! -
Да вот ЗА <ЧТО> - ЗА <ЭТОТ> - ХВАТЬ! -
Ну, - и даВАЙ, конЕчно, - хохоТАТЬ! -
БабЁнка МАЛенькая, КРУГЛенькая, ПЛОТНенькая,
Да и МОРДочка - веСЁЛая, - даж Очень неплоХА:
      ""- ХА-ХА-ХА-ХА!"" -
ВСЁ продолжАет хохоТАТЬ! -
СМУТИЛСЯ же я Очень - от ТА "ХВАТЬ" -
МенЯ ж НИКТО из ЖЕНЩин - НЕ ХВАТАЛ и НЕ держАл!
А СЯ НатАха - ухватИла и НЕ ХОЧет отпускАть! -
Ведь МОЙ <ЭТОТ> - КОЛом-ДЫБом <ВСТАЛ>, -
На ДОБРых ДЕСять ДЮЙМов <ВСТАЛ>!
ПришлОсь мне сквозь плетЕнь - перелезАть,
Ну, и ЕЁ "по-БЫСТРу" - <ублажАть>, -
На чердачкЕ сарАя в СЕНе <ублажАть>!
А вот НатАха СЯ - от БОЛи - стоНАТЬ-криЧАТЬ!
ДоговорИлись <встрЕтиться> ЗАВТРа порАньше оПЯТь, -
ЧАСиков в ПЯТЬ, - поКА ВСЕ, врОде-б, - СПЯТ! -
НатАха моглА, правда, - чутОк -
По-НАШему болтАть,
ЧТО в ДЕТСТВе (в ТОМ 18-том годУ) -
ОТ НЕМЦев-оккупАнтов - усПЕЛа нахватАть!

ОНА учила менЯ, - КАК НАДл ЕЁ <ласкАть>,
Чтоб БОЛи ЕЙ НЕ доставлЯть,
А ЕЙ - удовОльствие - побОлее-подОлее давАть.
Ведь я же ДОМа ЖЕНЩин - НЕ <ласкАл> -
НИКТО ж СО МНОю - ТАКИМ - НЕ желАл!
И МЫ - влюбИлися - и Очень!
А у НЕЁ - без МУЖа - БЫЛ ВАСя АНОХин -
МалЮсенький (ЕЙ в-СТАТЬ!) сыНОЧек -
ВСЕГО восьмОй годОчек!
И ОН - за НАМи, за МАМой следИл
И РАЗ - ГэВЭРР-винтОвку ЧУТЬ не утащИл!
А я ВАСе - ЧТО МОГ - ноСИЛ, -
Конфетки. ЦУККер, БРОТ и даже ФИШ,
Что я в прудУ Изредка ловИл!

И вот СептЭмбэр-1943 наступИл. -
НАШ гарнизОн из КАДиевки - отступИл,
А НАМ - ПриКАЗ поступИл:
"- СражАться, СКОЛЬКо ЕСТЬ патрОнов и СИЛ!"

А батальОн - уж СДАТЬСЯ ВЕСЬ реШИЛ:
"- ХИТЛер - каПУТ! -
И для ЧЕГО ж сражАться НА-смерть ТУТ!"

И вот - ТОТ ЖУТКий ДЕНЬ наСТАЛ!
А я - в ТО Утро РАНо встал,
К НАТАХе через болОто-ЛУГ и садЫ прибежАл,
ЕЁ - ЧТО НАДо (науЧИЛа!) <обласкАл>,
А ТУТ - и ВАСя прибежАл, - НАМ СНИЗу громко закричАл:
"- МАМа, юБОвь скарЕй сваЮ канчАй, суДА слизАй!"

НАТАХа ушлА и ЛЕСенку унеслА.
А ТУТ уЖЕ ВЫСтрелы винтОвочны греМЯТ!
А ко мне наВЕРХ - ЛЕЗет солдАт,
А я сквозь СЕНО за НИМ одНИМ ГЛАЗом слеЖУ -
 ГЛАЗ от НЕГО - НЕ отвоЖУ!
А ОН - молодЕц - без ЛЕСенки заЛЕЗ, -
С винтОвкою заЛЕЗ,
Да и давАй штыкОм в СЕНО тыкАть,
А я ЕГО за НОГу - "ХВАТЬ", -
ОН упАл, а я - сбеЖАЛ, -
ПРЫГнул бездУМно, со-СТРАХу ВНИЗ,
Ногу больнУю подлоМИЛ, -
ЖУТКая БОЛЬ, но я - сгорячА - вскоЧИЛ,
ШТАНЫ заБЫЛ,
И в однОй КУРТКе - ЧЕРЕЗ плетЕнь - УЗКий ЛАЗ -
ПРЯМ в ПОЛе подсОлнечно-кукурУзное проскоЧИЛ,
УЖЕ ползКОМ - Еле полЗУ,
А ТУТ солдАт МОЙ - ТУТ - КАК ТУТ!
А я - кой-КАК - вскоЧИЛ, -
ОТ БОЛи ж - НЕТу СИЛ, -
А ОН - ШТЫК в МЕНЯ всаДИЛ!
ОН ЦЕЛил МНЕ в жиВОТ - НЕ зажиВЁТ, -
Но я рукОю - ВНИЗ отБИЛ,
А ОН - в коЛЕНО больнОе ШТЫК всаДИЛ!
А у меня в кармАне КУРТКи -
КАМень-голЫш окАтанный был
И я усПЕЛ, ЧТО было СИЛ, -
В НЕГО ИМ запустИл
И ОН уПАЛ, и я САМ уПАЛ -
БЕЗ СИЛ уПАЛ!
УПАЛ - и соЗНАНЬе с БОЛи потерЯл.

