Записки учителя воскресной школы 3

Лариса Калюжная
*** Приведу пример беседы с детьми на нравственную тему. Однажды  я предложила для обсуждения такую ситуацию:
- В автобус вошла старенькая бабушка с клюшкой. Все места заняты. Но вы видите, что на месте для инвалидов и пожилых людей сидит молодой парень. Что вы будете делать?
Равнодушных в классе не оказывается, между ребятами заходит оживленный разговор, в который мне даже не удается вставить слово (я только активно вращаю головой, с трудом успевая отследить, кто что говорит):
- Надо подойти и сказать: «Вы разве не видите, что рядом с вами стоит старенькая бабушка?»
- А если он не уступит место?
- Тогда надо ему по шее накостылять!
- А если он тебе накостыляет?
- А я скажу и сразу убегу!
- Нет, надо ему сказать, что он сидит на инвалидском месте!
- Ну и что, он тебе все равно накостыляет!
- Тогда уж лучше совсем не соваться, а то еще и старушке достанется!
Одна из девочек предлагает:
- Надо сказать так, чтобы он не обиделся!
- А как?!
- Ну, сказать, что вы, наверное, не увидели, а тут бабушка старенькая стоит.
- Правильно, надо вежливо попросить: «Пожалуйста, уступите ей место!» - это опять какая-то из девочек.
- Можно еще пошутить, сказать: а то старушка сейчас развалится!
- А еще надо просить с любовью и тихонько, чтобы никто не слышал больше, тогда парень не обидится и обязательно уступит место! - это не выдерживает кто-то из родителей.
- А потом ему надо сказать: «Спасибо, что вы уступили место старушке!»
Все, не без участия родителей, единодушно решают, что девочки придумали самый правильный ответ: надо просить вежливо, с любовью, а если так не умеешь, то лучше и совсем не просить, будет только хуже.
Тут и у меня, наконец, появляется возможность сказать, что ситуация отчасти шуточная и есть еще один остроумный ответ на нее. Не сразу, но все-таки кто-то догадывается:
- Надо встать и самому уступить место старушке!

(См. продолжение: http://www.proza.ru/2012/12/23/2050)