ЧТО было ДАЛЬШе - МНЕ уж ЭММа -
ЛЮБОВЬ и ЖЕНА МОЯ рассказАла.
А ЭММа - по-секрЕту - моКй (В.И.Крыленко) МАМе рассказАла,
Да неМАЛО - и НатАха АНОХина - моЕй же МАМе рассказАла, -
НатАха ж - через ДВОР от НАС жилА -
И в ДОБРых отношениих с МАМой былА!
НатАха  не САМом БугрЕ ОрлОвском жилА, -
В отдЕльно обосОбленной и ГУСТо ХВОРостом огоРОженной усАдьбе жилА, -
ВдвоЁм с СЫНОЧком ВАСей жилА.
А ЗА ЕЁ усАдьбой - на полторА килО - полЯ,
ГДЕ НЕМЦы в 1942-43-тьем - через СТАРост -
НаделИли нарОду делЯнкм,
ГДЕ сажАли подсОлнечник, кукурУзу.
А ЭММа НАЙдух, что на немЕцком посЁлке, что у коксо-хим-завОда жилА,
Тож делЯнка ТАМ былА
И в ТОТ ДЕНЬ вступлЕния КРАСНой Армии - ЭМмочка моЯ ТАМ как-РАЗ -
НА СЧАСТЬе и ЖИЗНЬ МНЕ - былА!
И ОНА НАс ТАМ - лежАщих РЯДышком, -
КАК БРАТики, - наШЛА!
А В ТЕ ДНИ - ЛЮДи боЯлись ВЫЙТи со двоРА -
ТАК расхоДИЛась <шушерА>:
БандИты и ворЫ - ЗА ГОД при НЕМЦе -
истосковАлися по воровствУ и грабежУ, -
НЕМЦы ЗА Это - БЕЗ судА - нА МЕСТе стрелЯли!
А ЭММа ЖУТКо испугАлась,
ЕогдА МЕНЯ БЕЗ штанОв - в КУРТКе однОй - увидАла! -
В кроВИ я, да й <ЭТОТ> "ХВАТЬ" МОЙ - недурНОЙ!
ЭММа потрОгала солдАта молодОва - ГОДа 1922-вторОва, -
УЖЕ холОднова и "гоТОВа",
пошАрмла в ЕГО кармАнах:
удостоверЕнме красно-армЕйца -
        ИВАН ИВАНович ШАРов
и МОЁ - ВАН ИохАнн ШАРон! -
ЧТО же ОНА - с УМА, что-ли, - соШЛА!?
Но ЭММа - НЕ ГЛУПая былА! -
И ВРАЗ - ВСЁ поняЛА:
ИВАНу ШАРову - уж НЕ поМОЧЬ,
А у МЕНЯ - ТАКАЯ "МОЧЬ", -
Ну, КАК ТААКОМу - НЕ поМОЧЬ!?
И ОНА НАС - переодЕла:
И СТАЛ - по МИЛости ЕЁ - я - ИВАН ШАРов,
А ОН - ИВАН - СТАЛ - ВАН ИохАнн, да ЕЩЁ й ШАРон!
И ЭММочка - ужЕ - без моВО ВЕДома - МОЯ -
УЖЕ - ЛЮБОВЬ и ЖЕНА МОЯ, -
ПошлА и МЕД-САН-ЧАСТЬ - нашлА,
ПРО МЕНЯ рассказАла
И вот МЕНЯ - уж в МЕД-САН-ЧАСТЬ забрАли.
А Эмма - ПОЛу-НЕМКа (ТУТ рожденА ОНА) -
ТихОнечко со МНОю ПО-НЕМЕЦКи пошептАлась
И КАК МНЕ себЯ вестИ - подсказАла:
ЧТО я ПОСЛе раНЕНия - чуТОк чокнУлся
и ПЛОХо ВСЁ понимАю!

И - Это - КАК мне Эмма подсказАла, - получИлось!
И у меня ВСЁ СЁ - неплохо получилось!
Очень помоглО и сходство СИХ имён-фамИлий!
Когла ко мне обращАлтсь-вызывАли:
 "- ШАРов!", "- ИВАН!" или "- ИВАН ШАРов!", -
Я мгновенно отвечал ИМ: "- ЙЯ!", ЧТО по-немецки значит "- Да!",
Так как звучит Очень похоже на:
 "- ШАРон!", "- ВАН!" или "- ВАН ШАРон!" -
Для меня понЯтно и родное!
Правда, когда я рьяно рявкал - отвечал ИМ: "- ЙЯ!",
То надо-МНОю в лазарЕте потещАлись:
"- Да знаем, милый, МЫ, что Это - ТЫ!"
А ЧТО бы было, ЕСЛИ б уЗНАЛи ОНИ, - КТО же на САМоМ ДЕЛе я!

Да и язык я помаленьку начинал уж понимать:
НатАха мне ж неплохо помоглА!

И - <Это> с Эммой - пре-чудесно получИлось! -
Ведь Эмма - в <ЭТОТ> "ХВАТЬ" МОЙ - недурНОЙ
И в <ЭТТу> МОЮ <МОЧЬ> и <МОЩЬ> -
С-ХОДу влюбИлась,
ЧЕГО со МНОю в ЖИЗНи -
НЕ бывАло, НЕ случАлось и НЕ БЫЛо!

И вот МЕНЯ уж через МОНат-месяц - подлеЧИЛи
И подчистУю уж - от ВОМН-СЛУЖБ - освободИли.
И ТУТ МЫ с Эммочкою - пре-СЧАСТЛиво заЖИЛи
И НИКОГДА и НИ о ЧЁМ МЫ - НЕ туЖИЛи,
НЕ ССОРилися, НЕ мирИЛись! -
МЫ <ЭТим> с Эммой - Очень подходИли!
И МЫ к НатАхе с Эммою - в ГОСТи ходИли, -
ПО-путИ на подсОлнухи ходИли!
А я и САМ к НатАхе - с <ЭТим> заходИл, -
ЕЁ <ласкАл> и от хандрЫ <лечИл>.
И ПАРу РАЗ - к ТЁТе МарУсе Крыленко заходИли, -
Эмма с ЕЁ детьми - Анею и ГРИШею до 1942-го дружИла,
ПокА ВойнА и СМЕРТЬ не разлучИла...
И к ЛЁЛе Калинченко-ВладИмирской почаще заходИли, -
ОНИ ЕЩЁ по ДЖАЗу в 1937-мом сдружИлись.

РвбОтал в шахте "ИЛЬИЧ" -
поблИзости от НАШего - "НЕМЕЦКого" ДОМа из БЕЛа кирпича,
ЧТО ПАПа ЭММы - ЭммануЭль НАЙДух в 1912-том пострОил.
СынОк у НАС уж появИлся...
В 1963-тьем я на ПЕНСию ушёл
И МЫ уЕхали в ОДЕССу. -
СЧастлИвейшая ЖИЗНЬ, - о ЧЁМ и НЕ мечТАЛось!
А ЧТО б со МНОю, Если бы НЕ Эмма, СТАЛось!? -
ПЛЕН, лагерЯ и ГИБель от понОса...
ТАКАЯ ВЫПала СудьбА -
В ТЕ - САМы ЖУТКи временА!
НЕ ЗРЯ же, - по Евангелие от Матфея (Глава 1 - п.23) -
ИМя Эмма = "с нами" - означАет,
А ИМя ЭммануЭла, ЭммануЭль = "с нами Бог" - означАет!
А ещё лучше - Это Имя Эмма по-латински = Ласковая, Дружелюбная - куда уж ЛУЧШе!

Ну, ВОТ ТУТ-то я й конЧАю -
ПРО Эти, - врОде-бы, - ГНУСНые,
И, заоднО, - ГРУСТНые (для меня!) <ДЕЛА>, -
Ведь Эмма для менЯ - ВОВСе НЕ ЧУЖА!

POST Scriptum:
А ЧТО с НИМИ СТАЛось, - я НЕ ЗНАю -
Телефон Эммы - инЫм хозЯином ЗАНят
и на моИ и ЛЁЛи (ЕЙ - 92, но ОНА - жиВА!) вопрОсы -
НЕ вступАет...
   С ПРЕ-ВелИким к ВАМ -
   уважением-почтЕнием!
   И я прошУ у ВАС прощЕния,
   Если я ВАС по-ГЛУПости обИдел или уязвИл КOГО-то,
   или оскорбИл!
         Крыленко Владимир  22 декабря 2012